Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития российского финансового сектора




 

Если бы не глубокий долговой кризис, разразившийся в развитых странах, российский финансовый сектор сегодня находился бы на развилке форсированного или сбалансированного роста.

Сценарий сбалансированного роста российского финансового сектора представляется наиболее предпочтительным и с точки зрения национальных интересов. Такой сценарий подразумевает:

. Приоритет обеспеченности роста внутренними ресурсами в противовес внешним - за счет стабилизации инфляции, изменения модели денежно-кредитной политики и институциональных реформ переход к формированию внутреннего рынка долгосрочных инвестиций.

. Очищение банковской системы от организаций, занимающихся использованием банковских лицензий для отмывания незаконно полученных доходов; за счет этого можно существенно повысить уровень доверия населения к банкам и другим финансовым институтам, оптимизировать и повысить эффективность системы контроля.

. Нацеленность институтов правоприменения и судов на защиту законных прав инвесторов, создание конкурентных налоговых условий, а также совершенствование инфраструктуры финансового рынка позволят построить в стране международный финансовый центр, предоставляющий конкурентоспособные финансовые услуги внутренним и региональным экономическим агентам, нуждающимся в капитале или хеджировании рисков, а также обеспечивающий комфортные условия работы для отечественных и иностранных инвесторов.

В этом сценарии ожидается, что совокупные активы банковской системы возрастут с 71 % ВВП в 2011 г. до 95 % ВВП к 2020 г.

При этом кредиты нефинансовому сектору увеличатся до 70 % ВВП (с 43 % в 2011 г.). Капитализация фондового рынка составит 105-110 % ВВП (67,8 % по итогам 2011 года). Объем пенсионных средств и других длинных инвестиций может достигнуть 18-20 % ВВП.

Наконец, существует третий, инерционный сценарий (сценарий "финансовой стагнации"), подразумевающий отсутствие как форсированного роста, так и институциональных и структурных изменений. Низкий уровень транспарентности и высокая инфляция сделают российский рынок непривлекательным для отечественного и иностранного капитала. Ситуация усугубится проблемами на глобальных рынках: долговыми пузырями в Европе и США, а также ростом спроса на инвестиции со стороны развивающихся стран, прежде всего азиатских, и вероятным удорожанием ставок на глобальных финансовых рынках. В этих условиях банковский сектор обречен на стагнацию, а фондовый рынок - на дальнейшую потерю конкурентоспособности.

Сбалансированный сценарий не является инерционным. Для реализации сценария сбалансированного роста необходимо реализовать программу мер по трем направлениям (приложение 2):

повышение устойчивости финансового сектора,

повышение его конкурентоспособности;

формирование отечественного рынка долгосрочных инвестиций.

Задача 1: повышение устойчивости финансового сектора.

) Последовательный переход к внутренне устойчивой модели макроэкономической политики: от формирования денежного предложения за счет операций на валютном рынке к формированию денежного предложения преимущественно за счет операций на рынке внутренних долговых обязательств, как государственных, так и корпоративных.

Модель формирования денежного предложения за счет валютных интервенций сделала отечественную денежно-кредитную политику зависимой от денежной политики других стран и колебаний цен на товары российского экспорта. Резервный фонд позволял стерилизовать приток нефтяной выручки и, таким образом, ограничить колебания денежной массы, связанные с этим фактором. Но механизмов смягчения колебаний в динамике притока и оттока капитала в предкризисные годы практически не было. Поэтому контроль инфляции был затруднен, а реальные процентные ставки в экономике были отрицательными, что в совокупности демотивировало граждан к долгосрочным накоплениям.

В последние годы происходит постепенный переход к новой модели формирования денежного предложения. Этот подход необходимо развивать и дальше, рассматривая его как стратегический вектор развития, так как без стабильной и управляемой макроэкономической среды создать устойчивую финансовую систему невозможно.

)"Расчистка" банковской системы от банков, не способных осуществлять нормальные банковские операции, и полукриминальных структур, занимающихся отмыванием капитала. Наличие в российской банковской системе большого числа непрозрачных банков, многие из которых имеют полукриминальную природу, существенно снижают уровень доверия к сектору, его устойчивость и инвестиционную привлекательность России в целом. Для перехода к сбалансированному росту финансового сектора необходимо, наконец, предпринять решительные действия по расчистке и консолидации банковского сектора.

) Дифференцированные требования к капиталу финансовых посредников в зависимости от типов осуществляемых операций, объемов и природы рисков. В целях повышения доверия к структурам, осуществляющим операции на фондовых рынках, аналогичный подход должен быть применен и к профучастникам рынка. Небольшие профучастники могут поменять свой статус на статус финансовых консультантов.

