Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальный статус пациента




Социальным называют эффект, возникающий в результате взаимодействия индивидов. Человек жи­вет в соответствии с социальными предписаниями -социальными нормами, определяющими отношения человека к другим членам общества.

Основные виды социальных предписаний (D. Маг-kovic)1:

• право - совокупность социальных предписа­ний, обеспечиваемых сводом государственных
законов;

• обычай - способ поведения, рассматриваю­щийся группой людей как обязательный, «об­щепринятый»;

• мода - новый, необычный способ поведения;

• правила приличия - регуляторы способа об­щения с остальными членами общества.

Врач поликлиники, систематически посещаю­щий семьи (общепрактикующий врач, участковый те­рапевт - в первую очередь!), работает не с абстракт­ным пациентом в абстрактном социуме, а в конкрет­ных, очень сложных условиях России переходного периода. Приходится учитывать массу факторов: осо­бенности российской ментальности, особенности общины (столичный город, средний город, деревня), имущественный статус пациента и многое другое.

Зададимся вопросом: почему попытка вернуть­ся на классический, проторенный Западом путь, так затянулась? Что нам мешает? А. Кара-Мурза2 опи­сал общий алгоритм варваризации любого цивили­зованного проекта в России:

• преобразователи радикально отрицают пред­шествующие традиции («отречемся от старо­го мира...») во имя «исторического прорыва в светлое будущее»;

• преобразователи убеждены в своей «истори­ческой правоте» («история нас оправдает») и
в «исторической вине» реакционных «отжив­ших» классов. Формируется очередная идея
исторической предопределенности, гаранти­рованной «законами истории». Ошибки и не­
удачи преобразователей объясняются «проис­ками врагов»;

• население представляется «косной отсталой массой», «молчаливым большинством», деле­гирующим полномочия властям. «Чем власть диче, чем больше себе позволяет - тем ей боль­ше позволяют» (3. Гиппиус);

• внутри руководства происходит быстрая «не­гативная селекция»: просвещенные интелли­генты сменяются полуинтеллигентами-фанатиками, последние - циничными прагматика­ми-карьеристами;

• таким образом, «передовой проект» на русской почве перерождается в административно-бю­рократический, «светлое будущее» оказывает­ся в руках правящей верхушки, суть перемен
сводится к перераспределению собственнос­ти. Нация в целом к этому перераспределению
отношения не имеет, как бы в очередной раз оказывается ни при чем;

• проект, первоначально задуманный и реали­зованный как «западный», становится пре­дельно «самобытным».

Я глубокий противник Вашей точки зрения, но го­ тов отдать жизнь за Ваше право выдвигать и отста­ивать ее.

Вольтер

Свободу нельзя из ничего вывести, в ней нужно изна­ чально Пребывать... Будьте человечны в одну из са­ мых бесчеловечных эпох в мировой истории.

Н. А. Бердяев

...

Какова природа российской самобытности? Где корни российских обычаев? Как они соотносятся с болезнями и здоровьем?

По П.Я. Чаадаеву, специфика России в ее нео­бозримых пространствах, территориальной разоб­щенности населения. Отсюда феномен навязанности: призыв варягов к управлению, обращение в хри­стианство, принятие татаро-монгольского ига, кре­постное право.

Л.Н. Гумилев доказал, что история этносов во многом обусловлена ареалом проживания. Огромная территория России осваивалась с Запада на Восток. Каждому новому поколению было куда уйти. Отсю­да отсутствие устойчивости, стабильности, консер­ватизма.

Климатические особенности России: длинная, долгая зима и короткое, быстро сгорающее лето. От­сюда, по Ключевскому, две особенности русской души: долгое лежание («Сидел Емеля на печи»; «Си­дел сиднем Илья Муромец 33 года...»; «...лежал и лежал Обломов...») и бурная деятельность. А раз бур­ная, значит во многом на «авось» (там уж как полу­чится): знаменитый русский «авось-небось». На бы­товом уровне необозримость пространств и возмож­ность всегда куда-то уйти выливается в неряшли­вость, захламленность жилой сферы, плохое содер­жание туалетов, приоритет внешнего лоска перед по­вседневной чистотой...

 



Российский обычай как социальная категория достаточно специфичен:

• Пренебрежение к Богу, культивировавшееся
при социализме, отсутствие авторитета Бога, Отца и
Матери. Отсюда и низкий авторитет Врача, посколь­
ку для больного в его болезни он - и отец, и мать.

• Репрессированное сознание. Индивидуаль­
ность выдавливалась десятилетиями. С личностью
надо считаться. Человек-винтик управляем, а значит
и подавляем. Личность индивидуальна, самодоста­
точна. Изобретенный метод говорить и управлять
от имени народа
срабатывает до сих пор: ты что,
против народа?

• Дружба превыше всего; оценка человека оп­
ределяется не результатами его труда, а межличност­
ными отношениями (концепция «хорошего челове­
ка»).

• Приоритет обычая перед законом: как судить
будем? По закону аль по совести?

• Жива социалистическая традиция: работа не
ради реального результата, а ради показателя (бес­
конечные «проценты охвата», «число обученных»,
«число сертифицированных» и др.).

• Борьба против чего-либо, а не за что-то (культ
борьбы вместо культа созидания).

• Замена жизни в реальном временном измере­
нии химерой «светлого будущего».

• «Не я сам себе помогу, а кто-то мне (нам)
поможет» (Парламент, Президент, Дума, Заграни­
ца...).

Отсюда низкий отклик (complience) на врачеб­ные рекомендации, требующие усилий самого паци­ента (соблюдение диеты, физическая активность и др.). Отсюда же чрезмерное увлечение хирургически­ ми методами лечения («вырежьте мне то, что болит») в ущерб терапевтическим, требующим дисциплины пациента, тщательного выполнения рекомендаций по использованию лекарственных и нелекарственных методов. Оперирует кто-то другой, лечу себя Я сам, выполняя советы врача.

