Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальность исследования.




Содержание

Введение..................................................................................................................2

Глава I. Семья как объект социально-психологического изучения

1.1 Историко-социальные аспекты развития семьи.............................................6

1.2 Типология семей.............................................................................................14
Глава II. Влияние типа семьи на характер детско-родительских отношений

2.1 Особенности формирования личности ребёнка в благополучной семье.. 22
2.2 Семья как фактор психологического неблагополучия ребенка.................34
2.3 Влияние психологической депривации и стилей семейного воспитания на личность ребёнка младшего школьного возраста.......................................41
Заключение.............................................................................................................47

Список литературы................................................................................................50

 

 

 


Введение

Актуальность исследования.

Человек попадает в общество с самого своего рождения и находится в нём на протяжении всей своей жизни. Он растёт, развивается, познаёт новое и обогащает запасы знаний. Человек - это социальное существо и он не может находиться вне общества (изолированным от него) в течение долгого времени (в противном случае начинают происходить изменения в психике человека). На развитие человека оказывают влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Семья даёт человеку очень многое, но может не дать ничего. Существуют неполные семьи, и семьи с родителями или детьми инвалидами. Рассмотрением одной из крупнейших и острейших проблем семьи, а именно разводов, занимались такие учёные как: А.Д.Андреева, М.И.Буянов, Т.П.Гаврилова, Е.Григорьева, К.Е.Пикхарт, Г.Фигдор, В.Солодников.

Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тысяч детей остаётся без одного родителя, 500 тысяч рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях.

Всё это крайне отрицательно сказывается на социализации ребёнка. Отношения и воспитание в этих семьях координально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Дальнейшее развитие человека, выбор жизненного пути зависит от формирования положительного либо отрицательного отношения к современному миру. Может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, мнения об окружающей действительности. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие выражается в том, что ребёнок живёт и развивается в условиях благоприятной семейной обстановки, в любящей семье, но не находятся под гиперопекой, может выражать свои мысли, суждения.

В связи с воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо чётко определить внутрисемейные социально- психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Важно чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы ребёнок видел, что у взрослых теория не расходится с практикой, в противном случае, в силу своей психики, ребёнок начнёт подражать отрицательным примерам родителей.

Изучением позитивного и негативного влияния семьи на развитие личности ребёнка занимались такие учёные как: Ю.П.Азаров, А.Адлер, А.Г.Гамбургова, И.В.Гребенников, А.В.Запорожец, С.А.Козлова, А.Д.Кошелева, А.Н.Леонтьев, Т.А.Макарова, В.С,Мухина, Г.А.Навайтис, А.В.Петровский, О.Е.Смирнова, А.С.Спиваковская и другие.

Тема исследования: «Детско-родительские отношения их влияние на личностное развитие ребенка младшего школьного возраста».
Проблема исследования: каково влияние детско-родительских отношений на личностное развитие ребенка младшего школьного возраста?

Объект исследования: личностное развитие младшего школьника.

Предмет исследования: детско-родительские отношения в современной семье.

Цель исследования: определить, как влияет характер детско-родительских

отношений на развитие личности ребёнка младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Изучить историко-социальные аспекты развития семьи.

3. Выявить влияние психологической депривации и стилей семейного воспитания на личность ребёнка.

4. Изучить характер влияния на личностное развитие ребёнка в различных типах семей.

Гипотеза исследования: предполагаем, что детско-родительские отношения

будут позитивно влиять на личностное развитие ребенка младшего школьного возраста при условии:

- полного состава семьи (родители и не менее 2-х детей);

- реализации семьей всех функций (воспитательные и др.);

- наличие между членами семьи эмоционально-положительных

межличностных связей.

Методы исследования:

- теоретический анализ и синтез изучения литературы.

- изучение и обобщение педагогического опыта.

Теоретическая база исследования:

Теоретическую основу исследования составляют труды Ю.П.Азарова, А.Адлера, А.Г.Гамбургова, И.В.Гребенникова, А.В.Запорожец, С.А.Козловой, А.Д.Кошелевой, А.Н.Леонтьева, П.Ф.Лесгафта, Т.А.Макаровой, В.С.Мухиной, А.В.Петровского, О.Е.Смирновой, А.С.Спиваковской и других.

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении определяется актуальность исследования, ставится проблема,

определяется цель, объект, предмет, выдвигается гипотеза исследования,

определяются задачи исследования.

В первой главе «Семья как объект социально-психологического изучения» рассматриваются историко-социальные аспекты развития семьи и её функции, различные типы семьи.

Во второй главе «Влияние типа семей на характер детско-родительских отношений» раскрываются особенности формирования ребенка в благополучной семье; влияние психологической депривации и стилей семейного воспитания на личность ребенка.

