Механизм стимулирования «от прогнозной цены»
Содержание Введение 1 Описание модели 2 Механизм стимулирования «от прогнозной цены» 3 Механизм стимулирования от средней цены на рынке Заключение Литература Введение
В данной работе рассматриваются возможные способы мотивации служб (подразделений фирмы, корпорации и т.д.), занимающихся снабжением. Для начала определим те цели и критерии, по которым компания (или её руководство) оценивает работу служб снабжения. Первая цель, которая ставится перед отделом снабжения – минимизация закупочных цен для сырья и материалов при соблюдении некоторого фиксированного уровня качества сырья. Как правило, на практике это является единственным зафиксированным критерием, по которому оценивается эффективность работы служб и определяются их премии. Рассмотрим другие аспекты работы служб снабжения. Любая компания для организации своей работы осуществляет планирование будущей деятельности. В процессе планирования оценивается множество параметров, в частности – будущие цены и объёмы необходимых закупок. Службы снабжения принимают в этом планировании непосредственное участие, однако они, как правило, никоим образам не мотивированны на получение как можно более точного прогноза. Давайте разберёмся, чем оборачивается неточность планирования. Рассмотрим простейший случай, когда служба, занимающаяся снабжением, планирует только цены, по которым будет производиться закупка сырья. Если прогнозная цена в дальнейшем оказывается выше «средней», существующей на рынке, то это значит, что компания будет нести потенциальные потери из-за того, что деньги, запланированные на закупку сырья, будут лежать «мёртвым грузом» и не участвовать в обороте. Если же прогнозная цена окажется ниже существующей, то для покрытия возникающего дефицита бюджета компании придётся взять кредит и понести уже реальные финансовые потери на выплату процентов. Таким образом, сформировался второй критерий, по которому нужно оценивать эффективность работы служб снабжения – точность планирования.
Существует ещё ряд критериев работы служб снабжения, которые во многом определяются спецификой деятельности компаний и внешним её окружением. В одних случаях это наличие ограничения на минимальную партию закупки. В других случаях это наличие монополиста на определенное сырьё, который диктует определённые правила поведения. В данном разделе не будет уделяться внимания таким критериям, так как строить систему стимулирования, учитывающую все параметры, необходимо в каждом конкретном случае отдельно. Итак, выше были сформулированы два основных критерия оптимальности с точки зрения компании: минимизация цены закупки сырья и получение максимально точного плана цены сырья в будущих периодах. Теория активных систем не делает существенного отличия между стимулированием, штрафами или премиями (1). Однако существует общее правило стимулирования, возникшее из практических работ: если необходимо остановить какой-либо процесс (расхищения, опоздания и т.д.), то надо применять штрафные санкции (санкции могут заключаться в снижении заработной платы или премиё), если же надо получить что-то, чего не было раньше (повысить аккуратность, добиться увеличения продаж), то надо использовать механизм премий. Цель данного раздела – пользуясь этим правилом, построить систему стимулирования, в которой службам снабжения было бы выгодно минимизировать цену закупки сырья (добиться этого можно, пользуясь премиями за результат) и в то же время было бы выгодно как можно точнее предсказывать цену сырья при планировании (добиться этого можно, пользуясь штрафами за отклонение факта от прогноза).
Описание модели Модель включает два периода времени. В первый период производится планирование. В этом периоде служба снабжения предсказывает цену сырья, за которую во втором периоде сможет приобрести сырьё (pпр – прогнозная цена). Считается, что служба снабжения имеет некоторое представление о прогнозной цене (pпр(0)). Таким образом, в первом периоде служба снабжения должна выбрать прогнозную цену pпр. Во втором периоде сложившийся рынок позволяет службе снабжения понять, по какой цене можно приобрести сырьё (то есть рынок указывает границы для цены приобретения сырья: диапазон [рэmin;∞)). После этого служба снабжения принимает решение о том, по какой цене оно будет реально приобретать сырьё (рз). Компания стремится к получению истинного представления о прогнозной цене и к минимизации цены закупки во втором периоде: рз → min (1) pпр → pпр(0) Будем считать, что потери центра при неточности предсказания или завышении цены закупки существенно больше затрат на стимулирование. Общая цель – построить механизм стимулирования, который бы позволял центру получать на первом этапе истинное представление отдела снабжения о будущей ситуации на рынке, а на втором этапе делал выгодным для службы снабжения покупать сырьё по наименьшей цене. Механизм стимулирования «от прогнозной цены»
Рассмотрим механизм стимулирования «от прогнозной цены», состоящий из двух частей и задающийся следующей формулой: σ = β (pпр - рэ) – α | pпр – рз | (2) где уменьшаемое –премия за уменьшение цены закупки сырья, вычитаемое – штраф за отклонение цены от цены закупки. График Этот механизм стимулирования – самый простой, который удовлетворяет всем требованиям, сформулированным в постановке задачи. Однако давайте детально проанализируем, как будут вести себя активные элементы (на предмет манипулируемости), и какие результаты при этом будет получать центр. На рисунке 1 показан графический вид механизма стимулирования (2) для различных соотношений параметров α и β.
Графики Рисунок 1. Графическое представление механизма стимулирования «от прогнозной цены» Для того чтобы корректно определить, какие действия будет выбирать служба снабжения, нужно воспользоваться методикой поиска лучших ответов (2). В рамках этой методики сначала ищется лучший ответ на последнем этапе модели как функция от действий службы снабжения на предыдущих этапах. Затем ищется аналогичное решение на предпоследнем этапе как функция предыдущих решений и т.д. В рамках решаемых задач это означает, что сначала необходимо найти зависимость выбора службой снабжения оптимального рэ при каждом конкретном pпр. Затем мы должны найти для службы снабжения наиболее оптимальное pпр. Вариант 1.β> α(см. рисунок 1а) В данном случае видно, что чем ниже цена рэ, тем выгоднее для отдела снабжения, так как идет возрастание его премии. Однако служба снабжения может добиться возрастания премии еще и завышением прогнозной цены. Таким образом, при использовании подобного механизма стимулирования АЭ выгодно завышать прогнозную цену, хотя при этом и выгодно минимизировать цену закупки. Вариант 2. β< α(см. рисунок 1б) При таком механизме стимулирования службы снабжения при осуществлении закупок (выборе рэ) не выгодно отклоняться от прогнозной цены, так как при любом отклонении на него накладываются штрафные санкции. Побуждение службы снабжения к более точному предсказанию осуществляется только благодаря использованию гипотезы благожелательности (если отдел снабжения знает точный прогноз, и ему безразлично, что сообщить, то он скажет правду). Вариант 3. β= α(см. рисунок 1в) При использовании такого механизма стимулирования манипулирование службы снабжения будет выражаться только в завышении прогнозной цены, чтобы ненароком не получить штраф. Получение достоверных данных обеспечивается только гипотезой благожелательности. Механизм стимулирования (2) вообще не защищен от манипулирования со стороны службы снабжения. Достоверность данных при использовании указанного механизма обеспечивается только гипотезой благожелательности. А это равносильно полному отсутствию механизма стимулирования (в таком случае гипотеза благожелательности обеспечивает полную достоверность данных). Таким образом, использование указанного механизма оказывается нецелесообразным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|