) Разработка и создание системы регулирования банков и небанковских финансовых институтов.

) Оптимизация структуры надзорных органов. Отход от перекрестного регулирования, когда один и тот же вопрос может находиться в ведении нескольких надзорных органов (или требует взаимного согласования). Введение принципа: один вопрос - один регулятор и контролер. Предоставление полных законодательных полномочий ЦБ и ФСФР обмениваться надзорной информацией по подведомственным им финансовым институтам.

) Создание российского стандарта финансовой отчетности и раскрытия информации, аналогичного МСФО, создание системы электронного документооборота между надзорными органами и поднадзорными институтами.

) Создание системы защиты прав потребителей финансовых услуг. Международный и российский опыт показал, что чрезмерно быстрое развитие финансовых услуг, основанное на низкой финансовой грамотности потребителя и непонимание им сути услуги, ведет к дестабилизации финансового сектора и, как следствие, росту социальной напряженности.

Задача 2: повышение конкурентоспособности сектора.

) Стимулирование рыночной конкуренции между финансовыми компаниями: приватизация финансовых посредников (включая находящихся во владении властей регионов или городов) до уровня контрольного пакета к 2013 году, блокирующего пакета - к 2015 году, к 2020 году - полная приватизация; развитие нормативной базы и инфраструктуры для осуществления нетрадиционных высокотехнологичных методов предоставления финансовых услуг (посредством сотовых телефонов, Интернета и др.), особенно в районах с низкой доступностью финансовых услуг; полное снятие барьеров на вхождение в российский финансовый сектор дочерних структур международных банков к 2020 году.

) Создание конкурентоспособной финансовой инфраструктуры.

) Снятие правовых и налоговых барьеров, препятствующих использованию российских площадок для осуществления финансовых сделок российскими и иностранными компаниями, а также развитию современных финансовых продуктов.

) Развитие саморегулируемых организаций и создание на их основе стандартов проведения определенных сделок.

) Совершенствование системы разрешения споров, в том числе: создание специализированных судов по финансовым спорам в рамках действующей системы арбитражных судов; развитие системы третейских судов; развитие финансовой грамотности судей, разработка в этих целях специальных курсов для юридических вузов и программ повышения квалификации.

) Совершенствование корпоративного управления, включающее: ужесточение и конкретизацию требований к раскрытию информации публичными компаниями; повышение ответственности членов советов директоров и акционеров финансовых организаций за нанесение ущерба вкладчикам, клиентам и кредиторам.

Задача 3: развитие рынка внутренних долгосрочных инвестиций и повышение финансовой грамотности.

) Развитие конкуренции в сфере добровольных пенсионных накоплений и накоплений на образование. Введение института индивидуальных инвестиционных счетов (на пенсионные цели и на образование) и корпоративных накопительных пенсионных планов с открытием персональных пенсионных счетов, администраторами которых могут выступать банки, страховые и брокерские компании.

) Формирование единой системы гарантий обязательств в части пенсионных накоплений и резервов для участников пенсионной системы (клиентов управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и корпоративных пенсионных планов).

) Создание системы страхования пенсионных накоплений и инвестиций граждан от нерыночных рисков по типу системы страхования вкладов.

) Снижение или отмена налогов на долгосрочные (свыше 3 лет) вложения в ценные бумаги, оптимизация налогообложения коллективных инвестиций.

) Создание системы финансового консультирования и проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности. Государственная программа повышения финансовой грамотности должна быть направлена на просвещенное и взвешенное отношение населения к собственным финансам. Программа должна включать изучение основ финансовой грамотности в старших классах школы и в вузах, заказ и размещение социальной рекламы.

Таким образом, для дальнейшего эффективного развития финансового рынка России необходимы значительные усилия со стороны государства и бизнеса по реализации комплекса институциональных и структурных мер, которые повысят устойчивость финансового сектора и сформируют условия для создания Международного финансового центра на его основе.


Заключение

 

Финансовый рынок представляет собой очень сложный механизм. Посредством финансовых рынков осуществляется межотраслевой, международный перелив капиталов. Механизмы этих рынков в этом отношении значительно эффективнее прямого инвестирования средств и позволяют оптимизировать структуру и динамику общественного воспроизводства.

Финансовый рынок России - это совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. За последнее десятилетие российский финансовый рынок существенно вырос. Однако он остается неустойчивым, его конкурентоспособность низка, отдельные важнейшие институты и инструменты развиты слабо.

