Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема многоконфессиональности

 

Многонациональность и многоконфессиональность страны не являются препятствием для сотрудничества силовых структур с религиями народов России. Традиционные религии всегда найдут общий язык друг с другом, так как они являются сердцем народов, мирно сосуществовавших в течение многих столетий, обладающих общими интересами и одним Отечеством.

Противники сотрудничества утверждают, что очень опасно разделять армию по конфессиональному признаку. На первый взгляд, звучит вроде бы убедительно. Но давайте детально взглянем на проблему.

Во-первых ситуация в армии такова, что хуже, как говорится, некуда.

Во-вторых, Россия уже не столь многоконфессиональна, как бывший СССР. Подавляющее большинство верующего населения остается этнически русским и по вероисповеданию православным. Мусульмане составляют около 20%, католики, иудеи и протестанты -- вместе около 3,5% от всего населения. Количественно, военное духовенство разных конфессий должно быть представлено в той же пропорции. Так это было в России до 1917 г., и такая же ситуация имеет место в армиях цивилизованных стран.

Возникает вопрос: не начнутся ли религиозные войны в армии? Все, конечно, возможно, но насколько это вероятно? Никаких системных конфликтов между православием и исламом, несмотря даже на военные действия и терроризм на Кавказе, не возникает.

Это тот редкий случай, когда уместно вспомнить евразийскую природу России. Кроме того, все традиционные религии имеют очень сходные заповеди: уважай человека, не вреди, не воруй, не развратничай. Многое, конечно, зависит от культуры проведения реформы. Но это общий фон нашей жизни.

Подтверждением тому служит опыт многих европейских стран, история института военного и морского духовенства в дореволюционной России и, а также современные примеры межконфессионального сотрудничества в решении общих для всей страны проблем.

Так, в 1999 году «по инициативе министра внутренних дел Республики Татарстан А. Сафарова за круглым столом в МВД собрались не только руководители силовых ведомств, деятели культуры и искусства, но и представители двух основных религиозных конфессий Татарстана: архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий и председатель Духовного управления мусульман Татарстана Гусман-хазрат Исхаки». Итогом «круглого стола» стало подписание соглашения о сотрудничестве между МВД РТ, Управлением исполнения наказаний МЮ России по РТ и представителями всех основных конфессий, зарегистрированных в республике конфессий[12]

Заместитель начальника Управления кадров МВД Татарстана Эдуард Усманов отметил: «Мы прекрасно понимаем степень влияния религии на людей. Это мощный инструмент воспитания преданности Отечеству и верности долгу. Представители православия и мусульманства - постоянные гости на всех наших мероприятиях, будь то праздник Дня милиции Татарстана или другие торжественные мероприятия.

А взять проводы сотрудников, убывающих для несения службы в Северо-Кавказском регионе. Благословение духовных лиц, обязательно присутствующих при каждой церемонии - очень большая моральная поддержка. Оно не только привносит особую торжественность, оно дает сотрудникам определенный настрой, надежду. Тем более когда они покидают дом для работы в горячей точке.

В повседневной жизни сотрудников милиции представители религиозных конфессий тоже играют большую роль. Они участвуют в жизни каждого подразделения,- в программах обшественно-государственной подготовки и в рамках работы университетов культуры, которые решением коллегии МВД РТ созданы в каждом органе и подразделении внутренних дел с начала 2000 года»[13]

О светскости государства

 

При этом религия не навязывается сотрудникам и не ущемляется право граждан на свободу совести.

Тем не менее, идея социального партнерства религиозных организаций и органов внутренних дел в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания, несмотря на очевидную перспективность и широкое признание во многих странах мира, принимается далеко не всеми.

Критики подобного сотрудничества чаще всего ссылаются на возможную клерикализацию общества и активные социальные инициативы Русской Православной Церкви (РПЦ). В постсоветский период нередко повторялся прогноз о надвигающейся клерикализации общества, угрожающей российской демократии, формирующемуся гражданскому обществу и его светскому характеру.

Вот пример одного из аргументов в пользу такого утверждения: «Наше государственное руководство почти в полном составе по большим религиозным праздникам охотно позирует перед телекамерами в храмах со свечками в руках... И все-таки - светское ли у нас государство?»[14]

«Несветскость», «клерикальность» государства определяется, конечно же, не позированием тех или иных официальных лиц перед телекамерой на фоне храма.

