Преимущества сотрудничества
Итак, в наши дни складывается практика сотрудничества силовых ведомств и религиозных организаций в деле патриотического и духовно-нравственного воспитания. Оправдано ли такое сотрудничество? 1). Каждое успешное государство уделяет значительное внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию своих граждан, и особенно тех из них, кому доверено охранять и защищать суверенитет своей страны и правопорядок на ее пространстве. 2). Преимущественно силовые ведомства сотрудничают с организациями, представляющими традиционные религии своих народов. В нашей стране в данный процесс наиболее активно вовлечена Русская Православная Церковь. Это обстоятельство не случайно. Церковь сыграла немалую роль в становлении российской культуры и государственности, традиционно воспитывала своих последователей в духе любви к Богу и к Отечеству. В “Концепции национальной безопасности Российской Федерации”, утвержденной Указом Президента России (17 декабря 1997 г.), отмечается: “Важнейшую роль в сохранении традиционных духовных ценностей играет деятельность Русской православной церкви и церквей других конфессий…”[6] Религия обладает мощным интегративным потенциалом, сплачивая людей как на уровне религиозной общины, так и на уровне этноса, государства, общества. Кроме того, религия как социальное явление выполняет в обществе и культуротранслирующую функцию: традиционные религии народов выполнили в прошлом и продолжают осуществлять ныне основополагающую роль в сохранении этнической культуры, духовных ценностей, национальной идентичности. Благодаря особым консервативным качествам религии, осуществляется поддержание и сохранение языка, культуры, национального самосознания.
Председатель Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов отметил: «Религия играет огромную роль в жизни народа. Она – хранительница духовных ценностей, нашей исторической памяти. Если бы у нас не было Церкви, мы с вами не помнили бы ни об Александре Невском, ни о Димитрии Донском. Они остались в памяти народа благодаря летописям, которые составлялись церковными людьми, которые читались в храмах и в домах на протяжении семисот лет становления нашего народа»[7] 3). Религия любого народа, ставшая духовной основой его культуры и ключевым интегрирующим фактором, всегда была с ним и в победах, и в поражениях. Примером тому служат события времен Великой Отечественной войны. РПЦ, выполнившая отнюдь не второстепенную роль в становлении и развитии страны и ее культуры, к 1941 г. как организация была практически разгромлена: множество священнослужителей и мирян были уничтожены или находились в лагерях, государство препятствовало выбору патриарха, закрыты духовные школы, разгромлено множество храмов. Тем не менее, с первых дней войны Церковь немало делала для победы. Не случайно, в 1943 г. советское государство во многом облегчило положение религиозной организации, оказавшей значительную роль в патриотическом сплочении общества. Параллельно происходила смена интернационально-атеистического на патриотическое (даже умеренно религиозное) направление в идеологии. Такая перемена была обусловлен рядом причин. В их числе: 1) очевидная неэффективность искусственной революционной идеологии, неспособной должным образом объединить население в тылу и воинов на фронте для отпора врагу; 2) жизненно важная задача пробудить патриотические чувства у населения; 3) фактически сложившаяся с первых дней Великой Отечественной войны патриотическая деятельность Московской Патриархии.
Главной же причиной было то, что в церкви вновь увидели опору государственности и единения общества. Согласно этим же обстоятельствам произошло обращение к отечественным национальным и патриотическим традициям, что прослеживалось во всех областях - «от культурно-исторической до религиозной. В процессе завершения перехода от интернационального к национально-патриотическому курсу церкви отводилась роль катализатора и цементирующего компонента»[8] Большинство священнослужителей поддерживало патриотический дух советских людей, оказавшихся на оккупированной территории, способствовало партизанскому движению. В проповедях осуждалось дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами, измена Отечеству приравнивалась с изменой вере. Немало священников, монахов сражались на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах. Подвиги многих из них были отмечены орденами и медалями. 4). Православие и другие традиционные религии народов России пользуются огромным авторитетом у населения. Стоит согласиться с мнением о том, что Церковь и армия – это те институты нашего общества, которые пользуются наибольшим доверием у населения. Кроме того, армия и Церковь - это наиболее патриотично настроенные и организованные части нашего общества[9] Институт военного духовенства обладает значительными возможностями в сфере воспитания личного состава, нормализации психологического климата в подразделениях. Не случайно в силовых структурах многих стран мира огромное внимание уделяется институту капелланов, призванному способствовать предотвращению нарушений дисциплины, присяги, суицидов, и других негативных явлений. Помимо этого военное духовенство организует и проводит работу с гражданской молодежью по пропаганде службы в армии и других силовых структурах. 5) Наконец, сотрудничество силовых структур с религиозными организациями в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания и профилактики правонарушений не противоречит ни нормам международного права, ни законодательству Российской Федерации. Участие объединений граждан (в том числе и объединений верующих граждан) в решении общих проблем является признаком гражданского общества и правового государства. Такое участие ни в коей мере не нарушает принцип светского государства и право граждан на свободу совести.
Как свидетельствует современная мировая практика, духовно-нравственная подготовка и патриотическое воспитание служащих в армии и полиции имеет место во многих странах мира. О серьезном общественном и государственном отношении к своим религиозным традициям говорит сам факт наличия в силовых структурах Великобритании, Германии, США, Израиля и многих др. государств военно-религиозных служб, призванных осуществлять нравственно-патриотическое воспитание и удовлетворять религиозно-духовные потребности сотрудников[10] Какую же помощь Церковь может оказать Армии и другим силовым структурам? «Во-первых, возвращение к истинному национальному самосознанию. Должно вернуться ощущение огромного престижа служения в Армии… денежная мотивация ни в коем случае не увеличивает ни ответственность, ни качество воинского труда. Должны быть совершенно другие мотивы. И вот в возрождение этих принципов русский священник обязательно должен потрудиться. И еще чего от нас ждет Армия - что священники с помощью армейских воспитателей помогут если не решить, то начать решать проблему и суицида, и неуставных отношений».[11]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|