Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная защита в Советский период.

 

В конце 1991 - начале 1992 года перед российским правительством, приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема выбора парадигмы включения социальной политики в экономическую стратегию. Концепция реформы изначально исходила из необходимости повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. При этом социальная сфера рассматривалась в качестве элемента общей экономической стратегии. Степень свободы экономического манёвра по существу была ограничена лишь опасностью социальных кризисов, обойти которые стремились, впрочем, не с помощью решения социальных проблем, а путём наращивания карательного аппарата государства. Развитие социальной сферы после прихода реформаторов к власти даже не называлось в качестве явной цели реформы, несмотря на многочисленные декларации о «социально-ориентированной экономике».

Недостаточность, а точнее, практически отсутствие социальной защиты населения в годы перестройки объясняется в первую очередь недальновидностью политики правительств-реформаторов.

Одним из её «достижений» стал крупномасштабный скачок инфляции. Следствием так называемой политики «ускорения», проводившейся с приходом М.С.Горбачёва к власти, явилось вбрасывание в экономику не обеспеченных продукцией денег в виде зарплаты за существующее лишь на бумаге увеличение объёмов производства. Планирование фонда заработной платы в процентах к объёму производства в рублях привело к резкому опережению спроса над предложением. Отсюда: «полупустые прилавки и полные холодильники».

Результатом принятия в 1988 году Закона о Госпредприятии стало начало криминального растаскивания госсобственности, а так же вбрасывание до того безналичных денег для расчётов между предприятиями на рынок потребительских товаров, окончательно опустошив полки магазинов и наполнив рынки «чёрные». Скачок инфляции был подготовлен, и в 1991 году правительство Гайдара, либерализовав цены, поставило их на путь невиданных темпов роста. Выше уже было показано (см.табл.3), что рост заработной платы, социальных выплат значительно отставал от этих темпов.

Не меньшим «достижением» реформ было невиданных масштабов падение производства (см.табл.3),

Табл.3 ВВП в Млрд. долларов США.

  1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 Итого
ВВП 965 1007 1022 991 941 805 735 641 615 585 -380

     

повлекшее за собой в социальном плане:

*  безработицу, в том числе скрытую;

*  снижение реальных доходов населения;

*  значительное сокращение госбюджета и, как следствие, уменьшение деятельности государства в социальной сфере (см.табл.4).

 

Табл.4 Расходы Государственного бюджета России.

  1990 1993 1995
Всего, млрд. руб. 151,0 57674,0 487400,0
На социально-культурные мероприятия, млрд. руб. 65,2 14336,6 126900

(Следует отметить сокращение доли социальных расходов в бюджете с 43% в 1990 году до 26% в 1995 году. Фактически же в 1995 году эта статья расходов исполнена лишь на 59,2% от утверждённого (это самый низкий процент исполнения за этот год)).

 Нельзя не указать на роль в снижении социальной защищённости населения определённой экономической политики государства, приведшей к сокращению доли заработной платы рабочего в произведённом им продукте. Если доля зарплаты рабочего в каждом произведённом им рубле во времена социализма составляла 10 - 13% (аналогичная доля рабочего в развитых капиталистических странах - до 40%), то с приходом рынка ему осталось лишь около 11%, причём теперь он, как и его западный коллега должен оплачивать и приобретение жилья, и образование и воспитание детей, и многое другое. В результате расчётов получается, что окончательная доля российского рабочего в произведённом им рубле составляет лишь около 5,5% (его западный коллега имеет при аналогичных расчётах около 16%).

Вообще, населению в условиях либерализации предлагалось не ждать помощи от государства, а использовать свои возможности для получения дохода в институционализированной структуре его источников (см.табл.5).

Табл.5 Структура денежных доходов населения, %

  1991 1995
Оплата труда 59,7 38,8
Соц. трансферты 15,0 16,3
Доходы от собственности, предпринимательства и пр. 24,8 44,9

 

В обмен на отсутствие социальной защиты предоставлялась возможность «выкручиваться» - государство закрывало глаза на часто незаконные источники доходов, что привело к криминализации экономики, коррупции во властных структурах всех уровней, резкой дифференциации населения по доходам (см. табл.6).

 

Табл.6 Распределение общего дохода по равночисленным группам населения России, % от общего объёма.