В действительно клерикальном государстве доминирующая религиозная организация оказывает непосредственное влияние на: 1) внешнюю и внутреннюю политику страны; 2) на законодательство; 3) экономику; 4) культуру; 5) гражданское состояние населения; 6) на систему образования, определяя ее содержание и структуру.

В современной России ничего подобного нет и быть не может: во-первых, это противоречит российскому законодательству; во-вторых, ни одна из религиозных организаций официально не выдвигала требований о получении статуса государственной религии (по этому поводу, кстати, достаточно познакомиться с программными документами крупнейших российских конфессий).

«Толкование светскости государства как требования полного отказа от учета в деятельности государства реальной картины национально-культурной и религиозной идентичности населения России является совершенно необоснованным, представляет собой искаженную трактовку светскости государства»[15]

Вместе с тем, светское государство вовсе не является государством атеистическим.

Кстати, атеисты довольно критически отзываются о сотрудничестве религиозных организаций (в частности, РПЦ) с силовыми структурами. Вот пример материала, размещенного на одном из атеистических сайтов: «Клерикализация России происходит, когда РПЦ сращивается с армией и иными силовыми структурами, для чего ещё в 1994 г. Церковь заключила соглашение с Министерством обороны, а в 1996-97 гг. - договоры о сотрудничестве с МВД, ФАПСИ, Федеральной погранслужбой и т.п., - так что теперь даже приём в курсанты Суворовского училища происходит не где-нибудь, а под стенами всё того же ХХС!»[16]

(Уточним, аббревиатура ХХС означает «Храм Христа Спасителя – амбициозное и уродливое сооружение», как охарактеризовал памятник национальной воинской славы, посвященный победе нашего народа в Отечественной войне 1812 г. тот же источник[17]

Стремление воспитывать граждан РФ в духе верности воинскому долгу, свойственное традиционным религиозным организациям народов России, также подвергается своеобразной «критике». Патриотические устремления российских религиозных организаций в таких случаях обозначаются как «современный русский православный милитаризм» или «воинственный милитаризм современных лидеров московского православия»[18]

Аналогичные тенденции зарубежных религиозных организаций обозначаются более толерантно, объясняя это тем, что «во многих государствах Европы и Америки христианское духовенство … давно уже распрощалось с патриотическим милитаризмом»[19]

Совпадение интересов

 

Справедливо ли рассматривать взаимодействие силовых структур и РПЦ в качестве некого «клерикально-милитаристского заговора»? РПЦ – опирается на большинство населения страны.

Эта же конфессиональная (или, точнее, этноконфессиональная) особенность пропорционально отражается и в кадровом потенциале силовых структур, являющихся частью общества. (Когда престиж службы в силовых структурах будет таким же как занятие бизнесом, адвокатским или платным медицинским делом, возможно, этноконфессиональный состав этих структур несколько изменится…)

Поэтому не является случайностью совпадение интересов и соответствующих структур, и самой массовой Церкви России в решении ряда актуальных проблем общественного развития. Кроме того, РПЦ, выполнившая в истории нашей страны культуро- и государствообразующую роль, традиционно воспитывала своих последователей в духе любви как к Богу, так и к Отечеству.

Патриотические традиции, опыт достойного сотрудничества с государством в заботе о своей стране и ее людях, - и стали тем основанием, на котором строится в рамках действующего российского законодательства взаимодействие РПЦ и силовых ведомств, в том числе и в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Наконец, взаимодействие силовых ведомств (и в частности МВД) в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания осуществляется не только с Русской Православной Церковью, но и с другими религиозными организациями, действующими в Российской Федерации.

