Конституционно-правовой статус и место прокуратуры в системе органов государственной власти, цели и направления ее деятельности.
Конституция России в ст. 129 устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим организацию и деятельность
прокуратуры, является Закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятый Верховным Советом РФ 17 января 1992 г. В связи с принятием Конституции России 1993 г. Закон был изложен в новой редакции Федеральным законом от 17 ноября 1995 г., который вступил в силу с 20 ноября 1995 г. В настоящее время прокуратура представляет собой федеральную систему государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на ее территории, и реализующих другие функции. Прокуратура России не входит ни в одну из структур органов исполнительной, судебной и законодательной ветвей власти. Вопрос о статусе прокуратуры, ее функциях и задачах вызывает острую полемику среди ученых-юристов и практических работников. Многие принципиальные положения, закрепленные в Концепции судебной реформы, и полностью соответствующие заключению № 193 от 25 января 1996 г. Парламентской Ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы, пока не нашли полной реализации на законодательном уровне. Нужно иметь в виду, что в большинстве европейских государств главной и нередко единственной функцией прокуратуры является уголовное преследование. Однако в ч. 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ» на первое место среди функций прокуратуры поставлен прокурорский надзор. Часть 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ» устанавливает цели ее деятельности. Ими являются:
1) обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; 2) защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Направления деятельности органов прокуратуры в Законе «О прокуратуре РФ» подразделяются на две группы; это прокурорский надзор и иные функции прокуратуры. Прокурорский надзор состоит в наблюдении за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. К иным функциям прокуратуры Закон «О прокуратуре РФ» относит следующие: 1) Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование и имеет в ходе досудебного производства по уголовному делу соответствующие полномочия. Кроме того, Указом Президента РФ от 1 августа 2007 г. №1004 создан Следственный комитет при прокуратуре РФ, который является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий расследование преступлений, которые отнесены к подследственности органов прокуратуры. 2) Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности указанных органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.96 г. № 567.
Координация деятельности правоохранительными органами осуществляется в следующих основных формах: > проведение заседаний координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; > текущий обмен информацией, > совместные выезды на места для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи нижестоящим правоохранительным органам, изучения и распростране-
ния положительного опыта; > создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; > проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений, а также по устранению причин и условий, способствующих их совершению; > взаимное использование возможностей правоохранительных органов в повышении квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций; > оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности по основаниям и в порядке, предусмотренным законом; > издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и ориентировок, иных организационно-распорядительных документов; > издание совместных бюллетеней (сборников) и других информационных документов по обмену опытом; > разработка и утверждение согласованных полугодовых, а при необходимости -перспективных планов координационной деятельности. Специфическим аспектом координации, который реализуется непосредственно Генеральной прокуратурой РФ, являются обобщение практики исполнения международных договоров и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений. 3) Участие в рассмотрении дел судами, в т.ч. обжалование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. Прокурор участвует в судо
производстве по уголовным, гражданским делам, а также в арбитражном процессе. Осу ществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государствен ного обвинителя. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. 4) Участие в правотворческой деятельности. Необходимо отметить, что органы прокуратуры не обладают правом законодательной инициативы. Однако ст. 9 Федерально го закона «О прокуратуре РФ» в существенной мере компенсирует отсутствие такого права. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры вправе вносить в законо дательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответст вующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных правовых актов. Отличие данного права прокурора от права законодательной инициативы состоит, прежде всего, в правовых последствиях такого обращения. Обращение с законодательной инициативой субъектов, наделенных таким правом в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, влечет определенные последствия, в частности обязанность законодателя рассмотреть внесенный законопроект и в любом случае принять по нему соответствующее решение согласно регламенту и установленным процедурам. Обращения Генерального прокурора РФ с соответствующими предложениями по поводу законодательства рассматриваются в обыч ном порядке. Одобренное и рассмотренное надлежащим образом обращение Генерального прокурора РФ, доработанное либо в неизменном виде, вносится в законодательный орган самим субъектом законодательной инициативы уже от своего имени. Специфической формой участия Генерального прокурора РФ в правотворческой деятельности является согласование, совместное издание с иными государственными органами нормативных актов в случаях и порядке, определенных федеральным законом.
5) Выпуск Генеральной прокуратурой специальных печатных изданий, наиболее известным из которых является журнал «Законность». 6) Осуществление международного сотрудничества. Согласно ст. 2 Закона «О прокуратуре РФ» Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и уголовного преследования, участвует в разработке международных договоров РФ.
7) Участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Генеральный прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Другие прокуроры (субъекта РФ, города, района) вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней. Они также вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами государственной власти местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями. Кроме того, прокуратура осуществляет научную и образовательную деятельность - в системе органов прокуратуры имеются соответствующие научные и учебные заведения. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами (ст. 3 Закона «О прокуратуре РФ»). Прокуратура России действует на основе принципов, установленных ст. 129 Конституции РФ и ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ». Эти принципы таковы: 1) Принцип единства и централизации органов прокуратуры на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ закреплен в ст. 129 Конституции РФ. Принцип единства означает, что все территориальные и специали зированные прокуратуры, действующие на территории России, составляют единую систе му. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. Органы прокуратуры являются феде ральными органами государственной власти. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных законом. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над нею. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона).
2) Независимость прокуратуры при осуществлении своих полномочий от других фе деральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Закон «О прокуратуре РФ» устанавливает гарантии независимости органов прокуратуры. Так, согласно ч. 1 ст. 5 воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Независимость прокуратуры обеспечивается также установленными п. 3-5 ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ» ограничениями на совмещение прокурорскими работниками своей основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, членством в выборных и иных органах, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, в общественных объединениях, преследующих политические цели, и иным участием в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники могут заниматься помимо своей основной деятельности только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Согласно ст. 45 Закона прокуроры и следователи, их близкие родственники, имущество указанных лиц находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров и следователей, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются, прежде всего, Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». 3) Законность, т.е. осуществление прокуратурой своей деятельности в строгом соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также нормами международного права. Для прокуратуры принцип законности выступает главенствующим в ее деятельности, поскольку вся ее деятельность направлена на обеспечение исполнения законов. 4) Гласность, т.е. осуществление прокуратурой своей деятельности гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Прокуратура обязана информировать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам власти субъектов Федерации, местного самоуправления, радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением. 5) Обязательность требований прокурора при осуществлении им полномочий по над зору за законностью, предусмотренных Законом «О прокуратуре РФ». Согласно ст. 6 указанного Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст венность. Например, ст. 17.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Прокурорский надзор. Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленных Федеральным законом «О прокуратуре РФ». Государственный контроль и надзор осуществляется также целым рядом других государственных органов - налоговыми органами, органами экологического и санитарного контроля, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, органами противопожарной службы и т.д. Но все эти органы осуществляют свои полномочия в определенных специфических областях, имеют четко очерченные нормативно-правовыми актами поднадзорные и подконтрольные им сферы деятельности. Прокурорский же надзор имеет наиболее широкое предназначение - соблюдение Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений. Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, в том числе заключающихся в уголовном преследовании лиц совершивших преступления. Тем не менее, прокуратура не должна подменять другие государственные контролирующие органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению контроля за исполнением законов. Прокурорский надзор подразделяется на так называемые отрасли, т.е. направления его осуществления. В отличие от иных направлений деятельности прокуратуры каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется рядом признаков. К ним относятся следующие признаки: /. Предмет надзора, т.е. определенная сфера деятельности государственных и муниципальных органов и иных организаций, их должностных лиц, в рамках которой прокуратура осуществляет надзорные полномочия. 2. Совокупность необходимых полномочий, предоставленных прокурору при осуществлении им конкретной отрасли надзора, позволяющих принимать меры к устранению нарушений законности. 3. Средства прокурорского реагирования - т.е. определенные акты - постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах. Таким образом, отрасли прокурорского надзора - это регламентированные федеральным законом виды деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и средствами прокурорского реагирования на нарушения законности. В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» можно выделить следующие отрасли прокурорского надзора: 1) надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Кроме того, Федеральным законом от 23 декабря 1998 г. № 31-ФЗ в перечень отраслей прокурорского надзора, установленный ч. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», был включен надзор за исполнением законов судебными приставами. Однако в разделе III «Прокурорский надзор» этого Закона данное направление надзора не регламентируется, не раскрывается его предмет, полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования. В связи с этим надзор за исполнением законов судебными приставами представляется возможным рассматривать не в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора, а как специфическую разновидность надзора за исполнением законов государственными органами, т.е. в рамках первой отрасли надзора. В связи с тем, что прокурорский надзор распространяется на многие урегулированные законом сферы общественных отношений, в различных из них он приобретает некоторые иногда весьма существенные особенности. Так, для осуществления надзора в различных сферах используются различные правовые средства, различен и объем полномочий прокурора. Акты прокурорского реагирования при этом в одних случаях носят информационный характер, а в других - обязательный для исполнения их адресатами. Когда прокурор опро-тестовывает незаконный, по его мнению, акт органа управления, он лишь требует от этого