Группы по уровню дохода 1980 1990 1995
Первая (беднейшая) 10,1 9,8 5,5
Вторая 14,8 14,9 10,2
Третья 18,6 18,8 15,0
Четвёртая 23,1 23,8 22,4
Пятая (богатейшая) 33,4 32,7 46,9

 

Характерной чертой социальной политики 1991 - 1995 годов явилось стремление государства повышением доли ресурсов, направляемых на социальные цели, компенсировать отсутствие или недостаточное проведение реформ по реорганизации социальной защиты, доставшейся в наследство от социалистической системы и совершенно не приспособленной к условиям рынка. Тем не менее уровень расходов на социальные нужды в нашей стране явно не дотягивает до соответствующего уровня стран «семёрки» (см. табл.7). Учитывая разрыв в величине ВВП с этими странами в пользу последних (в 1996 году ВВП США равнялся 6785 млрд. долларов, России - 585 млрд. долл.), можно получить отнюдь не радужную картину финансирования социальной сферы. Кроме того, происходит практическое разбазаривание и так-то скудных средств, выделяемых из госбюджета по остаточному принципу.

Табл.7 Социальные расходы в % к ВВП

  1983 1994
Россия 12,7 17,9
Страны «семёрки»   27,1

 

Необдуманная национальная политика государства привела многих людей к социальным потрясениям (см. табл.8). Беженцы, вынужденные переселенцы - результат спровоцированного руководством страны распада СССР - практически им не защищаются.

 

Табл.8  Число в России семей беженцев, тыс.

1994 1995 1996
172 274 384

     

 Разрушение единого экономического пространства, утраты традиционных рынков сбыта - немаловажный фактор существующей ныне бедственной ситуации в социальной сфере. Столь же бездумен подход к конверсии ВПК, сопровождавшейся добровольным уходом с рынка вооружений в пользу западных компаний и, соответственно, обеспечение достойного жизненного уровня западных, а не наших рабочих и служащих.

Оценить деятельность государства в социальной сфере помогут следующие таблицы:

 

Табл.9 Среднемесячная начисленная з/п работников в ценах соответствующего периода и выплаты социального характера.

Год Средняя з/п, руб. Выплаты социального характера в расчёте на одного работника, руб. Прожиточный минимум, руб. Соотношение средней оплаты труда и прожиточного минимума, %
1992 16071 1678 4832 367
1994 354236 47908 163550 246
1995 735483 99300 368237 227

      

 

Табл.10 Соотношение между средним размером назначенной месячной пенсии и величиной прожиточного минимума.

Год Средний размер пенсии в % к прожиточному минимуму.
1990 237
1994 124
1995 99

  Табл.11 Размеры социальных гарантий, предоставляемых государством населению, в соотношении с величиной прожиточного минимума.

  1993 1994 1995 1996
Минимальный размер оплаты труда 39 28 10 16
Минимальный размер пенсии по старости 63 44 27 26

 

Подобные тенденции к ухудшению положения сложились во всех областях социальной сферы:

· в сфере культуры;

· в здравоохранении, как в количественном, так и в качественном отношении;

· в науке, образовании и др.

Причины недостаточной социальной защищённости населения России в годы перестройки кроются в практическом отсутствии проведения сколь-нибудь последовательной социальной политики, принесении её в жертву призрачной экономической эффективности, приложении на российскую почву устаревших и давно опровергнутых экономических учений. Естественной реакцией в этом ракурсе выглядит информация, приведённая в табл.12 и рис.3:

         

 

  Табл.12 Забастовки в России.

Год Число предприятий, принявших участие в забастовках, ед. Число работников, принявших участие в забастовках, тыс. чел.
1990 260 99,5
1994 514 155,3
1995 8856 489,4

 

Рис.3 Тенденции депопуляции населения Росс ии.

Смертность
Рождаемость
 

 

 

3.2. Системы социальной защиты в современной России и их решение.

 

Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальный социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором – заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.

Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности. Поэтому социальные гарантии со стороны государства являются важнейшими факторами успешного перехода России к рыночным отношениям. 1


 Переход системного кризиса в России в августе 1998г. в открытую форму обусловил необходимость корректировки проводимой социальной политики. Такая корректировка окажется эффективной лишь в том случае, если будет учитывать не только негативные, но и позитивные результаты реформ 1992-1998гг.

Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерации установила, что Россия является социальным государством. Построение государства, которое могло бы быть с полным на то основанием названо социальным, - задача, не решаемая в один день. Переход от страны "развитого социализма" с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен.

