Общая характеристика органов дознания и предварительного следствия.
Органы дознания перечислены в ч. 1 ст. 40 УПК РФ. К ним относятся:
1) органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;. 4) органы Государственной противопожарной службы. Кроме того, отдельные полномочия органов дознания, а именно возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий, возлагаются также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений. Необходимо отличать понятия «дознаватель» и «орган дознания». Орган дознания возглавляет его начальник. Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. УПК также выделяет такую процессуальную фигуру как начальник подразделения дознания, т.е. должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее подразделение, которое осуществляет дознание, а также его заместитель. Начальник подразделения дознания имеет полномочия, связанные с контролем за деятельностью дознавателей, кроме того, он вправе произвести дознание по делу в полном объеме.
Разграничению полномочий по расследованию определенных преступлений между различными органами дознания посвящена ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Основной объем работы по дознанию приходится на дознавателей органов внутренних дел. По общему правилу дознание по уголовным делам производится дознавателями органов внутренних дел. Кроме того дознание проводится дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности (ФСБ); дознавателями органов службы судебных приставов; дозна-
вателями таможенных органов; дознавателями органов Государственной противопожарной службы, дознавателями и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков - Госнарконтроля). Кроме того, по определенной категории уголовных дел дознание проводится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, хотя при этом нужно иметь в виду, что прокуратура не включена ч. 1 ст. 40 УПК РФ в число органов дознания. Речь идет об уголовных делах о преступлениях, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК (депутатами представительных (законодательных) органов, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, должностными лицами органов ФСБ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, военнослужащими и др.).
Основным органом дознания в нашей стране является милиция. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О милиции» милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные (уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями и др.), научно-технические и иные подразделения. Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Криминальная милиция является органом дознания. Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, расследование которых производится в форме дознания, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Подразделениями милиции общественной безопасности являются: патрульно-постовая служба, в том числе отряды милиции особого назначения (ОМОН); Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), в т.ч. дорожно-патрульная служба (ДПС); дежурные части; изоляторы для временного задержания и заключения под стражу лиц (ИВС); специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; служба охраны и конвоирования задержанных и арестованных (конвойная служба); подразделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; подразделение по исполнению административного законодательства; подразделение охраны объектов по договорам (вневедомственной охраны); участковые инспектора милиции; подразделение лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детек-тивной и охранной деятельностью; подразделения дознания и иные подразделения.
Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, органов внутренних дел, ФСБ, Госнаркоконтроля. Часть 2 ст. 151 УПК РФ определяет подследственность уголовных дел следователям конкретных государственных органов. Подавляющее большинство уголовных дел относится к подследственности следователей органов внутренних дел. Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 утверждено Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ. Согласно п. 4 данного Положения к органам предварительного следствия в системе МВД РФ относятся: 1) Следственный комитет при МВД РФ (далее - Следственный комитет); 2) следственные управления Следственного комитета по федеральным округам; 3) главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутреннихдел субъектов РФ; 4) следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Органы предварительного следствия в системе МВД РФ возглавляет Следственный комитет, положение о котором утверждается Министром внутренних дел РФ. Следственный комитет возглавляет заместитель Министра - начальник Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
92. Система органов внутренних дел. Их задачи и структура. В современной России милиция входила в систему Министерства внутренних дел РФ. Задачи этой структуры регулировались Конституцией РФ, Федеральным Законом «О милиции», положением «О службе в органах внутренних дел», другими федеральными законами и международными договорами.
Милиция подразделялась на милицию общественной безопасности и криминальную милицию. Отличия между ними заключались в функциях, управлении и финансировании: численность для первой из них определялась по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, для второй — Правительством РФ.
В основные функции милиции общественной безопасности входят обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности и общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых видов преступлений, розыск лиц. Оказывает содействие криминальной милиции.
В состав милиции общественной безопасности входят подразделения дознания, участковых уполномоченных милиции, по делам несовершеннолетних, по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, исполнения административного законодательства, патрульно-постовая служба, органы вневедомственной охраны, отряды милиции особого назначения и государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по большей части тяжких и особо тяжких, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, лиц без вести пропавших. Органы криминальной милиции осуществляют борьбу с организованной преступностью.
Милиция общественной безопасности и криминальная милиция являются органами дознания. В обеих категориях могут существовать отдельные подразделения милиции для охраны особо важных и режимных объектов, закрытых административно-территориальных образованиях, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
В 2010 году российские власти признали, что милиция подлежит кардинальным реформам. Вследствие этого Президентом Дмитрием Медведевым был предложен законопроект «О полиции», имеющий статус Федерального Закона с 1 марта 2011 года. [править] Структура
В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления[11]: Министерство внутренних дел (МВД) — центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе — Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности — генерал-полковник — генерал армии.
Департамент — подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел. Главное управление внутренних дел (ГУВД) — осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями — подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУВД стоят над управлениями (УВД) или отделами внутренних дел. В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления внутренних дел (ГУВД г. Москвы, ГУВД Московской области и т. п.). Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУВД. Руководитель ГУВД, как правило, имеет воинское (специальное) звание генерал-лейтенант — генерал-полковник. Управление внутренних дел (УВД) — орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУВД, но выше отделов внутренних дел. Бывают территориальные (субъектов федерации, например: УВД по Тульской области, или территориальных единиц субъектов федерации, в этом случае подчиняются вышестоящему УВД или ГУВД: например УВД по Новомосковскому району Тульской области, УВД ЮЗАО г. Москвы), функциональные в составе Министерства или ГУВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко — генерал-лейтенант). Если УВД входит в состав вышестоящего УВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД — полковник. Министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации — осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУВД или УВД.
Отдел внутренних дел (ОВД). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется УВД, бывает: территориальное (ОВД района, города областного подчинения: РОВД или ГОВД), в этом случае осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории; функциональное: например отдел уголовного розыска УВД. Отделение внутренних дел или Отделение милиции (ОМ) — территориальное (реже — функциональное) подразделение внутри отдела или управления внутренних дел.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|