Роль базисных условий поставки при определении таможенной стоимости товаров. ИНКОТЕРМС 2010
Международный договор купли-продажи, как правило, предусматривает перемещение товара на довольно значительное расстояние. При заключении данного договора надо тщательно обговаривать статьи контракта, касающиеся вопросов доставки товара от продавца к покупателю, его погрузки, страхования, оплаты таможенных пошлин и т. п. Иногда сторонам, заключающим договор, неизвестны различия в торговой практике в соответствующих странах. Это приводит к возникновению конфликтной ситуации, требующей разрешения в суде, хотя в практике международной торговли сложился ряд общепринятых обычаев, регулирующих статьи контракта. Данные обычаи представляют собой базисные условия внешнеторгового договора купли-продажи. Они выражены определенными терминами, толкования которых даны Международной торговой палатой в Международных правилах толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) и известны как «ИНКОТЕРМС 1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953-м, 1967-м, 1976-м, 1980-м, 1990-м, 2000г. и в настоящее время в 2010 гг. для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли. Основными моментами, которые подлежат регулированию с использованием базисных условий поставки ИНКОТЕРМС, являются следующие вопросы: — в каком месте и в какой момент времени должна исполняться обязанность по передаче товара продавцом; — где и когда наступает момент перехода риска с продавца на покупателя;
— как должны быть распределены обязанности по оплате сборов и расходов, в том числе и таможенных пошлин и налогов; — на кого будет возложена обязанность по оформлению лицензий на экспорт или импорт; — какая из сторон обязана заключить договор перевозки; — на какую из сторон будет возложены обязанности по перевозке товара и проведения с ним погрузочно-разгрузочных работ; — определение порядка предоставления платежных, отгрузочных и других документов, и необходимых извещений; — какая из сторон обязана заключать договор по страхованию перевозимых грузов; — как должен быть организован процесс надлежащей упаковки товаров; — каким образом должно происходить инспектирование товара. Однако правилами ИНКОТЕРМС -2010 регулируется не весь процесс международной торговли. Кроме базисных условий поставки, внешнеторговый контракт должен включать в себя следующие аспекты: — описание последствий нарушения обязанностей, возложенных на себя его сторонами; — на основании каких обстоятельств стороны могут быть освобождены от ответственности; — когда и при каких условиях происходит передача прав собственности на товар; — каким образом будут осуществляться расчеты между сторонами; — принципы действительности договора; — описание количества и качества передаваемого товара; — вопросы возможного увеличения расходов после заключения контракта; — определение формы заключения договора; — отношения между сторонами по обязательства по смежным контрактам, таким как договор перевозки или страхования. Необходимо заметить, что правила ИНКОТЕРМС не регламентируют права сторон договора. Существующие приемы формулировки предусматривают исключительно описание обязанностей сторон, а права другой стороны «зеркально» из них проецируются. Кроме того, все вопросы, связанные с транспортировкой товара, а именно ответственность перевозчика или собственно условия перевозки не описываются правилами ИНКОТЕРМС -2010. Их регулирование происходит с применением норм транспортного законодательства, которые могут включать в себя как международные соглашения, так и национальное право. Детальное описание процесса транспортировки товаров, также может быть описано во внешнеэкономического договоре.
Тем не менее, определение базиса поставки согласно правилам ИНКОТЕРМС-2010 уже накладывает определенные рамки на транспортировку товаров. Во внешнеэкономическом контракте принятие базисных условий поставок ИНКОТЕРМС 2010 позволяет контрагентам распределить ответственность за поставку объекта контракта. Так при их использовании стороны согласовывают конкретный момент исполнения обязанностей продавцом и покупателей, время перехода риска, правила описывают распределение расходов на транспортировку или страховку. ИНКОТЕРМС 2010 был опубликован 27 сентября 2010 года, с обновленными правилами торговли, вступившими в силу с 1 января 2011 года. Правила ИНКОТЕРМС 2010 (как и предыдущая редакция этих правил) применяются для оценки таможенной стоимости товаров. Согласно действующему законодательству Таможенного союза первым и основным методом оценки таможенной стоимости является первый, определяющий стоимость согласно цене сделки. Именно, исходя из определенной таможенной стоимости, исчисляются таможенные пошлины, таможенные сборы и налоги. Ценой сделки по определению таможенного законодательства ТС является сумма, фактически уплаченная покупателем или подлежащая уплате продавцу. Однако при разных базисных условиях поставки согласно правилам ИНКОТЕРМС в цену товара при международной поставке могут включаться или не включаться разные элементы, такие как оплата транспортировки, страховка товара и так далее. Так если в цену, определенную по условиям ИНКОТЕРМС 2010 включены затраты на транспортировку товара с территории зарубежного государства до места в центральной части России, то в таможенную стоимость товара положено включить только ту часть цены транспортировки, которая покрывает затраты перевозчика на доставку товара от продавца до границы таможенного союза.
