Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема истоков европейских ценностей.

Современная философская мысль, несомненно, связана с феноменом, получившим название «европейские ценности», с тем своеобразием Европейской культуры, которое позволяет поставить кажущийся простым вопрос о начале Европы как интеллектуально – психологического проекта: «Когда начинается Европа ?».

Истоки Европы засвидетельствованы не только своеобразием политико – правового дискурса власти (2, с. 86 -87), но и того образа мышления, который предшествует синтезу греко – римского и христианского миров, уходит своими корнями в седую древность гомеровского мифа и греческой философии, с одной стороны и библейского – ветхозаветного и новозаветного миров, - с другой.

О значении древнегреческого наследия для современного европейского мира и его рождении хорошо пишет Жак Ле Гофф в своей книге «Рождение Европы»

«Европа началась с мифа, географической концепции. Согласно этому мифу, Европа родилась на Востоке. И название, и сама идея Европы возникли в древнейшем из культурных пластов, существовавших на территории, которая впоследствии станет европейской, — в древнегреческой мифологии. Но слово «Европа» пришло с Востока. Это семитское слово, служившее у финикийских моряков для обозначения заката и употребленное в новом значении в VIII веке до н. э. Согласно мифу, Европой звали дочь Агенора, царя Финикии, на территории которой сейчас находится Ливан. В нее влюбился Зевс, царь греческих богов, и похитил ее. Превратившись в быка, он унес Европу на Крит, и от Зевса у нее родился сын Минос — царь-просветитель и законодатель, который после смерти стал одним из трех судей Аида. Так, благодаря грекам, обитатели западной оконечности азиатского континента стали «европейцами».

Контраст между Востоком и Западом (ведь часто понятия «Запад» и «Европа» смешивают) греки считали фундаментальным конфликтом культур…..»

 

Истоки Европы представляют собой часть того поворота в истории человечества, того духовного процесса, который происходит между 800 и 200 гг. до н. э.. Этот поворот К. Ясперс назвал «осевым временем». Именно тогдапроисходит много необычайного: почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга «человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы». Появляются первые философы, образ мышления которых связан с деятельностью особого рода – исследованием, ведущим к истине.( См. «Смысл и назначение истории», стр. 32 – 50)

Приступая к истокам европейского мышления, спрашивая себя – «Зачем нам греки?», следует исходить из неотложности современности, в тех ее составляющих, которые связаны с основным форматом современного мышления – современной наукой, привычно обнаруживающей себя перед лицом истины в пространстве университетских учебных аудиторий, на страницах учебников, программ и самых многообразных учебно –методических материалов, призванных сформировать, скажем так, поставить репродуктивное мышление.

В пространстве учебной аудитории Истина не только доступна, но и доступна гарантированно. Субъект познания не нуждается в изменениях, требующих индивидуальных усилий, выходящих за границы дисциплинарного воздействия учебной аудитории и уровня уже полученного образования, необходимого для понимания нового учебного материала. Универсальность истины предполагает и ее гарантированную доступность. ( Скажем так: студенту в учебной аудитории не надо делать ничего помимо того, что делают и все остальные в ней)

Сравните учебную аудиторию и мастер – класс (например, актерского мастерства или работы с индивидуальным клиентом) и почувствуйте разницу! Трудно представить Сократа, прогуливающегося с учениками и цитирующего по ходу дела книгу, или свиток с чужим текстом, и эта трудность не в последнюю очередь связана с убеждением, что доступ к истине предполагает изменение способа своего собственного существования.

Таким образом, на вопрос «Зачем нам греки?» можно ответить, исходя из представления, принимаемого и эксплицитно выражаемого греческой философской мыслью:

Бытие не дано, а открывается навстречу усилию, которое не гарантировано информационно – познавательным отношением к миру, наличием общей познавательной способности.

 

Далее, от вопроса «Зачем нам греки?» и, памятуя о гипотезе К.Ясперса об осевом времени, мы переходим к вопросу

«Почему философия возникает как историческое исключение, у такого небольшого народа, у греков? Почему ее не было у таких древних цивилизаций, как Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия….?»

Социальные и культурно – исторические предпосылки возникновения греческой философии.

 

Среди традиционных ответов на вопрос: «Почему философская мысль возникает у небольшого, но, по- видимому, очень талантливого народа?» большинство связано с предположением о своеобразии

1. социального, полисного устройства древнегреческого общества

2. особых культурно – исторических предпосылках формирования древнегреческой культуры и

3. особенностями древнегреческой мифологии.

 

Социальные условия:

 

К событиям, образующим важнейшие социально – политические условия возникновения философской мысли, принято относить т.н. великую колонизацию, а так же реформы Солона (594г. до н.э. – избрание на должность первого архонта) и Клисфена (508 – 507гг. до н.э.). В результате этих реформ складываются условия превращения свободно звучащего слова, обращенного к согражданам, в важнейший инструмент политической жизни и, как следствие, - превращение убеждения в предмет рефлексии.

 

Этот специфически греческий феномен равного участия всех граждан в осуществлении власти и тем самым выступления от лица равного другого, от лица государства был убедительно исследован Ж.-П. Вернаном в работе «Происхождение древнегреческой мысли».

 

Вернан обращается к древнегреческому слову isonomia (isoi – равные) и исократия –власть равных, отмечая древние традиции равенства в древнегреческой культуре:

« Если isonomia смогла в конце 6 в. до н.э. обрести такую силу, если она смогла обеспечить демосу свободный доступ во все органы управления, то это, без сомнения, означает, что она коренилась в очень древней традиции равенства и отвечала определенным психологическим установкам аристократии всадников ( hippies). (1. с. 81)

В качестве общественного проявления этого единства Ж.П. Вернан указывает на характерное для греков умение сражаться в строю, чувствовать локоть друг друга, т. называемую, фалангу, обеспечившую грекам превосходство над армией персов в греко – персидских войнах.