Этот факт в несколько искаженном виде признается даже в Ежегодном докладе Государственного департамента США о свободе вероисповедания за 2004 год: «Власти разрешили наличие православных часовен и священников в воинских частях. О

тдельным протестантским группам также предоставляется ограниченный доступ на военные объекты, однако исламские богослужения запрещены, и призывникам из числа мусульман не предоставляется альтернатива блюдам из свинины и не выделяется время на ежедневные молитвы»[20]

Справедливое и остроумное замечание относительно угрозы «клерикализации» силовых структур принадлежит протоиерею Димитрию Смирнову: «России можно только мечтать, когда ее армия достигнет уровня «клерикализации» Франции, Польши, а уж до уровня Греции или Соединенных Штатов за весь XXI век, наверное, нам не дотянуться, что грустно»[21]

Зарубежный опыт

 

За рубежом имеет место «устойчивая сакральная традиция в обществе, обусловившая объективную потребность в наличии военно-религиозных служб в армии»[22]

Институты военного духовенства каждая страна строит исходя из тех традиций, которые характерны для исторического развития ее народа. Среди многообразия вариантов организации духовной работы можно выделить моноконфессиональную и поликонфессиональную системы. Первая характерна для армий мусульманских государств, для Израиля. Институт военного духовенства этой страны включает только раввинов, хотя в армии служат и представители других конфессий.

Военный раввинат оказывает содействие исполнению религиозных служб военнослужащими христианского, друзского и мусульманского вероисповеданий. С этой целью офицеры военного раввината взаимодействуют со священнослужителями соответствующих вероисповеданий. Военный раввинат также оказывает содействие в исполнении религиозных обрядов военнопленным различного вероисповедания[23]

Как отметил военный атташе при посольстве Израиля в России полковник Миха Маргалит: «Израиль – еврейское демократическое государство, хотя религия, охватывающая все сферы деятельности еврейского общества, в значительной мере присутствует и в вооруженных силах»[24]

«В Израиле наличие военного раввината вызвано религиозной сущностью самого государства. Кстати, подобным же образом действуют и войсковые имамы в исламских странах. Ведь для иудеев и мусульман религия – это свод законов, а религиозный деятель – знаток этих законов, который следит за их исполнением и помогает в их соблюдении»[25]

Основным назначением Главного военного Раввината и подчиненных ему структур является удовлетворение религиозных запросов военнослужащих и контроль за соблюдением законов Галахи в армейских условиях. Кроме того, в дивизиях есть роты военного раввината, основным назначением которых является поиск и погребение военнослужащих, павших в бою, в соответствие со всеми требованиями иудаизма.

В учебных заведениях - ешивот-хесдер изучение ТАНАХа сочетается с интенсивной армейской подготовкой по различным воинским специальностям. Выпускники проходят службу в боевых частях и участвуют в боях[26]

В некоторых подразделениях молитвы проводятся после утреннего кросса. Тогда религиозные солдаты идут на молитву, а остальные – на уборку территории. Обычно после этого количество религиозных солдат возрастает…[27]

Наиболее распространенной в наши дни является поликонфессиональная система, означающая, что институт военного духовенства включает представителей различных исповеданий. (Кстати именно таковым был институт военного духовенства в дореволюционной России.) К этому типу относится, например, американская военно-духовная система. «Всего в ВС США - около 2500 офицеров-капелланов (1200 из них - в резерве и Национальной гвардии), представляющих более 120 религиозных конфессий» [28]

Среди капелланов есть и православные[29] и иудеи [30], и католики и т.д. Капеллан должен заботиться о духовных нуждах военнослужащих, независимо, как от их вероисповедания, так и от своего собственного. Среди капелланов есть представители необычных религиозных меньшинств. Так, в штате Висконсин в одну из тюрем строгого режима назначена капелланом женщина, исповедующая языческий культ викканства (Wiccan), официально называющая себя ведьмой. Однако ее деятельность будет иметь некоторые ограничения: заключенным тюрьмы - приверженцам сатанизма и других культов, исповедующих насилие, не будет позволено исповедоваться перед новым капелланом[31]

В вооруженных силах США корпус капелланов имеется в каждом виде вооруженных сил. Такие службы строятся по командному принципу. (Один капеллан приходится примерно на 700 человек.) Капеллан американской армии в первую очередь – помощник командира по религиозной работе, имеющий офицерское звание и оказывающий помощь солдатам, независимо от вероисповедания.

В его обязанности входит укрепление психологической устойчивости военнослужащих. Религиозная поддержка также оказывается семьям военнослужащих, сотрудникам министерства обороны, гражданскому персоналу, госпиталям, гауптвахтам, образовательным учреждениям. Некоторые капелланы проходят специальное обучение и подготовку на курсах семейной жизни, больничного пасторского образования и гражданского обучения.

