Социальный статус пациента
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Социальным называют эффект, возникающий в результате взаимодействия индивидов. Человек живет в соответствии с социальными предписаниями -социальными нормами, определяющими отношения человека к другим членам общества. Основные виды социальных предписаний (D. Маг-kovic)1: • право - совокупность социальных предписаний, обеспечиваемых сводом государственных • обычай - способ поведения, рассматривающийся группой людей как обязательный, «общепринятый»; • мода - новый, необычный способ поведения; • правила приличия - регуляторы способа общения с остальными членами общества. Врач поликлиники, систематически посещающий семьи (общепрактикующий врач, участковый терапевт - в первую очередь!), работает не с абстрактным пациентом в абстрактном социуме, а в конкретных, очень сложных условиях России переходного периода. Приходится учитывать массу факторов: особенности российской ментальности, особенности общины (столичный город, средний город, деревня), имущественный статус пациента и многое другое. Зададимся вопросом: почему попытка вернуться на классический, проторенный Западом путь, так затянулась? Что нам мешает? А. Кара-Мурза2 описал общий алгоритм варваризации любого цивилизованного проекта в России: • преобразователи радикально отрицают предшествующие традиции («отречемся от старого мира...») во имя «исторического прорыва в светлое будущее»; • преобразователи убеждены в своей «исторической правоте» («история нас оправдает») и
• население представляется «косной отсталой массой», «молчаливым большинством», делегирующим полномочия властям. «Чем власть диче, чем больше себе позволяет - тем ей больше позволяют» (3. Гиппиус); • внутри руководства происходит быстрая «негативная селекция»: просвещенные интеллигенты сменяются полуинтеллигентами-фанатиками, последние - циничными прагматиками-карьеристами; • таким образом, «передовой проект» на русской почве перерождается в административно-бюрократический, «светлое будущее» оказывается в руках правящей верхушки, суть перемен • проект, первоначально задуманный и реализованный как «западный», становится предельно «самобытным». Я глубокий противник Вашей точки зрения, но го тов отдать жизнь за Ваше право выдвигать и отстаивать ее. Вольтер Свободу нельзя из ничего вывести, в ней нужно изна чально Пребывать... Будьте человечны в одну из са мых бесчеловечных эпох в мировой истории. Н. А. Бердяев ... Какова природа российской самобытности? Где корни российских обычаев? Как они соотносятся с болезнями и здоровьем? По П.Я. Чаадаеву, специфика России в ее необозримых пространствах, территориальной разобщенности населения. Отсюда феномен навязанности: призыв варягов к управлению, обращение в христианство, принятие татаро-монгольского ига, крепостное право. Л.Н. Гумилев доказал, что история этносов во многом обусловлена ареалом проживания. Огромная территория России осваивалась с Запада на Восток. Каждому новому поколению было куда уйти. Отсюда отсутствие устойчивости, стабильности, консерватизма. Климатические особенности России: длинная, долгая зима и короткое, быстро сгорающее лето. Отсюда, по Ключевскому, две особенности русской души: долгое лежание («Сидел Емеля на печи»; «Сидел сиднем Илья Муромец 33 года...»; «...лежал и лежал Обломов...») и бурная деятельность. А раз бурная, значит во многом на «авось» (там уж как получится): знаменитый русский «авось-небось». На бытовом уровне необозримость пространств и возможность всегда куда-то уйти выливается в неряшливость, захламленность жилой сферы, плохое содержание туалетов, приоритет внешнего лоска перед повседневной чистотой...
Российский обычай как социальная категория достаточно специфичен: • Пренебрежение к Богу, культивировавшееся • Репрессированное сознание. Индивидуаль • Дружба превыше всего; оценка человека оп • Приоритет обычая перед законом: как судить • Жива социалистическая традиция: работа не • Борьба против чего-либо, а не за что-то (культ • Замена жизни в реальном временном измере • «Не я сам себе помогу, а кто-то мне (нам) Отсюда низкий отклик (complience) на врачебные рекомендации, требующие усилий самого пациента (соблюдение диеты, физическая активность и др.). Отсюда же чрезмерное увлечение хирургически ми методами лечения («вырежьте мне то, что болит») в ущерб терапевтическим, требующим дисциплины пациента, тщательного выполнения рекомендаций по использованию лекарственных и нелекарственных методов. Оперирует кто-то другой, лечу себя Я сам, выполняя советы врача.