-

Культурно – исторические предпосылки:

Сегодня, в исследовании условий и мотивов возникновения и развития европейской философской традиции акцент с полисной демократии сместился к возникновению фонетического алфавита как ее важнейшей культурно – исторической предпосылке. Все другие системы письма, существовавшие в других цивилизациях не имели прямого или вообще никакого отношения к голосу говорящегою

Благодаря созданию фонетического алфавита происходит встреча голоса и взгляда!.

Благодаря изобретению письменных знаков и для гласных, минимально значащий звук речи, фонема обозначается письменным, видимым глазу знаком, буквой и тем самым происходит встреча говорящего человека с его собственной речью, голосом. Речь, а вместе с нею и выражаемая ею мысль, становятся предметом рефлексии, размышления, презентации, доказательства, убеждения. К сказанному человеком и объективированному в тексте с помощью письма можно возвращаться, его можно предъявлять, обсуждать, рассматривать, исследовать и делать множество самых невероятных вещей (проводить тестирование, писать в стол для будущих поколений и т.д. и т.п.).

Этот поворот и его социально – культурные последствия интенсивно исследуются в современной науке и философии.

Одна из наиболее интересных теорий принадлежит американскому психологу, проф. Гарвардского ун –та Юлиану Джейнесу в его книге «Возникновение сознания из крушения бикамерного ума»/ Julian Jaynes The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind. N.Y. Prinston University, 1976/

Современный французский философ Ж. Деррида пришел к выводу, что следствием взаимосвязи между изобретением фонетического алфавита и образом мышления, эксплицитно выраженным в древнегреческой философии (метафизике), стали такие фундаментальные особенности европейского мышления, как фоноцентризм и его следствие - фонологизм. Именно голос, полагает Деррида, издавна служил представителем непосредственного, не нуждающегося в опосредовании знания. Голос некоторым несомненным образом как голос внутренний, внутренняя речь свидетельствует о существовании и событиях внутреннего мира человека.

(Неологизмы, созданные Деррида, прочно закрепились в качестве философских терминов в современной философии.)

Изобретение фонетического алфавита привело к радикальному преобразованию устной дописьменной культуры в культуру письменную. Этот поворот от голоса к тексту произошел настолько быстро, на памяти нескольких поколений, что еще Платон находится под впечатлением от этой революции, настаивая в своей критике письма, что письмо обладает рядом существенных недостатков и ведет к деградации памяти, а вместе с ней имышления. (См.: Диалоги)

Ю. Джейнес выдвинул гипотезу, что истоком возникновения сознания, человека современного типа с его внутренним миром является изобретение фонетического алфавита, а поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» представляют собой важнейший психологический документ, в котором засвидетельствована история этого превращения, переход от жертвенного героя (Ахилла, Патрокла, Гектора…) к человеку современного типа. Одним из первых представителей человека современного типа, свидетельства о котором мы находим в памятнике письменности, является Одиссей.

Жертвенный героизм важен не только сам по себе как особый тип поведения человека в экстремальных условиях и ценностная модель такого поведения, а в сопоставлении с героизмом нового типа, воплощением которого в гомеровском эпосе является Одиссей. Сравните Ахилла и Одиссея и почувствуйте разницу между неистовством силы и силой мудрости.

Одиссея, без преувеличения, можно назвать героем нового типа, основная цель которого состоит в том, чтобы гарантировать свой жизненный путь всем тем, что позволило самому Одиссею вернуться в родной дом на Итаку. Модель жизненного пути Одиссея позволяет представить исторический процесс как путешествие с гарантированным итогом, т.е. с возвращением, в конечном счете, к себе домой. Основной точкой опоры этого возвращения является новый тип личности, одним из психологических качеств которой является способность отдавать себе отчет в совершаемых поступках, и их последствиях, как краткосрочных, так и долгосрочных, т.е. способность к рефлексии.

Одним из наиболее часто употребляемых по отношению к Одиссею эпитетов является слово «politropon» - «многоповорачивающийся», вынужденный обстоятельствами каждый раз искать новый выход из создавшейся ситуации.

Мифология древнего грека, по крайней мере та, что известна по гомеровским поэмам «Илиада» и «Одиссея» изображает мир олимпийских богов так похожий на мир человека со всеми достоинствами, слабостями и недостатками. Достаточно вспомнить начало троянской войны, то, как сами боги становятся на сторону или ахейцев или жителей Трои, словно болельщики на спортивном состязании.

Этот дух состязания, агона разительно отличает древний греческий мир от восточных теократий с присущим им духом подчинения. Пробовать, дерзать, идти навстречу судьбе, даже осознавая неизбежность трагического исхода – таков удел большинства персонажей мифологических сказаний. Трагедия, как один из паттернов интеллектуально – психологического образа мысли древнего грека, не просто изображение, представление несчастий, подстерегающих человека, сваливающихся на него со всей своей неотвратимостью, делающих жизнь человека ненадежной и хрупкой.

Трагедия включает знание своей неизбежности и тем не менее следование человека ей. Тем самым оборотной стороной трагедии является героизм, высокое мужество перед лицом принимаемой неизбежности.

Сначала образ героя мы находим в мифе, повествующем о деяниях, требующих от человека напряжения всех физических и интеллектуально – психологических сил, и связанных с риском для жизни. Таков героизм жертвенного типа, ярким примером которого является героизм Ахилла, Патрокла, Гектора и других персонажей гомеровского эпоса.

И таким образом, именно в творчестве Гомера обнаруживается документально засвидетельствованный! исток наиболее важных ценностей древнегреческого мира, среди которых укажем :

Героизм,

Состязательность./ агон,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...