Если он не может обеспечить требуемую поддержку солдату, принадлежащему к особой вере, капеллан должен запросить помощь со стороны, обращаясь по команде[32]

В армии Германии доминирует представительство католической и лютеранской церквей. Священник в бундесвере помогает воспитывать солдат и не дает им почувствовать себя оторванными от дома [33]Комплектуется военно-религиозная служба за счет представителей тех конфессий, которые исторически доминируют в обществе и органически ему присущи.

Ранее штатную должность капеллана в британской армии могли занимать только представители христианских конфессий. Также имелась договоренность с иудейской общиной Великобритании, представитель которой работал в рядах британской армии безвозмездно.

Так как в наши дни около 740 военнослужащих Великобритании исповедуют буддизм, индуизм, ислам или сикхизм, командование Вооруженных сил Соединенного Королевства планирует привлечь к службе в армии священнослужителей, исповедующих эти религии[34]

В Литве капелланы работают и в местах лишения свободы как штатные сотрудники, помогающие администрации исправительного учреждения в религиозной, социальной и педагогической работе с заключенными [35]В Эстонии среди христианских капелланов появился мусульманин [36]

В Латвии планируется создать службу капелланов для полиции с целью поднятия морально-этического уровня сотрудников правоохранительных структур. Соответствующее предложение в 2005 г. подано министром внутренних дел на рассмотрение Кабинету Министров и уже получило одобрение [37]

После распада Советского Союза и расширения НАТО на Восток, командование Североатлантического блока активно способствует появлению института военного духовенства у новых членов и союзников. В 2002 г. генеральный капеллан вооруженных сил США в Европе полковник Дж. Стеферо заявил, что его страна готова оказать помощь Грузии по созданию в армии института капелланов и организовать для этого подготовку грузинских военных священников в США в специальном учебном центре по подготовке капелланов. Грузинская сторона, благосклонно приняв идею в целом, отметила, что такую подготовку сможет осуществить и на родине [38]

Недавно в Словении при помощи НАТО была создана служба капелланов. Само создание института военного духовенства в Словении осуществлялось столь активно и быстро, что в руководстве НАТО «даже, кажется, забыли поставить в известность о создании такой службы Ватикан, то есть пошли в обход священноначалия»[39]


Заключение

 

Итак, нуждается ли Россия в патриотическом воспитании, в осуществлении которого силовые структуры сотрудничали бы с религиозными организациями? Безусловно, да. Как было отмечено ранее, в стране есть реальные предпосылки и опыт военно-религиозного взаимодействия. Формирование общественного единства, престижа силовых структур, законопослушания – это условия выживания страны в условиях динамично развивающегося мира. И в этом свою важную роль сумеют выполнить Русская Православная Церковь и традиционные религиозные организации народов нашей страны.

 


Перечень используемой литературы

 

1. Текст «Соглашения Русской Православной Церкви и Министерства внутренних дел Российской Федерации о сотрудничестве» за подписью Министра внутренних дел Российской Федерации Р.Нургалиева и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 17 ноября 2004 г.

2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Общественные Общероссийские чтения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»: Информационный бюллетень № 2 (ноябрь). – М., 2001

3. Текст Соглашения Красноярской Епархии РПЦ и Сибирского юридического института МВД России о сотрудничестве, подписанный 12 августа 2005 г.

4. Подписано соглашение о сотрудничестве между Тверской епархией и Тверским филиалом Московского университета МВД//http://religion.sova-center.ru/events/13B7335/13B7DDD/60E7329. (27.09.2005 17:56)

5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52 (29 декабря).

6. Смирнов Димитрий. Церковь и Армия// Вестник военного и морского духовенства. – 2004. - № 1.

7. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и религиозная политика Советского государства в годы Великой Отечественной войны // Христианские чтения. – 1996. - № 12. // http://www.spda.ru/reading/12php

8. Рыжов Л.Г. Религия в армиях России и Запада// Религия, церковь в Росси и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. - № 9-10. – М., 1997

9. Армия должна стать привлекательной для молодежи Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова (III учебно-методические сборы военного духовенства)// http://www.rusk.ru/vst.php?idar=323846. (2.08.2005 г.)

