Должна ли фундаментальная наука руководствоваться принципами морали?
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ
Думаю, наука должна ими руководствоваться. Научная этика — это не только административные правила, но также и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.
История создания атомной бомбы и этические проблемы, которые при этом возникли. Сначала несколько слов об этике вообще. Сейчас этические нормы иногда формулируют известными словами В. Маяковского «что такое хорошо, а что такое плохо», что понятно даже детям. Мы соблюдаем эти нормы, если поступаем в нашей жизни так, чтобы хорошего было побольше, а плохого — поменьше. Существенно, что этот моральный принцип всегда довлел над наукой и медициной. ЭТИКА НАУКИ — область философской и внутринаучной рефлексии о моральных аспектах как собственно научной деятельности, включая взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношений науки и научного сообщества с обществом в целом. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки.
По-видимому, впервые по-крупному человечество столкнулось с этической проблемой в науке при создании атомной бомбы. Создание атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, заставляет считать приоритетными и первостепенными задачи гуманитарного контроля над наукой.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОМБЫ. РАЗРАБОТКА Советскую атомную бомбу придумали в Харькове. В России она была разработана Курчатовым, но нельзя сказать чтоб независимо, кое-что было украдено Розенбергами для КГБ.
Но Первые атомные бомбы были созданы в Соединённых штатах Америки и применены США в войне с Японией уже через шесть с половиной лет
2 августа 1939 года Эйнштейн подписал письмо на имя президента США Франклина Делано Рузвельта о необходимости создания ядерного оружия, чтобы опередить разработки ученых фашистской Германии в этой области. Не участвуя непосредственно в создании атомной бомбы, Эйнштейн помог убедить правительство Соединенных Штатов в ее необходимости, о чем потом горько сожалел.
«Манхэттенский проект» Первое ядерное оружие было разработано в конце Второй мировой войны, в 1944 году, в рамках американского сверхсекретного «Манхэттенского проекта» под руководством Роберта Оппенгеймера. Первая бомба взорвана в США, в порядке испытаний, 16 июля 1945 года в обстановке полной секретности в пустынной местности штата Нью-Мексико, в Аламогордо, - первое в истории испытание атомного оружия.Вторая и третья были сброшены американцами в августе того же года на японские города Хиросима (6 августа) и Нагасаки (9 августа) — это первый и единственный в истории человечества случай боевого применения ядерного оружия. Малыш (англ. Little Boy, дословно маленький мальчик) — кодовое имя атомной (урановой) бомбы, разработанной в рамках Манхэттенского проекта. Первая удачно взорванная урановая бомба и первая в истории атомная бомба, которая была использована как оружие и была сброшена США 6 августа 1945 года на японский город Хиросима.
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Атомная бомба- Обретение человеком военного средства, способного единым махом уничтожить плоды земной цивилизации – обстоятельство экстраординарное. В историческом масштабе освоение ядерной энергии – мирное и военное – возможно, самое судьбоносное научнотехническое достижение отгремевшего двадцатого столетия. За годы, прошедшие со времени создания ядерного оружия, общественное отношение к нему пережило несколько метаморфоз. Вначале на ядерную бомбу многие смотрели как на экзотику – грозную, но все же слишком экстравагантную, чтобы быть использо ванной в реальной войне –. Потом пришло привыкание к ядерной бомбе – как к неизбежной составляющей холодной войны На этом фоне сложились два отличающихся друг от друга подхода к ядерной проблеме:
Главный моральный недостаток ядерного оружия – его избыточная и неизбирательная разрушительная сила внушает ужас, который повергает в ступор самых задиристых стратегов. Получается, что моральный изъян ядерного оружия вовсе и не порок, а достоинство, коль скоро возникновение войны, по сути, заблокировано. Злое начало оборачивается добром. Эту моральноэтическую двойственность атомной бомбы на заре ядерного века подметил крупный американский политолог теологического направления Рейнхольд Нибур: «...необходимость использования угрозы атомного уничтожения в качестве инструмента для со хранения мира представляет собою трагический элемент в нашей современной ситуации. Трагедия вызывает восхищение и одновременно – сожаление, поскольку она сочетает в себе высокое благородство и греховность»
Червь сомнения по поводу моральноэтической состоятельности атомного оружия как средства для достижения политических целей довольно рано начал закрадываться в души американских физиковтеоретиков. Поначалу все в этом отношении шло гладко – работа в атомной области на опережение фашистской Германии вопросов не вызывала. Сама мысль о возможности атомной монополии в руках Гитлера побуждала к удвоению усилий. Ситуация стала меняться, когда замаячила перспектива применения атомной бомбы против Японии. Сомнения ожили, когда до ЛосАламоса дошла информация о последствиях бомбардировки Хиросимы 6 августа 1945 г. Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом становится сам человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Одной из этических проблем науки является проблема моральной ответственности за применение нового знания. Осознание обществом данной проблемы пришло в период начала использования термоядерной реакции, открытой физиками. Оно привело с одной стороны, к созданию атомной бомбы, а с другой стороны – к попыткам использовать это свойство материи на благо человечества (атомные электростанции и т.п.) В своей прикладной роли наука использует добытую информацию для улучшения жизни людей. Знания становятся силой, способной преобразовывать действительность. В наиболее драматической форме проблемы этого рода высветила история создания атомной бомбы. Почти все ведущие ученые-физики мира оказались так или иначе вовлеченными в эту коллизию. Каждый вынужден был определить свою позицию, каждый почувствовал, что он не может отмахнуться от нее и замкнуться в рамках чистой науки. Грань между теорией и практикой, между фундаментальными и прикладными исследованиями оказалась стертой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|