Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Основные понятия общей теории систем и системного анализа




СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Планы и задания для практических занятий,

тематика контрольных работ

(для студентов направления 080200.62

«Менеджмент»)

 

Иваново

Издательство «Ивановский государственный университет»


Составитель: доктор экономических наук В. И. Куликов

 

Включает в себя информацию о распределении учебной нагрузки по темам курса, планы и задания для практических занятий, списки литературы по каждой теме курса и тематику контрольных работ.

Составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки бакалавриата 080200.62 «Менеджмент».

Для студентов направления 080200.62 «Менеджмент организации».

Печатается по решению

методической комиссии

экономического факультета

Ивановского государственного

университета

 

 

Рецензент

доктор экономических наук В. Н. Щуков (ИвГУ)

 

 

© Издательство «Ивановский государственный университет», 2012


ВВЕДЕНИЕ

 

Целенаправленный системный анализ – необходимое условие эффективного управления современными организациями. Поэтому «Системный анализ» является одной из дисциплин направления 080200.62 «Менеджмент».

Цель курса – создать у будущих специалистов в области менеджмента целостное представление об исследованиях в области управления, сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, выработать практические навыки, необходимые для про­ведения таких исследований.

Основные задачи курса:

– овладение понятийным аппаратом в области исследования систем управления;

– освоение методов, используемых при исследованиях;

– овладение конкретными методиками проведения исследований;

– выработка навыков рациональной организации исследований.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Системный анализ».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5)

- Владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15),

- Умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31),

- Способность выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);

- Владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК‑33).

В результате изучения дисциплины студент должен:

· «Знать»

- категории системного анализа как основы для логического и последовательного подхода к проблеме принятия решений;

- способы формулировки проблемной ситуации;

- методологические основы определения целей и критериев достижения целей при исследовании систем и системном анализе;

- основные понятия и определения теории систем, моделирования как метода исследования систем;

- основы построения математических моделей для анализа эффективности и принятия решений;

- основы методов экономического анализа и принятия решений;

- методы поиска оптимального (допустимого) варианта решения;

- основы подготовки решения к реализации и проверки эффективности решения.

- границы применимости ряда процедур системного анализа.

· «Уметь»

- проводить анализ и синтез структур систем;

- формулировать цели исследования и совершенствования функционирования систем;

- выполнять постановку и формализацию задач оптимизации и принятия решений при исследовании систем;

- пользоваться основными методами и приемами системного анализа при исследовании сложных объектов;

- использовать методы экономического анализа решений, информационной подготовки и принятия решений;

- применять последовательность методов системного анализа при описании и изучении сложных объектов в процессе выявления «слабых» мест в организационных структурах управления экономическими системами.

· «Владеть»

- грамотно языком предметной области;

- навыками обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения;

- навыками применения полученных знаний для анализа систем любого класса, разработки дискретных цифровых и вероятностных моделей систем, выявления на их основе характеристик функционирования;

- навыками оптимизации структуры систем по результатам анализа.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Дисциплина «Системный анализ» включена в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла. Ее изучение базируется на знаниях и умениях, полученных при освоении основной образовательной программы по направлению бакалавриата «Менеджмент» по таким дисциплинам как «История», «Философия», «Экономическая теория», «Институциональная экономика», «Введение в специальность», «Социологические исследования в менеджменте», «Математика»..

Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям:

- Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

- Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

- Понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний

- Способность оценивать воздействие макроэкономической среды па функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;

- Способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса;

- Знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способность проводить анализ конкурентной среды отрасли.

Компетенции, полученные в ходе изучения данной дисциплины, необходимы для изучения дисциплин «Производственный менеджмент», «Управление предприятием», «Управление производственными издержками», «Управление качеством», «Разработка управленческого решения», «Управление конкурентоспособностью организации», «Бизнес-планирование».

 

 


Тематическое планирование

    № п\п       Раздел дисциплины   Семестр   Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Лекции Практические Лабораторные Сам. работа
1. Основные понятия общей теории систем и системного анализа.       -     Входной тест    
2. Закономерности функционирования и развития систем.             Устные ответы по вопросам
3. Типология систем.             Устные ответы по вопросам
4. Система управления: строение и свойства.       2*     Устные ответы по вопросам  
5. Система целей организации.       4*     Проверка выполнения домашнего задания
6. Методология системного анализа.       2*     Проверка выполнения домашнего задания
  Качественная оценка сложных систем       2*     Проверка выполнения домашнего задания
8. Количественная оценка сложных систем   8-9   8*     Проверка выполнения домашнего задания
9. Анализ состава и структуры управления.       4*     Устные ответы по вопросам Проверка выполнения домашнего задания Тестирование
10. Системный анализ процесса управления.       4*     Устные ответы по вопросам Проверка выполнения домашнего задания
11. Структурно-функциональный анализ.       2*     Проверка выполнения домашнего задания
12. Моделирование систем управления.   11-12         Устные ответы по вопросам Проверка выполнения домашнего задания Тестирование
Всего:   18 недель          

* - занятия в интерактивной форме


ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

 

1. Понятие системности.

2. Предпосылки возникновения общей теории систем.

3. Базовые определения и понятия системного анализа и общей теории систем.

4. Понятие системного подхода.

5. Понятие системного анализа.

 

ЗАДАНИЕ 1

 

Применительно к конкретной управленческой ситуации раскрыть значимость системного подхода:

– в выделении и структуризации объекта исследования;

– в определении предмета исследования;

– в выборе методов исследования;

– в постановке проблемы исследования.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое система?

2. В чем суть системного подхода?

3. Каковы принципы системного подхода?

4. В каких условиях важность системного анализа возрастает?

5. В чем состоит системность объекта исследования?

6. В чем состоит системность предмета исследования?

7. В чем состоит системность методов исследования?

8. В чем состоит системность постановки проблемы исследования?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...