10. Сагитова, Наталья. Религию надо знать, но нельзя навязывать // http://www.tatar.ru/?DNSID=f7b3cd76abde288136211019c65335ce&node_id=1185&full=1010 (Официальный сервер Республики Татарстан). (Газета "Щит и Меч", 9-15 октября 2003г.)

11. Иванов Д. Сон разума рождает чудовищ// http://vip.lenta.ru/fullstoiy/2004/04/16/religion/

12. Понкин И.В. Анализ доклада Н. Митрохина «Клерикализация образования в России: к общественной дискуссии о введении предмета “Основы православной культуры” в программу средних школ». Ч. 2 // http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=104021101164628&id=205053113460816 (26. 07. 05 г.)

13. Решитесь не веровать.// http://www.atheism.ru/library/Other_33.phtml

14. Армия должна стать привлекательной для молодежи Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова (III учебно-методические сборы военного духовенства)// http://www.rusk.ru/vst.php?idar=323846. (2.08.2005 г.)

15. Рыжов, Леонид. Служба капелланов: Социальные и правовые основы духовного окормления военнослужащих армий западных государств// Вестник военного и морского духовенства. – 2004. - № 1.

16. Сумбаев С. Наследники епископа Одо (Религия и армия)// Красная звезда. - 11 декабря, 2003 г.

17. Шульман, Александр. Духовную миссию в израильской армии исполняет военный раввинат"// http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=print_media&id=775. (27 мая 2005 г.)

18. Тиранов, Александр. Слово Божье на поле боя // http://nvo.ng.ru/printed/forces/2003-01-17/3_god.html

19. Иудаистский капеллан Армии США готовится к войне// http://www.sem40.ru/warandpeace/military/hero/3889/


[1] Текст «Соглашения Русской Православной Церкви и Министерства внутренних дел Российской Федерации о сотрудничестве» за подписью Министра внутренних дел Российской Федерации Р.Нургалиева и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 17 ноября 2004 г.

[2] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Общественные Общероссийские чтения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»: Информационный бюллетень № 2 (ноябрь). – М., 2001. – С. 35-36.

[3] Командование Воронежского военного института радиоэлектроники разработало годовой план совместных мероприятий с Церковью// http://religion.sova-center.ru/events/13B7335/13B7DDD/60E7329 (03.11.2005 16:25).

[4] См.: Текст Соглашения Красноярской Епархии РПЦ и Сибирского юридического института МВД России о сотрудничестве, подписанный 12 августа 2005 г.

[5] Подписано соглашение о сотрудничестве между Тверской епархией и Тверским филиалом Московского университета МВД//http://religion.sova-center.ru/events/13B7335/13B7DDD/60E7329. (27.09.2005 17:56).

[6] Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52 (29 декабря). - С. 10432.

[7] Смирнов Димитрий. Церковь и Армия// Вестник военного и морского духовенства. – 2004. - № 1. - С. 8.

[8] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и религиозная политика Советского государства в годы Великой Отечественной войны // Христианские чтения. – 1996. - № 12. // http://www.spda.ru/reading/12php.

[9] См.: Там же.

[10] Рыжов Л.Г. Религия в армиях России и Запада// Религия, церковь в Росси и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. - № 9-10. – М., 1997. - С. 25.

[11] Армия должна стать привлекательной для молодежи Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова (III учебно-методические сборы военного духовенства)// http://www.rusk.ru/vst.php?idar=323846. (2.08.2005 г.).

[12] Сагитова, Наталья. Религию надо знать, но нельзя навязывать // http://www.tatar.ru/?DNSID=f7b3cd76abde288136211019c65335ce&node_id=1185&full=1010 (Официальный сервер Республики Татарстан). (Газета "Щит и Меч", 9-15 октября 2003г.).

[13] Там же

[14] Иванов Д. Сон разума рождает чудовищ// http://vip.lenta.ru/fullstoiy/2004/04/16/religion/.

[15] Понкин И.В. Анализ доклада Н. Митрохина «Клерикализация образования в России: к общественной дискуссии о введении предмета “Основы православной культуры” в программу средних школ». Ч. 2 // http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=104021101164628&id=205053113460816 (26. 07. 05 г.)