 После финансового кризиса августа 1998г. в России увеличились количество жителей с денежными доходами ниже прожиточного минимума и их доля в общей численности населения страны - соответственно с 32,1 млн. и 21,8% в июле до 43,3 млн. человек и 29,5% в ноябре. Вывод кажется однозначным - проводившаяся социальная политика потерпела полный крах.1

Вряд ли основную угрозу социальной стабильности в России представляет распад общества на отдельные группы, положительно и отрицательно относящиеся к реформам и имеющие в корне противоречащие друг другу социально - экономические интересы. Основная ошибка "олигархического" периода реформирования заключалась в том, что государство вместо сглаживания имеющихся противоречий путем проведения разумной налоговой политики и эффективного перераспределения в пользу бедных части сверхдоходов, полученных богатыми, фактически бросило бедных(не сумевших адаптироваться к новым условиям) на произвол судьбы и стало покровительствовать крайне немногочисленным богатым.

Высказанные соображения позволяют наметить исходные положения для выработки новой модели социальной политики в России. Конспективно они могут быть представлены в следующем виде.

Первым шагом должна встать разработка Концепции управления социальным развитием России.

Концепция управления социальным развитием России призвана наметить контуры общественного устройства России как социального государства и обосновать необходимые действия, которые должны быть осуществлены в ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе. Все социальные мероприятия имеющихся программ должны быть проверены на предмет их соответствия модели социального государства.

Далее, необходимо сохранить все положительное, что было накоплено в стране в 90-е годы, и прежде всего:

- демократические в целом процедуры управления российским обществом;

- новый тип экономически активного гражданина, рассчитывающего на свои собственные силы и стремящегося видеть государство в качестве защитника своих экономических и социальных прав;

- новый негосударственный сектор отечественной экономики,

 ориентированный на платежеспособный спрос потребителя.


1 «Вопросы экономики» №2 1999г. «Социальная политика. Новый курс» С. Смирнов и Н. Исаев.

Необходимо, наконец, признать, что российское государство не потеряет авторитет только в том случае, если сможет создать своим гражданам условия для достойной жизни, обеспечивая при этом защиту их личных прав и свобод.

Следующим шагом должно стать коренное изменение существующей схемы финансирования социальной политики. Остаточный принцип в этой области главенствует и поныне. Между тем можно изыскать источники дополнительного финансирования решения социальных проблем, если проявить известную политическую волю и ввести сверхналоги на сверхбогатство. Речь идет о реальном, а не символическом налогообложении вновь приобретенных или пристроенных объектов недвижимости и дорогостоящего движимого имущества, а также скрываемых ныне от налогообложения личных доходов граждан.

Нужно также в законодательном порядке определить и само понятие "социальное государство". Специальным законом должны быть, во-первых, установлены нижние границы уровня социальной защищенности граждан, во-вторых, названы институциональные структуры и финансовые источники, гарантирующие соответствие текущей ситуации в стране критериям социального государства, в- третьих, четко регламентирована ответственность лиц, принимающих решения (как юридических, так и физических) за несоблюдение положений данного закона.

Необходимо создание в России системы независимой социальной экспертизы и ее институционального обеспечения, роль которых в настоящее время успешно с содержательной и безуспешно с организационной точек зрения выполняют средства массовой информации. Такая экспертиза позволит предотвратить принятие социально неоправданных экономических решений.

Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:

1. стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

2. погашение задолженности работникам по заработной плате;

3. расширение источников финансирования социальных услуг;

4. внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

5. введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

 

Заключение

Рассмотренные в курсовой работе проблемы системы социальной защиты в условиях рынка, требуют незамедлительного решения. Именно из за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить о уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

В основных профессиональных группах среднедоходного слоя населения - инженеры, работники науки, культуры, учителя и т.д. - играющего в нормальных обществах роль социального стабилизатора, произошёл резкий поворот к обнищанию и деквалификации. Именно по отношению государства к данным отраслям, формирующим личность, интеллектуальный и физический потенциал общества, можно судить о наличии или отсутствии стратегического мышления у лидеров и действующей команды исполнителей. Лицемерие государства по отношению к своим гражданам не может быть безнаказанным. В истории России это уже было...

Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.

Список литературы:

 

1. Корнаи Я. «Путь к свободной экономике»,

 М., Экономика, 1993 г., с.64

 

2. Космарский В., Маслова Т. «Социальная политика в России в российском контексте макроэкономической реформы»

 

3. Вопросы экономики, № 9, 1995 г.

 

4. Страны мира. Справочник под редакцией Р.Иванова.Москва. Политиздат.1989

 

 

5. Материалы газеты «Известия» за октябрь-декабрь 1997

 

6. Российский статистический ежегодник М., Логос, 1996

 

7. СОЦИС №4/1997

 


[1] Роик В. // Человек и труд. 1998. №9. С.19-23.

1 Прокопов Ф. // Человек и труд. 1998. - №3.- с.31-36.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...