В заключении делается обобщенный вывод о результатах проведённого исследования, о том подтверждена ли гипотеза, решены ли задачи .

 

Глава I. Семья как объект социально-психологического изучения
1.1 Историко-социальные аспекты развития семьи

История возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остаётся много спорных вопросов. Общепризнанными считается взгляд на семью как продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным племенам, другие имели более широкое распространение. Общим была их зависимость от определённого уровня социально-экономического развития общества. [ 10;с.23 ]

Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устранения эти негативных явлений появилась более строгая форма брачных отношений - экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привёл к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались сообща. По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и принял форму полигамии (многобрачная), когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы (полигинии) сохранились и по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.[ 10;с.24 ]

Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличается большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами: жена, дети не могут обойтись без мужа, отца. Верность жены обеспечивались её подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей. Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи. [ 10;с.25 ]

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе своё достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчинённость женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

На Руси переход к семье, состоящих из супругов и детей, завершился
в VIII -IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало её хозяйственную надёжность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где их учили трудиться, заботиться друг о друге. Передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке - материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению ролей родителей. [10;с.25]

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности.Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

С.А. Козлова выделила своё определение: под функциями семьи понимает направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. [21;224с.]

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи: Т.А.Макарова, Я. З.Неверович, И.П.Сорокин единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Функции продолжения рода (репродуктивная) - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.

Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

Слова «семья» и «родители» стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни - важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.

Вопрос о количестве детей в современной семье имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение. Ориентация современной семьи на одного, двух детей не обеспечивает простого воспроизводства населения. Из этого следует, что подрастут сегодняшние новорождённые и вступят в самостоятельную жизнь, на долю каждого придётся не два- три пенсионера, а значительно больше. Страна «постареет», доля трудоспособных граждан снизится. Перспектива ясна - жизнь станет ещё сложнее. Негативными последствиями чреват и противоположный вариант: если в каждой семье будет много детей, с лихвой обеспечится воспроизводство населения, страна «помолодеет». Однако многодетность большинства семей окажется тяжёлым экономическим и социальным бременем для общества: сколько всего потребуется для того, чтобы накормить, одеть, дать образование, то есть «поставить на ноги» молодое поколение. [10; с.30 ]

З.Мадейчик считает что: «каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение: сколько и когда, с какими интервалами появится у неё дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья значительно влияют на выполнение семьёй её воспитательной функции.»  [22; с.220]

Хозяйственная функция обеспечивает хозяйственные многообразные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовлении пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и тому подобное. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и другое. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими, как арендный порядок, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи - экономическая общность. Семейная экономика требует планирования, учёта, бережливости, контроля.Поэтому каждая семья сразу после своего образования создаёт свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Психологи установили, что для мирной семейной жизни бывает важнее не столько умелое, сбалансированное ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести: на что тратить деньги и на каких бюджетных статьях экономить. [ 10.с.34 ]

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворения различных духовных потребностей. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению.В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло от глагола «досягать», буквально означало - время, когда можно что-то достичь. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства. Доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей интересов. Важно чтобы досуг был коллективным,когда ему с радостью предаются все члены семьи.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех его членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру воспитания, накапливают опыт общения, остроту осознания общности семьи и так далее.[ 10;с.36 ]

Воспитательная функция - важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. И.В.Гребенников выделяет три аспекта воспитательной функции семей:

1. Воспитание ребёнка формирование его личности, развитие способностей. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение своей жизни.

2. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), пробуждающее их к самовоспитанию.

3. А.Г.Харчев в качестве основной функции семьи выделяет репродуктивное, биологическое воспроизводство населения, но кроме этой существует целый ряд социальных функцийсемьи. Это:

- воспитательная - социализация молодого поколения;

- хозяйственно-бытовая - поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

- экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- социальный контроль - ответственность членов семьи за поведение её членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

-   духовное общение - духовное обогащение каждого члена семьи;

- социально-статусная - предоставление членам семьи определённого социального положения в обществе;

- досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

- эмоциональная - осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии. [10;с.34]

Социальная функция семьи. В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить через защиту семьи. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности, От поведения отца, матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребёнка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.

Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, с ним занимаются, в дошкольном возрасте (3-7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребёнок приучается трудится, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи. Формулируя функции семьи, И.П.Сорокин выделил три:

- воспитательно- педагогическую

- социально-физиологическую, производства детей

- экономическую. [4;с.274]

В современной семье эти функции разрушаются.

Во-первых, ребёнок раньше уходит из семьи: в ясли, сад, школу.

Во-вторых, семья перестаёт быть фабрикой рождаемости.

