Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Должны ли соображения научной этики сдерживать научные исследования, которые могут принести практическую пользу человечеству (клонирование, апробация новых лекарств и методов лечения и др.)?




Практическое занятие № 5

Театрально-эстетическая система Б. Брехта,

Поэтика и принципы «эпического театра» в пьесе «Жизнь Галилея»

В чем заключается прогрессивный смысл открытий Галилея? Кем и почему они отвергались? Каким образом Б. Брехт решает в пьесе проблему ответственности ученого за свое открытие? Как оценивается в пьесе отречение Галилея? Представьте точку зрения его учеников, последователей, врагов, самого Галилея. Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

Пьеса Б. Брехта «Жизнь Галилея» и проблема ответственности ученого в мировой литературе ХХ века. Области исследований, в которых возникают этические проблемы. Должны ли соображения научной этики сдерживать научные исследования, которые могут принести практическую пользу человечеству (клонирование, апробация новых лекарств и методов лечения и др.)? Должна ли фундаментальная наука руководствоваться принципами морали?

 

 

Центральное место занимает проблема ответственности ученого перед обществом и человечеством в целом. Данная проблема неоднократно поднималась в мировой литературе и особую значимость приобрела во второй половине ХХ века, когда технологические достижения 106 человеческой цивилизации приобрели достаточно опасную мощь, чтобы стать угрозой для нее самой. Этическая позиция ученого по отношению к тем силам, которыми он владеет, играет огромную роль для содержания произведения. Одним из первых писателей, поставивших эту проблему ответственности ученого за свои изобретения, является Бертольд Брехт и его роман «Жизнь Галилея». В нем писатель показал, что даже открытие гелиоцентрической системы вызвало столь мощную реакцию, что церковь сочла это событие общественно опасным и попыталась вынудить Галилея отречься от собственного открытия, поскольку увидела в нем угрозу для общественного устройства и социальных отношений. Задачей ученого должно было стать отстаивание своей позиции во имя нравственного продвижения общества. Отречение же от своего учения отбросило назад не только науку, но и духовный прогресс всего человечества. Это дает повод для раздумий всем мыслящим существам на этой планете, наделенным талантом и знаниями для того, чтобы вести человечество вперед по дороге духовного расцвета, а не служить тормозом на этом пути. Последний монолог Галилея - это монолог- размышление об ошибке, которую он допустил. Что любопытно, эта часть пьесы была дописана Брехтом позднее, после того, как была сброшена бомба на Хиросиму. Последняя страница повествует именно об ответственности ученого за свою работу, за науку, за последующую жизнь того или иного изобретения.

 

С особой остротой встал вопрос о моральной ответственности ученых перед человечеством за свои изобретения: ведь атомное оружие (а впоследствии и Чернобыль) придуманные интеллектуалами-учеными. Итак, «Жизнь Галилея» - своеобразное предостережение, и ученым, и человечеству. Проблема ответственности ученого за свою научную деятельность чаще всего представлена в жанре роман-антиутопия. Эта жанровая разновидность произведения занимает особое место в мировой литературе. Дж.Оруэлл («1984»), Р.Бредбери («451 градус по Фаренгейту»). Представляется очевидным, что вышеупомянутая проблема тесно связана с другой проблемой – проблемой научной этики. К ней не раз обращались разные писатели. Например, такие, как М.Шелли («Франкенштейн»), Б.Брехт («Жизнь Галилея»). Таким образом, не вызывает сомнения то, что важность и многогранность данной проблемы, которая в разные исторические эпохи интересовала и волновала писателей разных стран, и в наши дни безусловно не утратила своей актуальности в связи с неудержимым развитием научной деятельности и технического прогресса.

 

Области исследований, в которых возникают этические проблемы.

Многообразие этических проблем подразделяется согласно областям научного знания на этические проблемы ядерной физики, экологии, биологии (биотехнологии и биомедицине), генетики человека, генной инженерии, техники. Все они довольно близко соприкасаются между собой. Нравственной стороной деятельности человека в медицине и биологии занимается биоэтика, во взаимодействии с окружающей природной средой - экологическая этика.

Значительное расширение технических возможностей обще­ства сопровождается тем, что в ряде исследований объектом ста­новится сам человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр. Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники. Особое место занимают проблемы этики ученого.

 

  1. На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэти­ки. Они имеют выходы на практику здравоохранения и правительственные программы. Ряд проблем вызван отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач—пациент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач—пациент, и в области трансплантации органов, и в области лекарственных препаратов и технологических новаций. И еще кое что:
  • эвтаназия
  • пересадка органов
  • аборт
  • клонирование
  • поведение клинических испытаний
  • искусственное оплодотворение
  • манипуляции над человеческой психикой и др
  1. Широко обсуждается вопрос о пределах манипуляции над че­ловеком. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воз­действия на человеческий мозг составляют особую группу про­блем. Некоторые структуры мозга при воздействии на них спо­собны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенчес­кие реакции, изменять эмоциональные состояния человека.

 

  1. Другой животрепещущей проблемой современности является технология клонирования. В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественно­го родительским.

 

  1. Экологическая этика представ­ляет собой особую часть общего этического учения, которая иссле­дует моральные нормы и нравственные принципы поведения лю­дей, направленные на сохранение и восстановление окружающей природной среды

 

Должны ли соображения научной этики сдерживать научные исследования, которые могут принести практическую пользу человечеству (клонирование, апробация новых лекарств и методов лечения и др.)?

Этическое регулирование науки и появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки, будут способствовать обеспечению качества моральности современной науки. Ученый должен осознавать свою ответственность за судьбу человечества. Решение проблемы правильного использования достижений науки должно опираться на этику самого ученого, его нравственность. К сожалению, достижение истины не всегда ведет к добру. Прав французский философ М. Монтень, отмечавший, что тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред.

Одним из проявлений свободы научного творчества, а, следовательно, и ответственности, является способность ученого освободится от предвзятых мнений, умение практически проанализировать свою работу и доброжелательно отнестись к работе другого, увидеть в ней зерна истины. Постоянное сомнение в правильности и достоверности выводов и открытий, является одним из оснований научной добросовестности, чувства ответственности ученого за истинность научных взглядов. Победа сомнений, которой предшествовала интенсивная работа мысли по проверке выводов и выражает подлинную свободу творчества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...