[16] Решитесь не веровать.// http://www.atheism.ru/library/Other_33.phtml.

[17] Там же

[18] См.: Из комментария Якова Кротова – ведущего программы Радио Свобода"С христианской точки зрения"к беседе Елены Фанайловой с главой отдела общественных связей МВД России генерал-лейтенантом Александром Толкачевым и заместителем главы синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиереем Алексеем Зотовым. // Сайт Радио Свободы.

[19] Там же

[20] См.: Ежегодный доклад Государственного департамента США о свободе вероисповедания за 2004 год (доклад опубликован Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда 15 сентября 2004 года // http://www.usembassy.ru/embassy/religious_2004r.php (Сайт Посольства США в Москве)

[21] Армия должна стать привлекательной для молодежи Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова (III учебно-методические сборы военного духовенства)// http://www.rusk.ru/vst.php?idar=323846. (2.08.2005 г.).

[22] См.: Рыжов, Леонид. Служба капелланов: Социальные и правовые основы духовного окормления военнослужащих армий западных государств// Вестник военного и морского духовенства. – 2004. - № 1. – С. 92.

[23] См.: Военный Раввинат Израильской армии// http://www.jewniverse.ru/biher/AShulman/13.htm.

[24] Цит. по: Сумбаев, Сергей. В военном раввинате только ортодоксы // http://www.redstar.ru/2003/12/11_12/5_04.html (2005-05-27 16:05:00).

[25] Сумбаев С. Наследники епископа Одо (Религия и армия)// Красная звезда. - 11 декабря, 2003 г.

[26] См.: Шульман, Александр. Духовную миссию в израильской армии исполняет военный раввинат"// http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=print_media&id=775. (27 мая 2005 г.).

[27] См.: Сумбаев, Сергей. В военном раввинате только ортодоксы // http://www.redstar.ru/2003/12/11_12/5_04.html (2005-05-27 16:05:00).

[28] Тиранов, Александр. Слово Божье на поле боя // http://nvo.ng.ru/printed/forces/2003-01-17/3_god.html.

[29] Так, например, источник The Orthodox Church. - Crestwood, 1997. N 4. P. 4. сообщает о православном протоиерее (РЗПЦ) о. Павле Савчаке, который служил капелланом полиции Сент-Луиса и Сент-Луисского международного аэропорта. (См.: Протоиерей Павел Савчак // http://zarubezhje.narod.ru/rs/s_122.htm).

[30] Иудаистский капеллан Армии США готовится к войне// http://www.sem40.ru/warandpeace/military/hero/3889/.

[31] В США ведьма стала капелланом тюрьмы для особо опасных престпуников//http://www.pora.ru/cgi-bin/go.pl?to=http://lenta.ru/oddly/2001/12/08/witch/&week=200149&id=1320_view. (8.12.2001г.).

[32] См.: Сергей Сумбаев. Мы выше межконфессиональных различий //http://www.redstar.ru/2003/12/11_12/5_02.html (Красная звезда. -11 декабря 2003 г.).

[33] См.: Сумбаев С. Наследники епископа Одо (Религия и армия)// Красная звезда. - 11 декабря, 2003 г.

[34] ВC Великобритании планирует привлечь к службе в армии священнослужителей, исповедующих буддизм, индуизм, ислам и сикхизм// http://www.russiancourier.com/news/2005/10/21/40648/.

[35] См.: В Вильнюсе прошла конференция тюремных капелланов// http://www.baznica.info/modules.php?name=News&file=print&sid=537 (14/03/2005).

[36] Эстонская армия обзавелась капелланом, исповедующим ислам// http://islam.com.ua/news/2435/. (19.09.2005).

[37] Глава МВД намерен создать в полиции службу капелланов// http://www.life4god.com/modules.php?name=Life4God_Press&op=modload&file=news&d=2005-09-26&n=3 (26.09.2005 04:50).

[38] США готовы помочь грузинской армии по части капелланов // http://www.newsru.com/religy/17dec2002/georgia_capellans.html 17 декабря 2002 г., 10:36.

[39] Армия должна стать привлекательной для молодежи Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова (III учебно-методические сборы военного духовенства)// http://www.rusk.ru/vst.php?idar=323846. (2.08.2005 г.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...