Развитию финансового рынка и его позиционированию в качестве международного финансового титра препятствуют неконкурентный правовой и налоговый режимы, не ориентированная на защиту прав собственности судебная и правоохранительная система, несовершенство инфраструктуры и корпоративного управления, отсутствие внутреннего долгосрочного инвестора. Без устранения этих препятствий попытки стимулировать форсированное развитие существующих институтов финансового сектора будут приводить к накоплению опасных для устойчивости сектора рисков, раздуванию пузырей и, в конечном счете, к необходимости мобилизации средств налогоплательщиков для спасения финансовых институтов от тотального банкротства. Поэтому развилка заключается в выборе между политикой форсированного или сбалансированного роста, подразумевающего последовательное решение перечисленных выше проблем. Ключевая задача - повышение устойчивости финансового сектора. Для этого необходим качественный скачок в осуществлении микро - и макропруденциального надзора, их ориентированность на глубокое понимание рисков финансового сектора в целом и его отдельных институтов для принятия упреждающих кризисное развитие мер.

Необходима расчистка банковской системы от банков, не способных осуществлять нормальные банковские операции, и от полукриминальных структур, занимающихся отмыванием капитала.

Следует передать всю полноту власти над финансовым рынком (лицензирование, регулирование и надзор) двум уполномоченным ведомствам - Банку России и ФСФР. Для координации деятельности этих регуляторов с бюджетной политикой, контроля и упреждения общего риска финансовой системы, целесообразно на базе Банка России совместно с Министерством финансов и ФСФР создать Совет по финансовой стабильности, занимающийся мониторингом ситуации на рынках и реализацией мер, предотвращающих перегрев рынков и накопление рисков на балансах системообразующих институтов.

Следует создать систему защиты прав потребителей финансовых услуг.

Для повышения конкурентоспособности финансового сектора необходима не просто приватизация всех финансовых посредников, осуществляющих обычную конкурентную коммерческую деятельность, но и ограничение их доли на внутреннем рынке так, как это принято в развитых странах.

Еще одно направление реформ - "институализация" долгосрочных сбережений домашних хозяйств ("длинных денег"), а также повышение склонности граждан к созданию личных пенсионных накоплений, страхованию жизни и других персональных рисков. Необходимо стимулирование создания системы корпоративных и индивидуальных пенсионных танов и накопительных счетов на различные нужды. В качестве дополняющих нужны меры по страхованию инвестиций, развитию консультационных финансовых услуг и финансовой грамотности.


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 2009. - 21 января.

. О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года: Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ (с изм. на 3 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 44. - Ст. 4981.

. О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации: Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ (с изм. на 27 июля 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 42. - Ст. 4698.

. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (с изм. на 6 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4859.

. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изм. на 7 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.

. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I (с изм. на 6 декабря 2011 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. - 1990. - № 27. - Ст. 357.

. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I (с изм. на 30 ноября 2011 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 2. - Ст. 56.

. О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717 (с изм. на 5 мая 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 36. - Ст. 5148.

. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 3. - Ст. 423.

10. Белых, Л.П. Основы финансового рынка / Л.П. Белых. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 340 с.

11. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. - М.: Феникс, 2010. - 670 с.

. Гвардин, С. Развитие и регулирование финансового рынка / С. Гвардин // Финансовая газета. - 2012. - № 11. - С. 3-5.

. Земцов, А. Финансовый рынок и стратегия развития России / А. Земцов // Финансовая газета. - 2012. - № 3. - С. 3-6.

. Каурова, Н. Н. Регулирование финансовых рынков / Н. Н. Каурова // Управление в кредитной организации. - 2011. - № 6. - С. 25-32.

. Каурова, Н. Н. Финансовые рынки: новости и тенденции / Н. Н. Каурова // Консультант. - 2011. - № 23. - С. 39-44.

. Никульшин, Д.А. Влияние рискованных финансовых операций на стабильность финансового рынка / Д.А. Никульшин // Финансы. - 2011. - № 11. - С. 16-19.

. Самиев, П. Кризис - один на всех, и у каждого - свой. Обзор сегментов финансового рынка России / П. Самиев // БДМ. Банки и деловой мир. - 2012. - № 5. - С. 19-25.

. Смирнов, И.Е. Модернизация российского фондового рынка / И.Е. Смирнов // Управление в кредитной организации. - 2011. - № 1. - С. 22-27.

. Столбов, М. И. Финансовый рынок и экономический рост: контуры проблемы / М. И. Столбова. - М.: Научная книга, 2012. - 288 с.

20. Столбов, М. И. Финансовый сектор: теория и российская действительность / М. И. Столбов, В. Ю. Преснякова. - М.: Научная книга, 2011. - 147 с.

21. Хазин, М. Финансовые рынки: новости и тенденции / М. Хазин, О. Григорьев // Консультант. - 2012. - № 4. - С. 16-20.

. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. - 2012. - Режим доступа: http: //www.kommersant.ru


Приложения

 

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...