Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы организации обучения географии




По определению Б.Т. Лихачева, “форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов”

Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент, как во временном, так и организационном отношении в системе учебно-воспитательного процесса. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство. Урок — это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания.

Урок-семинар. Позволяет включить весь класс в активную самостоятельную работу, стимулировать усвоение материала, приучить к самообразованию. Способствует развитию самостоятельности, осознанности, системному обобщению и приобретению знаний в различных учебных и жизненных ситуациях.

Урок-экскурсия. В зависимости от того, на каком этапе изучения темы проводится экскурсия — до начала, в момент или после, различают вводные, текущие, итоговые, заключительные. Объектами экскурсии бывают музеи, выставки, различные предприятия и т.д. Они обеспечивают учащимся непосредственное знакомство с явлениями окружающей жизни в их статике и динамике, взаимосвязях с другими явлениями.

Урок лабораторно-практических занятий направлен на соединение знаний с практическим самостоятельным выполнением различных упражнений, практикумов, опытов, решение задач. Задания могут выполняться как индивидуально, так и в группах с обязательным выполнением каждым намеченного объема работ. Проведение таких уроков способствует развитию умений и навыков самостоятельного получения знаний, профессиональной ориентации учащихся, инициативы и творчества в поисках своих решений.

В настоящее время в практике школ получили распространение курсы по выбору, ориентированные на работу с детьми, особо успевающими по отдельным учебным предметам. Занятия проводятся по желанию детей. Различаются:

Поддерживающие и стимулирующие занятия. Организуются для неуспевающих учащихся как дополнительные занятия по предмету. На занятиях прорабатывается неусвоенный учащимися материал, исправляются полученные ранее неудовлетворительные отметки. Такие занятия помогают и значительно отставшим в учебе учащимся добиться более высоких результатов.

Группы, классы выравнивания организуются для специальных занятий со слабоуспевающими учащимися. Впервые они были организованы в Эстонии и Перми. А в 60-70-е годы в Липецке был осуществлен эксперимент по переводу ряда школ на 5-дневную учебную неделю, шестой день использовался для работы с отстающими. В такие классы выравнивания входят учащиеся одной параллели и занимающиеся по адаптированной программе. Ликвидация пробелов в знаниях позволяет вернуться учащимся в свои классы.

К другим формам учебных занятий относятся консультации и индивидуальные занятия, ученические исследовательские группы, кружки, лаборатории, репетиторство (индивидуальные или групповые дополнительные занятия по отдельным темам, или целому учебному курсу, по школьным учебным курсам). Благодаря такой форме занятий ликвидируются пробелы в знаниях и развитии детей, а также достигается более высокий уровень подготовки, развития специальных способностей и дарований.

Традиционно применяемые в школьной практике типы и виды уроков с их упрочившейся структурой не могли в полной мере удовлетворить потребности школьников в новых знаниях, в развитости и самостоятельности мышления и суждений, в разносторонних познавательных интересах; обеспечить формирование творческой личности, реализацию духовных и профессиональных потребностей. Все это не удовлетворяло и творческую натуру учителя, воспитателя, мастера. В свою очередь это и повлекло к поиску (как теоретиками, так и учителям и практиками) оптимальных видов и форм учебной работы, включение в традиционный учебный процесс заданий творческого характера. Был продолжен поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся через приобщение к самостоятельному исследованию научных источников с опорой на потенциальное использование наличного учебно-практического опыта детей.

25. Экологическое образование учащихся на уроках географии (6, 7, 8 классах на выбор).

Уровень экологической культуры - один из критериев цивилизованности общества. Своего рода показатель — насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков.

Формирование экологического мышления — непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учрежде­ния, школа, вуз. В школе в начальных классах ребенок на уроках окружающего мира, естествознания расширяет свои знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. В среднем звене школы, когда формируется абстрактное мышление, он осознает необходимость решения экологических проблем, многообразие отношений «человек — природа, последствия этих отношений. В старших классах, владея такими мыслительными операциями, как анализ, обоб­щение, сравнение и т д., учащийся может оценить хозяйственную деятельность человека, не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути решения.

Практически на любом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики. Главная цель таких уроков — формирование экологического мировоззрения у ребят, помощь в становлении экологически грамотной личности. Далее в качестве примера приведена разработка экологического урока в 6 классе.

Цель - формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Задачи: 1. Усвоение основных понятий по геоэкологии.

2. Развитие потребности участия в природоохранной деятельности.

3. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между воз­никновением экологических проблем различного уровня и хозяйственной дея­тельностью человека, решать эти пробле­мы на доступном для учащихся уровне.