• Восточная традиция обращения к прошлому
с его детальным обсуждением и осуждением при
малом внимании к планированию и реализации бу­
дущего.

• Стремление к альтернативности, но не к ком­
промиссу, дефицитность компромиссного типа обще­
ния, умения понять и принять оппонента, смириться
с тем, чего изменить нельзя. В конечном счете сми­
риться, что человек от рождения живет по закону
убывающей физической сущности и жизнь конечна.

По К. Юнгу, коллективное бессознательное - это опыт развития всего человечества, нации, передающийся из поколения в поколение. Архетипы - это формы без содержания, матрицы, направляющие психические процессы (как сухое русло реки, заполняемое водой).


Архетипы проявляют себя в мифах, фольклоре, об­рядах, традициях в виде символов: крест, звезда Да­вида, «колесо жизни» у буддистов и т.д.

В российской ментальности коллективное бессозна­тельное отражают: религиозный символ (православ­ный крест), символ отца (Илья Муромец, Добрыня Ни­китич), везучего парня (Иван-дурак, Емеля), матери (Богородица - со знаком плюс, ведьма, Баба Яга - со знаком минус).

Дуализм русской души объяснен Н.А. Бердяе­вым. Природная, языческая стихия причудливо на-ложилась на аскетически монашеское православие с традициями старчества.

Отсюда знаменитые русские полярности:

коллективизм - индивидуализм

щедрость - жадность

анархия - деспотия

вольнолюбие - законопослушность

доброта - жестокость

космополитизм - национализм

наглость - смирение

бунт - рабство

Отсюда же национальные герои: юродивый (Ва­силий Блаженный) и разбойник (Степан Разин). Здесь же надо искать корни пожизненной детской способ­ности верить в чудо, реализацию несбыточного в короткий срок жизни человека на земле. Не потому ли социалистическая идея, призраком бродившая по Европе, в России стала практикой строительства раз­витого социализма? Н.А. Бердяевым описан «подвиг непротивления», «опрощение и уничтожение», «при­нятие поношения от людей, посмеяние миру, вызов миру» как чисто русские черты.

В работе с пациентом и его семьей учитывайте осо­бенности российской ментальности. Сочувствие, со­переживание, терпимость - качества врача, которые обязательно будут оценены пациентом и поставле­ны в шкале ценностей на одном уровне или выше про­фессионализма.

Другие национальные российские феномены:

* самодурство от власти, денег, идеи;

* эмоция как национальная сверхценная черта, поиск сопереживания;

* накручивание проблем, мучительный поиск их решения через трудности, синдром неутоленного стра­дания с вечными вопросами: Кто виноват? Что делать?
С приритетом первого;

* полярность власти и народа: тирания с одной стороны и ожесточенное сопротивление - с другой.Надежда на новых людей во власти, сколько бы раз ни обманывала старая власть;


-  склонность к тоталитаризму Востока (делай
так, как велят), неприятие конформизма Запада (де­
лай как все).

Богатые, средние и бедные пациенты

По данным на 1995 г., в России 5% населения владели 76,7% всех сбережений, 71% населения имели доход ниже прожиточного минимума. На V-й ежегодной конференции НПО «МедСоцЭкономИн-форм» в Чебоксарах (Материалы. - М., 1998. - с. 20-21) приведены такие цифры: доля бедных (подуше­вой доход менее 50 дол. США) - 51,9%, малообес­печенных (50-100 дол.) - 18,2%, высокообеспечен­ных (500-1500 дол.) - 5,8%, богатых (1500-3000 дол.)

- 3%, очень богатых - 2%.

После кризиса 17 августа 1998 г. доля бедных с доходом ниже прожиточного минимума (на сентябрь 1998 г. - 663 р.) составила 51,5%, малообеспечен­ных (подушевой доход в 1,7-2 раза выше миниму­ма) - 20,6%, относительно обеспеченных (2-3 ми­нимума) - 16,7%, состоятельных и богатых (в ос­новном представителей теневой экономики) -11,2%. Тенденция расслоения общества на бедных и бога­тых усиливается (Аргументы и факты № 44 (941), октябрь 1998 г., с. 5).

Не приводя конкретных цифр, укажем, что по об­щепринятым сейчас критериям бедными в России считаются лица с подушевым доходом ниже или рав­ным прожиточному минимуму, малообеспеченными

- с доходом в 2-2,5 раза выше прожиточного мини­
мума, средними (относительно обеспеченными) - с
доходом в 3-4 раза выше прожиточного минимума,
состоятельными («богатыми»} - с доходом в 7-8 раз
и более выше прожиточного минимума. В последнем
квартале 1999 г. в России бедные и малообеспечен­
ные составили 82%, «средние» - около 13%, состоя­
тельные - около 4%.

В постсоциалистической России сформирова­лись три типа медицины:

- для бедных;

- для средних;

- для богатых.

Каждому из этих типов медицины соответствуют разные рекомендации по методикам лечения (ориги­нальные препараты 2-3-го поколений - для богатых; дженерики - для средних; препараты 60-х-70-х гг. рос­сийского, индийского и др. производства - для бед­ных). Столь же разнятся методы реабилитационной терапии (курорты мирового уровня - для богатых; российские - для средних; местной зоны или сад, ого­род - для бедных). Излишне напоминать, что поня­тие двигательная активность для одних - большой теннис, плавание в заливах Пальма-де-Майорка, а для других - работа на даче и в огороде, пешие прогул­ки. Диета для одних - «средиземноморская», для дру­гих - продукты с собственного огорода, дачи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...