В то же время при использование базиса поставки EXW импортер при исчислении таможенной стоимости товара обязан прибавить к цене продавца и затраты, понесенные по перевозке товара до границы Таможенного союза. Таким образом, структура цены товара по внешнеторговому контракту не всегда будет совпадать со структурой цены для определения таможенной стоимости товаров. Для облегчения исчисления таможенной стоимости, а, следовательно, и таможенных платежей российским участникам внешнеэкономической деятельности целесообразно отдельно формировать стоимость товара и отдельно расходы, понесенные на его транспортировку, причем последние должны еще и разделяться на расходы до таможенной границе и расходы, произведенные внутри таможенного союза. Также различные условия поставки, определенные правилами ИНКОТЕРМС 2010 возлагают на продавца или покупателя обязанности по таможенному оформлению товаров (как при экспорте, так и при импорте). В правилах ИНКОТЕРМС 2010 не определена ответственность стороны контракта за нарушение обязанностей по выполнению таможенных формальностей, которые необходимы при импорте или экспорте товаров. Ответственность за такое нарушение может быть определена согласно пунктам заключенного контракта, либо на основании норм права, применяемого для регулирования конкретного договора. Как правило, при заключении внешнеэкономической сделки обязанности по таможенному оформлению товара (транспортного средства) в стране отправления берет на себя компания-продавец, а таможенные формальности по импорту в стране назначения возлагает на себя компания-покупатель. Связано это с тем, что, как правило, компании более уверенно ориентируются в таможенном праве в стране своей регистрации. Кроме того национальным таможенным законодательством может быть прямо запрещено производство таможенного оформления компанией-нерезидентом. Кроме того таможенное оформление может быть связано с налогообложением компании. Так при оформлении экспорта товаров, как правило, происходит возмещение НДС (налога на добавленную стоимость) ранее уплаченного при покупке товара на внутреннем рынке. Естественно, что больше возможностей по реализации права на возмещение НДС имеется именно у компании, зарегистрированной в стране отправления. Такие же нюансы сочетания налогового и таможенного законодательства могут появляться и при импорте товаров, вследствие чего разбираться с ними тоже будет легче компании, зарегистрированной в стране назначения.
Международные экспортные/импортные сделки купли-продажи товаров (услуг) составляют основу традиционных форм международной торговли. По условиям такой сделки продавец (резидент одной стороны) обязуется передать товар (предоставить услугу) в собственность покупателя (резидента другой стороны) в обусловленные контрактом сроки и на определенных там же условиях, а покупатель, в свою очередь, обязуется принять этот товар и уплатить за него согласованную в контракте денежную сумму. Сделка купли-продажи (как и любая другая коммерческая операция) приобретает характер международной торговой сделки, если формализующий её контракт (соглашение) совершается между двумя или несколькими сторонами (юридическими/физическими) лицами, являющимися резидентами разных стран. Формальным признаком международного характера сделки является различная национальная принадлежность юридических адресов сторон по сделке. Однако этот же контракт не считается международным, если представляющие его организации находятся и аккредитованы на территории одной и той же страны. Осуществление международных коммерческих операций требует применения определенных правовых форм и использования конкретных методов их проведения. Внешнеторговую деятельность сопровождает большое количество документов. Они необходимы при подготовке, оформлении и проведении внешнеторговой сделки купли-продажи. Их правильное и квалифицированное составление играет важную роль в успехе ее осуществления на всех этапах.
Список источников Основная литература 1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. Л. Е. Стровского. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 503 с. Дополнительная литература 1. Матвеева, О. П. Организация внешнеторговой деятельности: учеб. пособие. – СПб.: Троицкий мост, 2016. – 240 с. 2. Стровский, Л. Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия [Электронный ресурс]: учебник / Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. Г. Шаблова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 503 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23897 3. Кулешов, А. В. Контракты и внешнеторговая документация. C-Пб.: Троицкий мост, 2012
Автор Н.В. Мозолева
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|