• Восточная традиция обращения к прошлому • Стремление к альтернативности, но не к ком По К. Юнгу, коллективное бессознательное - это опыт развития всего человечества, нации, передающийся из поколения в поколение. Архетипы - это формы без содержания, матрицы, направляющие психические процессы (как сухое русло реки, заполняемое водой). Архетипы проявляют себя в мифах, фольклоре, обрядах, традициях в виде символов: крест, звезда Давида, «колесо жизни» у буддистов и т.д. В российской ментальности коллективное бессознательное отражают: религиозный символ (православный крест), символ отца (Илья Муромец, Добрыня Никитич), везучего парня (Иван-дурак, Емеля), матери (Богородица - со знаком плюс, ведьма, Баба Яга - со знаком минус). Дуализм русской души объяснен Н.А. Бердяевым. Природная, языческая стихия причудливо на-ложилась на аскетически монашеское православие с традициями старчества. Отсюда знаменитые русские полярности: коллективизм - индивидуализм щедрость - жадность анархия - деспотия вольнолюбие - законопослушность доброта - жестокость космополитизм - национализм наглость - смирение бунт - рабство Отсюда же национальные герои: юродивый (Василий Блаженный) и разбойник (Степан Разин). Здесь же надо искать корни пожизненной детской способности верить в чудо, реализацию несбыточного в короткий срок жизни человека на земле. Не потому ли социалистическая идея, призраком бродившая по Европе, в России стала практикой строительства развитого социализма? Н.А. Бердяевым описан «подвиг непротивления», «опрощение и уничтожение», «принятие поношения от людей, посмеяние миру, вызов миру» как чисто русские черты.
В работе с пациентом и его семьей учитывайте особенности российской ментальности. Сочувствие, сопереживание, терпимость - качества врача, которые обязательно будут оценены пациентом и поставлены в шкале ценностей на одном уровне или выше профессионализма. Другие национальные российские феномены: * самодурство от власти, денег, идеи; * эмоция как национальная сверхценная черта, поиск сопереживания; * накручивание проблем, мучительный поиск их решения через трудности, синдром неутоленного страдания с вечными вопросами: Кто виноват? Что делать? * полярность власти и народа: тирания с одной стороны и ожесточенное сопротивление - с другой.Надежда на новых людей во власти, сколько бы раз ни обманывала старая власть; - склонность к тоталитаризму Востока (делай Богатые, средние и бедные пациенты По данным на 1995 г., в России 5% населения владели 76,7% всех сбережений, 71% населения имели доход ниже прожиточного минимума. На V-й ежегодной конференции НПО «МедСоцЭкономИн-форм» в Чебоксарах (Материалы. - М., 1998. - с. 20-21) приведены такие цифры: доля бедных (подушевой доход менее 50 дол. США) - 51,9%, малообеспеченных (50-100 дол.) - 18,2%, высокообеспеченных (500-1500 дол.) - 5,8%, богатых (1500-3000 дол.) - 3%, очень богатых - 2%. После кризиса 17 августа 1998 г. доля бедных с доходом ниже прожиточного минимума (на сентябрь 1998 г. - 663 р.) составила 51,5%, малообеспеченных (подушевой доход в 1,7-2 раза выше минимума) - 20,6%, относительно обеспеченных (2-3 минимума) - 16,7%, состоятельных и богатых (в основном представителей теневой экономики) -11,2%. Тенденция расслоения общества на бедных и богатых усиливается (Аргументы и факты № 44 (941), октябрь 1998 г., с. 5). Не приводя конкретных цифр, укажем, что по общепринятым сейчас критериям бедными в России считаются лица с подушевым доходом ниже или равным прожиточному минимуму, малообеспеченными - с доходом в 2-2,5 раза выше прожиточного мини В постсоциалистической России сформировались три типа медицины: - для бедных; - для средних; - для богатых. Каждому из этих типов медицины соответствуют разные рекомендации по методикам лечения (оригинальные препараты 2-3-го поколений - для богатых; дженерики - для средних; препараты 60-х-70-х гг. российского, индийского и др. производства - для бедных). Столь же разнятся методы реабилитационной терапии (курорты мирового уровня - для богатых; российские - для средних; местной зоны или сад, огород - для бедных). Излишне напоминать, что понятие двигательная активность для одних - большой теннис, плавание в заливах Пальма-де-Майорка, а для других - работа на даче и в огороде, пешие прогулки. Диета для одних - «средиземноморская», для других - продукты с собственного огорода, дачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|