Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида




Содержание

 

Введение. 2

1. Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида. 4

1.1 Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств. 6

1.2 Причины самоубийств. Основные факторы оказывающие влияние на человека, совершающего самонасилие. 7

1.3 Способы совершения самоубийств. 26

2. Социальные и асоциальные факторы, сопутствующие суициду. 28

2.1.Асоциальные аспекты суицида. 28

2.2 Социальные аспекты суицида. 29

3. Медицинские аспекты суицида. 31

Заключение. 34

Список литературы.. 36

 


Введение

 

Актуальность данного исследования не вызывает сомнений. В современном мире, когда все подчинено бешенному ритму жизни, человеку очень сложно быстро ориентироваться, найти свое место, особенно это касается подрастающего поколения.

Суицид, как мне кажется, самый легкий способ разделаться со всеми проблемами разом. Этот путь зачастую выбирают слабые люди, с неустойчивым психическим состоянием. До такого состояния они доходят не сразу. Есть масса причин, приводящих к суициду. Это и семейные конфликты, и личная антипатия окружающих, в том числе представителей противоположного пола, это и оскорбления, и состояние здоровья, и материальные затруднения, и конфликты по работе или учебе. Особая роль при этом принадлежит ближайшему окружению, как то: родители, семья, друзья.

Сегодня в нашей стране добровольно уходят из жизни за год около 40 тысяч человек и это удавшиеся попытки самоубийства. Всего за период с 1986-го по 1999 год включительно абсолютная ежегодная численность самоубийц в России возросла в 2,92 раза, а их удельный вес (на 100 тыс.) - в 2,84. Лишь 25% самоубийств совершено психически больными. 50% самоубийц относились к «размытой» группе пограничных нервно-психичных расстройств, 25% были абсолютно психически здоровы. Мысль о самоубийстве - это нередко крайняя, парадоксальная реакция душевно здорового человека на невероятно трудную жизненную ситуацию. Такие состояния суицидологи называют «реакции отрицательного баланса», когда человек, взвесив все «за» и «против», приходит к выводу, что единственный выход - уйти.

Среди способов завершенных суицидов наиболее часто встречаются; самоповешение - 81,9%, отравление - 9,5%, самострел - 2,9%, падение с высоты - 1,9%, утопление - 0,9%. Самыми частыми способами неудавшейся суицидальной попытки являются отравления - 72%. Все чаще встречается «экзотика»: самосожжения, харакири. Еще один способ изуверского самоубийства, когда смерть наступает в невыносимых муках, - отравление уксусной эссенцией. Если успеют спасти, то велика вероятность остаться инвалидом на всю жизнь.

Факторами повышенного риска суицида являются: психические заболевания, тяжелые соматические болезни, алкоголизм, наркомания, подверженность хроническому стрессу.

Суицид - генетически обусловленный паттерн поведения. В связи с этим возникает вопрос, какие нейрохимические механизмы мозга принимают участие в формировании суицидального поведения и как они изменяются у лиц, демонстрирующих такое поведение, или какова нейробиологическая природа суицида. Еще одним важным вопросом является определение генетических механизмов формирования этих нейрохимических особенностей. Следует отметить, что исследования в этом направлении только начинаются.

Существует точка зрения, в соответствии с которой психопатологической основой суицида являются склонность к депрессии и потеря контроля над агрессивными импульсами

Объектом работы стал суицид с медицинской и социальной точки зрения.

Субъектом анализа является процесс изучения: причин суицида, подходов к изучению проблем суицида и факторов, сопутствующих самоубийству.

Целью работы является анализ проблем суицида в современном обществе, изучение причин и рисков самоубийства, социальных и асоциальные факторов суицида.

В связи с поставленными целями сформулированы задачи данной курсовой работы:

1) Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.

2) Рассмотреть проблему суицида в медико-социальном аспекте.

3) Выявить влияние социальных и асоциальных факторов на поведение человека.

4) Рассмотреть этапы, виды суицида и категории самоубийц.

5) На основе проведенного анализа попытаться найти пути решения проблемы суицида в наше время.

При решении указанных задач работа получила следующую структуру: введение, три главы, заключение, список литературы.