органа или от иной властной структуры принять решение по существу. Однако решение по протесту, а также по представлению прокурора об устранении нарушений закона принимает непосредственно либо орган управления, либо суд. В сфере осуществления дознания и предварительного следствия, а также исполнения наказаний и назначаемых судом мер принудительного характера полномочия прокурора носят чаще всего властно-распорядительный характер. Далее необходимо дать краткую характеристику и выделить особенности каждой из отраслей прокурорского надзора. На первое место Законом «О прокуратуре РФ» поставлен надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (далее - надзор за исполнением законов). Данная отрасль прокурорского надзора имеет наиболее широкий предмет, который охватывает деятельность государственных и негосударственных органов и организа-ций. Рассматриваемая отрасль надзора ранее, в Законе «О прокуратуре СССР», именовалась общим надзором (в предмет этой отрасли включался также надзор за исполнением законов гражданами). Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные органы, вмешиваться в их управленческую или хозяйственную деятельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Предмет прокурорского надзора в рамках данной отрасли определен ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ». Предметом надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами. Из сферы прокурорского надзора, как следует из приведенного нормативного определения предмета надзора за исполнением законов, исключены высшие органы исполнительной и законодательной власти России - Президент РФ, Федеральное собрание и Правительство РФ. Полномочия прокурора, надзирающего за исполнением законов, можно подразделить на две части: полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия по их устранению. Осуществляя надзор, прокурор вправе: 1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к документам и материалам; 2) проводить проверки исполнения законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушений; 3) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и сведений, вы деления специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; 4) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. 5) освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; 6) приносить протесты на противоречащие закону акты, вносить представления об устранении нарушений закона или представление о недопустимости его нарушения; 7) возбудить производство об административном правонарушении либо направить соответствующие материалы в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 8) обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании противоречащих закону актов недействительными. Требования закона, связанные с внесением протеста, представления, предостережения или изданием постановления, предусмотрены ст. 23, 24, 25 и 251 Закона «О прокуратуре РФ». Протест приносится прокурором на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо прокурор обращается в суд с требованием о признании указанных актов недействительными. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится прокурором исходя из характера нарушения закона в порядке, предусмотренном нормами УПК РФ и КоАП РФ. Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, - руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Закон «О прокуратуре РФ» выделил отрасль, именуемую надзором за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (далее - надзор за соблюдением прав и свобод человека). Несмотря на то что перечень поднадзорных органов и должностных лиц в данном случае совпадает с тем, что указан в Законе в отношении первой отрасли надзора, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина имеет свои специфические задачи. Главное отличие предмета данной отрасли от иных отраслей прокурорского надзора как раз и состоит в ее цели, которой является соблюдение прав и свобод личности в деятельности государственных и негосударственных органов и организаций. Что касается полномочий прокурора, то в рамках данной отрасли надзора прокурор, осуществляя возложенные на него функции, рассматривает и проверяет жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В этой деятельности прокурор использует, по сути, те же полномочия, что и в рамках надзора за исполнением законов. К формам прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека относятся протест, представление и постановление. Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, н орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. Представ ление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокуро ром или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устро нить допущенное нарушение. Срок рассмотрения данных протестов и представлении аналогичен сроку рассмотрения такого рода актов прокурорского надзора, используемых при общем надзоре (ст. 23 и 24 Закона о прокуратуре). При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и граждапи на имеет характер преступления, прокурор своим постановлением направляет соответствующие материалы в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании. В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражда нина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает произ водство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые упол номочены рассматривать дела об административных правонарушениях. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Предметом третьей отрасли надзора - надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, - является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора в данной отрасли установлены уголовно-процессуальным законодательством и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Статья 37 УПК РФ устанавливает полномочия прокурора в сфере надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. В частности, он уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия, отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК при производстве дознания. Надзорные полномочия прокурора в этой сфере тесно связаны с другим направлением деятельности - осуществлением прокурором уголовного преследования. Согласно ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны по требованию прокуроров представлять им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность, а также о лицах, оказы-вающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Последняя отрасль прокурорского надзора - это надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Ее предметом является законность нахождения в местах содержания задержанных (изоляторах временного содержания - ИВС), предварительного заключения (следственных изоляторах - СИЗО), исправительных учреждениях, исполняющих наказания по приговорам судов (тюрьмы, колонии и др.), а также учреждениях, исполняющих решения о принудительных мерах воспитательного и медицинского характера и т.д., соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, а также законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Полномочия прокурора в этой отрасли довольно обширны. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Прокурор вправе в любое время посещать поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и материалами, проверять соответствие закону приказов и распоряжений администрации мест лишения свободы, в случае необходимости - опротестовать их. Прокурору также дано право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений, постановлений администрации ИВС, СИЗО, колоний, тюрем и других учреждений подобного рода, получать объяснения соответствующих должностных лиц, вносить протесты и представления, которые обязательно подлежат рассмотрению теми, кому адресованы, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста над<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|