В-третьих, эмансипация женщин и детей выводит из экономической зависимости от мужа и семьи, даёт права человека, выводит из семейного экономического эгоизма.

Семья- это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа

человеческих отношений, первая социализация личности. Анализ социального влияния семьи на личность, проведённый
И.П.Сорокиным, показал, что на 40% людей в жизни повлияла семья,
на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа,
на 10% повлияла улица. [4;с.286]

Ребёнок в семье - неисчерпаемый источник жизненных импульсов,

эмоциональных стимуляторов для родителей, а желание развить у своего ребёнка способности, которые помогут ему безболезненно вступать в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Многие педагоги (В.А.Сухомлинский, Л.С.Выготский и другие) считали, что семейное воспитание - это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребёнку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

Итак, в современном мире существуют и реализуются те же функции, необходимые для создания условий развития подрастающего поколения в условиях семейного воспитания, которые были и много лет назад, начиная с первых этапов развития семейных отношений. По мере развития человеческого общества функции семьи слегка изменили форму своей реализации в связи с изменяющимися условиями существования.

По мере развития семейных отношений семья приобрела свою современную форму существования, определялись функции семьи как ячейки общества, так и каждого члена семьи. За всю историю существования семей наблюдалось выделение нескольких форм организаций семейной жизни.

 

 


Типология семей

Изучением влияния семьи на развитие детей занимались многие учёные. В связи этим существует несколько групп классификаций типологии семьи, которые зарабатывали А.Г.Гамбургова, Т.А.Куликова, П.Ф.Лесгахфт,
Л.И.Постовалова, И.П.Сорокин, А.С.Спиваковская и другие. Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

А.С.Спиваковская выделяет следующие типы неблагополучных семей:

«Семья-санаторий». Мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате - чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации. [14; С.45]

«Семья-крепость». Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка в себе, безинициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребёнка на собственных внутренних переживаниях, что приводит его к психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками.

«Семья-крепость» обычно приводит ребёнка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний. [16;с.52]
    «Семья - третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же продолжает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчинённости родителям.

У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими. Помимо исследователей (А.Г.Гамбургова, Л.И.Постовалова и др.), существенное влияние на принятие ребёнком решения уйти из жизни и, таким образом, избежать насилия над его личностью или других, кажущихся ему неразрешимыми проблемами, оказывает тип семьи.

Интегрированные и дезинтегрированные семьи, которые различаются по степени сплочённости. В дезинтегрированной семье все члены семьи обособлены друг от друга. В интегрированной семье каждый неотделим от семейной группы. Семья может быть и суперинтегрированной, например неполная семья - мать и ребёнок. В высокоинтегрированных семьях ребёнок теряет чувство автономности, и потеря одного из членов семьи или боязнь этой потери могут делать жизнь ребёнка невыносимой.[19;С.73]

     Гармоничные и негармоничные семьи различаются по степени психологического и ценностно-ориентационного соответствия между членами семьи. Если ценностные ориентации не совпадают, то один из членов этой семьи старается авторитарными методами навязать другим свои нормы, свой стиль поведения, в этом случае возникают суицидные ситуации. [16;с.24]
     Корпоративные и альтруистические семьи. В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных. В корпоративных семьях общение строится на договорных началах. Каждый выполняет свои функции при условии, что остальные также выполняют свои. В этих семьях, по сравнению с альтруистическими, более возможен суицид подростка, особенно если он является «помехой» для остальных членов семьи.
    Открытые и закрытые семьи. В открытых семьях связи с внешним миром очень многообразны, и члены семьи стараются расширить их. В закрытых семьях же, наоборот, связь с внешним миром ограничена, поэтому они и являются суицидально более опасными, нежели открытые семьи.
     Гибкие и консервативные семьи. Гибкие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, консервативные семьи такой способностью не обладают. В них чаще случаются суициды. Предположим, что в силу каких-то условий подросток оказался вовлечённым в конфликт, например в конфликт с учителем. Он ждёт помощи от семьи, семья же помочь ему ничем не может, в её практике не было таких случаев, И чаще всего под давлением школы семья встаёт на сторону учителя. Ребёнок, оказавшись в состоянии социальной изоляции, может совершить самоубийство. [16;с.25]

     Авторитарные и демократические семьи. В авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи, от которого зависит принятие решения. Грубый нажим со стороны властного родителя может вызывать у подростка протест и привести к суициду. В демократических же семьях существует равенство принятия решения, в них гораздо реже можно встретить попытки самоубийства. [16;с.25]

В своих исследованиях Т.А.Куликова выделяет следующие типы семей: наиболее архаичным типом является: большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах. [16; с.30]

В городских семьях большого размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран.

Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двух поколенные) - из супругов и детей - до вступления в брак последних. В нашей стране распространены семьи, состоящие из трёх поколений (трёхпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынуждающий характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья. [10;с.26]

В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), то есть молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей. В которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями. В результате снижаются возможности оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

В последние десятилетия расчёт число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнёзд» (супруги, дети которых       «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего времени - рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребёнка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребёнка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребёнок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего
15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребёнка, ни воспитывать его. В последние годы она не в состоянии ни содержать ребёнка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор
«родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет

остаются без одного родителя в результате развода. В настоящее время в России каждый третий ребёнок воспитывается в неполной или материнской семье.[10;с.26]

Ю.П.Азаров выделил следующие типы семей характерные для XIX - начала XX веков:

Нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трёх членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи, стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в условиях того времени увеличилась занятость женщин в производстве.

Молодая семья – это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растёт, а преобладающий возраст супругов 21 - 24 года. Большинство таких семей живут с родителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности. Это семьи студентов.

Неполная семья - это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространённым явлением. Родителям в такой семье является мать, отцы редко. Исследователи С.Ольман, Б.Спок выявили лишь 2,8 % семей, где отец один воспитывает детей. [4;с.279]

Такая семья - результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, также лишение одного из родителей прав на ребёнка в результате каких-либо причин, а также рождение внебрачного ребёнка. Сегодня таких семей, где главной является мать - 25 %. Эта семья чаще всего живёт за чертой бедности, доход женщины меньше, чем доход мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. Эти семьи нуждаются в государственной поддержке. И в самом тяжёлом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребёнком обречены на нищету. [4;с.280]

Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребёнка, кроме тяжёлых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребёнку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Нередко, в такой семье, отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребёнка сильная любовь матери. Когда рождается желанное дитя, она старается отдалить его от окружения. Другая мать видит в нём препятствие для брака. Отец в такой семье чаще не принимает участие в воспитании ребёнка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребёнка. [4;с.280]

Семья в повторном браке - это семья с двумя родителями. Где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или детьми жены. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. [4;с.280]

И.П.Сорокин рассматривает три типа семей:

• Семья патриархально - общинная, где ребёнок подготавливается к самостоятельной жизни под авторитетом главы семьи. С первых дней жизни дети приучены к подчинению и зависимости от общины, от рода, а в будущем они будут полагаться не на себя, а на семью, на род, на общину. Из такой семьи выходит индивид без воли, без инициативы, без                                                                                                                                              знаний, рабы традиций, лишённые самостоятельности. Народы, имеющие такой тип семьи, являются вялыми, ленивыми и кочевыми народами Азии и Востока Европы.[4;с.286]

В общественной жизни - консерватизм, личность пронизана стадностью, вялостью, безразличием. Свободы личности нет, власть носит деспотический характер.

• Семья неустойчивая, приучает молодое поколение полагаться не на семью, а на государство. Цель - готовить государственных служащих, послушных чиновников. Ребёнка учат не тому, что ему потребуется в жизни, а тому, что нужно государству. Для всех одна программа, которую они забывают после экзамена. Из семьи выходят бюрократы для огромного государства с чиновничьим аппаратом. Социальный уклад и общественный строй с таким типом семьи неустойчивы. Они подвержены политическим страстям. В таком обществе нередки перевороты.

• Семья индивидуального типа приучает молодого человека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю. Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано приучают детей к самостоятельности, с детьми обращаются, как со взрослыми, их готовят к взрослой жизни, даются знания, необходимые в жизни. В обществе, где такая семья, у личности широкие права. [4;с.286]

Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений - важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания. Помимо классификации традиционных семей Т.Н. Шулъга выделяет несколько типов семей, в которых ребёнок начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях:

 1. Конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным. Реакция протеста может быть направлена и на зло, и на добро. Протест бывает активным или пассивным. При пассивном протесте, вследствие несправедливого отношения к ребёнку со стороны родителей, он замыкается в себе. В случае активного протеста дети могут убегать из дома, воровать вещи, драться.

2. Десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. Такая семья активно формирует у детей агрессивно-оборонительное отношение к внешнему миру, так как всё время находится в постоянном конфликте с окружающим её социумом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком. [5;с.234]

Таким образом, по мере развития и своего становления семья видоизменялась, но сохранила свои основные функции, необходимые для полноценного воспитания подрастающего поколения. Проанализировав различные классификации семьи, (А.С.Спиваковской, Л.И.Постоваловой, Т.А.Куликовой, И.П.Сорокина) можно выделить несколько совпадающих типов семьи: патриархальная (тр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...