 


Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида

Суицид - поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. При достаточно поверхностном анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого явления с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих ему условий можно сделать следующий вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий задуманный план насилия, - это феномен болезни сознания, для характеристики, которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь подвергнуть рациональному философскому анализу, избежав преобладания дескриптивности, которое характерно для любого анализа с точки зрения эмпирии.

Мировая наука уже давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды.

В социологии эта проблема изучается как социальная патология. Особенно отчетливо это можно проследить на примере творчества Э. Дюркгейма.

В социологическом этюде «Самоубийство» общие основания методологии в изучении социальной патологии выглядят следующим образом. Смысл социологии состоит в изучении социальных фактов, находящихся «вне» индивида. Сами же социальные факты следует рассматривать как физические предметы, как вещи. Это могут быть институты, нормы, ценности, законы, коллективные представления и прочее. Каждый индивид и каждое новое поколение встречаются с определенным набором социальных фактов, которые обладают свойствами вещи постольку, поскольку осуществляют внешнее давление на индивида. Они одновременно и делают возможным определенные типы поведения, и управляют ими. «Такова, стало быть, категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются. Поэтому их нельзя смешивать ни с органическими явлениями, так как они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и через его посредство. Они составляют, следовательно новый вид, и им-то и должно быть присвоено название социальных». [Дюркгейм. Э. Общественное разделение труда. Метод социологии//М.:Наука,1991.С.413]

Важную роль в учении Дюркгейма играют разработанные им правила различения нормального и патологического, необходимые для «управления поведением» (выражение самого автора). Как отмечает известный французский социолог Р. Арон, значимость для Дюркгейма этого различения определялась его реформаторскими устремлениями, в частности, надеждой учредить своеобразные «советы действия» по объективному и научному изучению феноменов, результаты деятельности которых служили бы определенным промежуточным звеном между наблюдаемыми фактами и установлением предписаний. И если некий феномен признается нормальным, то у общества нет оснований стремиться к его устранению; если же признается патологическим - общество располагает существенными аргументами в пользу необходимости реформ. [Арон Р. Этапы развития социологической мысли//М.: Прогресс-Универс, 1993.С.366.]

Для Дюркгейма главным и решающим признаком нормальности факта выступает частота его проявлений. «Социальный факт нормален для определенного социального типа, рассматриваемого в определенной фазе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду обществ, рассматриваемых в соответствующей фазе их эволюции». Отсюда - раз в любом обществе совершается определенное число преступлений, самоубийств и т. д. и, следовательно, они относятся к регулярно совершаемым действиям, - то такие факты не являются патологическими феноменами. Патология начинается тогда, когда увеличивается средний для данного общества показатель.

Причины социальных феноменов следует искать в социальной среде, в природе самого общества. Объяснить социальный феномен - значит отыскать действенную причину его возникновения, отыскать предшествующее явление, неизбежно его порождающее. Причем считает Дюркгейм, Социолог располагает лишь одним средством доказать, что одно явление служит причиной другого - сравнением случаев, когда они одновременно присутствуют или отсутствуют. «Научное исследование не может достигнуть своей цели иначе, как сравнением фактов, и у него тем более будет шансов на успех, чем увереннее оно будет, что собрало все явления, которые можно с пользой сравнить между собой». [Дюркгейм Э. Общественное разделение труда. Метод социологии// М.: Наука, 1991. С.461]

С этих позиций Э. Дюркгейм осуществляет Одно из первых фундаментальных исследований суицидального поведения («Самоубийство»). Им используется метод совпадающих изменений, т. е. анализируются изменения уровня самоубийств среди разных групп населения. Итогом рассмотрения статистических корреляций становится определение основных социальных типов самоубийств: эгоистического, альтруистического и аномического. Применяемые статистические методы достаточно просты: определяются статистические корреляции между частотой самоубийств и социальным характеристиками (пол, возраст, брачность, детность, конфессиональная принадлежность и т.д.) [Арон Р. Этапы развития социологической мысли//М.: Прогресс-Универс, 1993.С.368.]

Помимо социологов этой проблемой занимается философия, медицина, а именно психиатрия, психология.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...