Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Должна ли фундаментальная наука руководствоваться принципами морали?




Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

 

ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ

  1. Принцип наибольшего счастья
  2. Принцип справедливости
  3. Принцип нравственности
  4. гуманизм
  5. альтруизм
  6. коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу;
  7. отказ от эгоизма

Думаю, наука должна ими руководствоваться. Научная этика — это не только административные правила, но также и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.

 

История создания атомной бомбы и этические проблемы, которые при этом возникли.

Сначала несколько слов об этике вообще. Сейчас этические нормы иногда формулируют известными словами В. Маяковского «что такое хорошо, а что такое плохо», что понятно даже детям. Мы соблюдаем эти нормы, если поступаем в нашей жизни так, чтобы хорошего было побольше, а плохого — поменьше. Существенно, что этот моральный принцип всегда довлел над наукой и медициной.

ЭТИКА НАУКИ — область философской и внутринаучной рефлексии о моральных аспектах как собственно научной деятельности, включая взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношений науки и научного сообщества с обществом в целом. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки.

 

По-видимому, впервые по-крупному человечество столкнулось с этической проблемой в науке при создании атомной бомбы. Создание атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, заставляет считать приоритетными и первостепенными задачи гуманитарного контроля над наукой.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОМБЫ. РАЗРАБОТКА

Советскую атомную бомбу придумали в Харькове. В России она была разработана Курчатовым, но нельзя сказать чтоб независимо, кое-что было украдено Розенбергами для КГБ.

 

Но Первые атомные бомбы были созданы в Соединённых штатах Америки и применены США в войне с Японией уже через шесть с половиной лет

 

2 августа 1939 года Эйнштейн подписал письмо на имя президента США Франклина Делано Рузвельта о необходимости создания ядерного оружия, чтобы опередить разработки ученых фашистской Германии в этой области. Не участвуя непосредственно в создании атомной бомбы, Эйнштейн помог убедить правительство Соединенных Штатов в ее необходимости, о чем потом горько сожалел.

 

«Манхэттенский проект»

Первое ядерное оружие было разработано в конце Второй мировой войны, в 1944 году, в рамках американского сверхсекретного «Манхэттенского проекта» под руководством Роберта Оппенгеймера. Первая бомба взорвана в США, в порядке испытаний, 16 июля 1945 года в обстановке полной секретности в пустынной местности штата Нью-Мексико, в Аламогордо, - первое в истории испытание атомного оружия.Вторая и третья были сброшены американцами в августе того же года на японские города Хиросима (6 августа) и Нагасаки (9 августа) — это первый и единственный в истории человечества случай боевого применения ядерного оружия.

Малыш (англ. Little Boy, дословно маленький мальчик) — кодовое имя атомной (урановой) бомбы, разработанной в рамках Манхэттенского проекта. Первая удачно взорванная урановая бомба и первая в истории атомная бомба, которая была использована как оружие и была сброшена США 6 августа 1945 года на японский город Хиросима.

 

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Атомная бомба- Обретение человеком военного средства, способного единым махом уничтожить плоды земной цивилизации – обстоятельство экстраординарное. В историческом масштабе освоение ядерной энергии – мирное и военное – возможно, самое судьбоносное научнотехническое достижение отгремевшего двадцатого столетия.

За годы, прошедшие со времени создания ядерного оружия, общественное отношение к нему пережило несколько метаморфоз. Вначале на ядерную бомбу многие смотрели как на экзотику – грозную, но все же слишком экстравагантную, чтобы быть использо ванной в реальной войне –. Потом пришло привыкание к ядерной бомбе – как к неизбежной составляющей холодной войны На этом фоне сложились два отличающихся друг от друга подхода к ядерной проблеме:

  • государственнический. Государственники по обе стороны полити коидеологического фронта поддерживали и подгоняли ядерную гонку в интересах на циональной обороны.
  • пацифистский. Пацифисты, напротив, критиковали водородную бомбу как ору жие геноцида, требовали запрета на применение ядерного оружия, прекращение его испытаний, чтобы в конечном счете достичь ядерного разоружения.

Главный моральный недостаток ядерного оружия – его избыточная и неизбирательная разрушительная сила внушает ужас, который повергает в ступор самых задиристых стратегов. Получается, что моральный изъян ядерного оружия вовсе и не порок, а достоинство, коль скоро возникновение войны, по сути, заблокировано. Злое начало оборачивается добром. Эту моральноэтическую двойственность атомной бомбы на заре ядерного века подметил крупный американский политолог теологического направления Рейнхольд Нибур:

«...необходимость использования угрозы атомного уничтожения в качестве инструмента для со хранения мира представляет собою трагический элемент в нашей современной ситуации. Трагедия вызывает восхищение и одновременно – сожаление, поскольку она сочетает в себе высокое благородство и греховность»

Червь сомнения по поводу моральноэтической состоятельности атомного оружия как средства для достижения политических целей довольно рано начал закрадываться в души американских физиковтеоретиков. Поначалу все в этом отношении шло гладко – работа в атомной области на опережение фашистской Германии вопросов не вызывала. Сама мысль о возможности атомной монополии в руках Гитлера побуждала к удвоению усилий. Ситуация стала меняться, когда замаячила перспектива применения атомной бомбы против Японии. Сомнения ожили, когда до ЛосАламоса дошла информация о последствиях бомбардировки Хиросимы 6 августа 1945 г.

Значительное расширение технических возможностей обще­ства сопровождается тем, что в ряде исследований объектом ста­новится сам человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию.

Одной из этических проблем науки является проблема моральной ответственности за применение нового знания. Осознание обществом данной проблемы пришло в период начала использования термоядерной реакции, открытой физиками. Оно привело с одной стороны, к созданию атомной бомбы, а с другой стороны – к попыткам использовать это свойство материи на благо человечества (атомные электростанции и т.п.)

В своей прикладной роли наука использует добытую информацию для улучшения жизни людей. Знания становятся силой, способной преобразовывать действительность. В наиболее драматической форме проблемы этого рода высветила история создания атомной бомбы. Почти все ведущие ученые-физики мира оказались так или иначе вовлеченными в эту коллизию. Каждый вынужден был определить свою позицию, каждый почувствовал, что он не может отмахнуться от нее и замкнуться в рамках чистой науки. Грань между теорией и практикой, между фундаментальными и прикладными исследованиями оказалась стертой

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...