Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексная дошкольная программа «Истоки»: теоретические основы, общая характеристика.




Требования к разработке и корректировке образовательной программы.

Треб-я к разработке:

- Единство. Парадигмальная определенность, единые концептуально - теоретические основы и стратегические ориентиры для всех реализуемых программ.

- Целостность. Взаимообусловленность и взаимодополняемость программ, которые в совокупности составляют образовательную среду ДОУ и целостный комплекс технологического обеспечения структуры образовательного процесса.

- Полнота. Необходимость включения всех элементов содержания образования детей, необходимых и достаточных для реализации поставленной разработчиком программы цели, принятой им парадигмы и концепции.

- Конкретность. Обоснованное описание всех элементов содержания, их характеристик и связей, которое показывает способ реализации данного содержания в реальном образовательном процессе.

-Процессуальность. Построение программы в соответствии с логикой реализации содержания в образовательном процессе; последовательное изложение этапов движения к поставленной цели; раскрытие методов, организационных форм, средств деятельности и взаимодействия с воспитанниками, что, в конечном счете, регламентирует процесс реализации программы.

Общий объем времени реализации образовательной программы определяется педагогом самостоятельно адекватно поставленной цели и задачам. Изменение параметров времени по отдельным разделам или конкретным темам учебного плана образовательной программы определяется педагогом с учетом конкретной ситуации в течение учебного года, динамики интересов воспитанников, достигнутого ими уровня результатов.

- Контролируемость. Определенность в результатах, адекватность технологии их определения, фиксации, изменения и представления в рамках принятой разработчиком программы и концепции, поставленной цели, составленной композиции содержания и уровней его освоения, с учетом специфики направления (профиля деятельности, образовательной области).

- Модульность. Структура программы любого типа и вида проектируется, что определяется, с одной стороны, динамикой индивидуального и социального заказа к программам дополнительного образования (требованиями к качеству). С другой стороны, правом свободного выбора детей и их родителей содержания, характера, объема, ритма и результатов образования, но и авторским правом педагога.

Треб-я:

1.К условиям реализации программы, включающим треб-я к психолого-пед., кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

2.к структуре программы:

д.б. след.разделы: А) целевой (пояснительная записка, цели и задачи, принципы и подходы к формированию, значимые характеристики для разраб-ки программы, характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, планируемые результаты освоения программы;

Б) содержательный раздел (образовательной деятельности с 5 ОО с учетом использования вариативных программ, вариативных форм, способов, образоват.деятельности). Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, особенности взаимодействия педагог.коллектива с семьей, способы и направления поддержки детской инициативы, иные характеристики содержания программы, содержание коррекционной работы, спец.условия для получения образования детьми с ОВЗ, механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование спец.образовательных программ и методов, спец.методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий). Краткая презентация для родителей (законных представителей) детей: возрастные и иные категории детей на которых ориентирована Программа организации, используемые примерные программы, характеристика взаимодействия педколлектива с семьями воспитанников.

В) организационный раздел (описание материально-технического обеспечения, обеспеченности метод. материалами, включен распорядок дня, режим дня, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.к результатам освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров ДО

Комплексная дошкольная программа «Истоки»: теоретические основы, общая характеристика.

Возраст обучающихся — от рождения до 7 лет. Содержание программы в соответствие с ФГОС ДО, основной целью которого является формулирование равных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей. Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. У каждого психологического возраста есть своя миссия, определяемая генетической задачей развития, которая появляется в результате противоречий, возникающих в системе отношений ребенок-взрослый. Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода на следующий возрастной этап. Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие. Программное содержание включает в себя также формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания. Они отличаются многообразием: показ и объяснение, постановка задач проблемного характера, проведение экскурсий, бесед, организация детского экспериментирования как с предметными, с природными объектами, так и с текстами, использование игровых приемов, мотивирующих деятельность детей и пр. В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. В содержании образовательной области «Познавательно развитие» к главным задачам относятся: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей; формирование средств и способов познавательных действий, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.; развитие воображения, образного мышления и творческой активности; формирование первичных 7 представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Содержание области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и овладения речевой культурной нормой через знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров и развитие речевого творчества. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на становление эстетического отношения к окружающему миру и создание условий для формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; а также развития образного мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Содержанием образовательной области «Физическое развитие» является: совершенствование функциональных возможностей детского организма; приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующего правильному формированию опорно-двигательной системы организма — выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений; приобщение к некоторым доступным видам спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Основным лейтмотивом Программы является уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка с взрослым, детей между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями. Содержание Программы предполагает также диалоги культур и поколений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...