4. Формирование уверенности в необ­ходимости и возможности решения эко­логических проблем.

Методы и приемы, используемые в ра­боте: наблюдение, мониторинг, анализ, синтез, обобщение, моделирование про­ектов решения экологических проблем, анкетирование, опрос, беседа.

Приемы: работа с фактами, использование дополнительной литературы, сравнительные характеристики объектов, установление причинно-следственных связей, задания проблемного характера, разработка и защита проекта, задания исследовательского характера, сочинения и рефераты, экскурсии, практические работы, работа с картами, ролевые игры.

Технологии: личностно ориентированное обучение, коммуникативно-диалоговая деятельность, развивающее обучение.

Экологическая образованность состоит из:

1. Системы знаний о взаимосвязях природы и человека.

2. Отношения к природе как одной из главных ценностей; экологически целесообразного поведения и деятельности.

3. Осознания причин возникновения экологических проблем, анализа ситуаций с эколого-географической и социально-экономической точек зрения, умения находить пути решения проблемы на ло­кальном уровне.

4. Системы умений и навыков природоохранной деятельности.

Основные термины и понятия: виды и последствия антропогенных изменений в природной среде, виды эколого-правовой ответственности, влияние природных условий на хозяйственную деятельность и быт человека, геоэкология, географическая среда, естественные и антропогенные ландшафты, круговорот вещества и энергии в природе, геоэкологические факторы здоровья, мониторинг окружающей среды, медицинская география, правила поведения в природе, пути решения экологических проблем различного уровня, рациональное и нерациональное природопользование, формы природоохранной деятельности, экологическая проблема, экологический императив, экологический потенциал ландшафта, эколого-географическая ситуация, экологическая агрессия, экологические общественные движения, экологическая экспертиза.

Экологическое содержание школьной географии. Основные темы:

• Сохранение живой и неживой природы.

• Ресурсопользование.

• Охрана среды жизни и деятельности человека.

 

26. Подготовка учителя к уроку. Поурочное планирование.

Конспект урока: Содержательная часть конспекта урока - любая принятая форма, отражающая все компоненты методической системы: цель (сконцентрировать внимание на дидактической цели урока, с конкретной “расшифровкой”/детализацией задач по итогам урока: знать, уметь, понимать, исследовать);

· содержание (четкая структура урока - этапы урока, распределение времени, назначение каждого этапа, т. д.

· собственно методика (подробный сценарий урока, содержащий правильные ответы на планируемые вопросы и выполненные задания; предусмотреть возможные варианты ответов и решений от учащихся);

· средства обучения (плакаты, стенды, обучающие программы; особое внимание системе вопросов, примеров, упражнений, задач; их корректной постановке и формулировке).

Типы уроков 1. Урок изучение и первичное закрепление новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум. Цель - воспитание учащихся и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучение: 1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. 3. Подготовка учащихся к усвоению. 4. Изучение нового материала 5. Первичная проверка усвоения знаний. 6. Первичное закрепление знаний. 7. Контроль и самопроверка знаний 8. Подведение итогов урок. 9. Информация о домашнем заданий. 2. Урок закрепления знаний. Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. 3. Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар. Цель - усвоение знаний самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Вид учебных занятий: семинар, конференция. Цель - усвоение знаний в их системе. Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы) вопросов, литературы. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое. 5. Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний. Цель - определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Цели урока: 1. Воспитательные 2. Образовательные 3. Развивающие.

Поурочное планирование. Начинается с планирования учебной работы. Она включает тематический, поурочный. Отбор учебной литературы, оборудования. Тематический план – не разбивка многочасовой темы на отдельные уроки, а планирование систем уроков, связанных единой целью, общим содержанием, логичной структурой. Используют рекомендации из журнала «география в школе». Разрабатывая тематический план, учитель реализует в нем свои идеи, цели обучения географии и намечает пути достижения их.1. Тема урока. 2. Календарный срок. 3. Учебно-воспитательные задачи. 4. Тип урока. 5. Основные вопросы содержания. 6. Опорные знания и умения. 7. Самостоятельные и практические работы. 8. Вопросы для закрепления. 9. Оборудование. Составление поурочного плана и конспекта урока: схема конспекта традиционно комбинированного урока: 1. Тема урока. 2. Цели: образовательная, воспитат., развивающ. 3. Оборудование. 4. Тип урока. 5. Ход урока: а) план урока б) деятельность учащихся в) деятельность учителя. При подготовке урока необходимо учитывать содержание традиционного и современного уроков, основанных на учете степени активности и самостоятельности учителя с учащимися, направленную на решение современных задач обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...