Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности формирования личности ребёнка в благополучной семье




Вопрос о том, что представляет собой благополучная семья, сложный. Если за основу различия благополучной и неблагополучной семьи взять выполнение функций то, по мнению Н.Ю.Синягиной к благополучной семье

относят ту, которая выполняет все функции. [23;с.7]

Современные гуманитарные науки используют понятие детоцентризма-признания ребёнка и родительской любви в качестве высоких нравственных ценностей. Эта позиция показывает, что заботы и интересы взрослых должны быть сосредоточены вокруг нужд ребёнка, что позволяет ориентировать семью на повышение социального уровня, формирование родительских чувств, родительского долга. При этом общество признаёт нужды ребёнка приоритетными в жизни семьи.

Учитывая важность и значимость семьи для развития человека,             М. Земская выделяет следующие характеристики благополучной семьи:

во-первых, это семья, которая выполняет все функции;
во-вторых, такая семья должна состоять из родителей и детей (не менее трёх). В современной ситуации в обществе семья, имеющая трёх детей, является многодетной. Двадцать лет назад многодетной семьёй считалась семья с пятью детьми;

в-третьих, все члены благополучной семьи связаны между собой эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «Я» человека. Эти связи редко когда оцениваются членами семьи, но значительно ощущаются в тот момент, когда они прерываются. Семейные связи позволяют человеку сохранять своё психологическое благополучие, овладевать семейными ролями, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.[23;с.8]

Семья является источником и связующим звеном передачи ребёнку социально - исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребёнка.

Современная наука располагает многочисленными данными,                                                                                                                    
свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно даёт ребёнку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, есть сила и действенность несравнимые ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду и в школе.[10;с.43]

В своих исследованиях С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина и др. выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обуславливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической системы, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви.[10;с.43]

С первых дней жизни ребёнка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребёнка с момента рождения. У оторванного от родителей (а чаще - брошенного ими) и помещённого в условия дома ребёнка малыша снижается общий психологический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Психологи И.Лангмейер, 3.Мадейчик, С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина, О.Е.Смирнова полагают, что чем раньше ребёнок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития. [10;с.44]

Как показывают психолого-педагогические исследования                С.А.Козловой, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребёнка, особое значение имеет «интимный круг общения». В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребёнок будет понимать и оценивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека. А на пороге жизни первые «кирпичики» в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребёнок готов очень рано, ещё в доречевой период. И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается. Что ребёнок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой» тёти (например, попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, будет важно мнение друга, приятеля, задевает реплика прохожего, а в первые семь-восемь лет самым авторитарным является слово родителей. [ 10;с.46]

Исследователи (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, Т.А.Макарова,          А.В.Петровский, А.Г.Харчев и др.), первым и очень важным фактором, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребёнка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом), считают глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания.Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Однако, это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А.Макаровой было выявлено обоснование ещё двух факторов:

 • постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отиа, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день;

 • наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи. [10;с.45]

Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, А.Г.Харчев отмечает, что, будучи малой группой, своего рода «микрокосмосом», семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребёнка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья неоднородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные «подсистемы»: по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама - музыкант, папа - врач, бабушка - педагог, дедушка - биолог). Это позволяет ребёнку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности. [10;с,45]

В современной семье всё большее значение приобретает этико-психологический аспект отношений, повышаются требования супругов, детей друг к другу, меняется сам критерий семейного счастья и благополучия. Семья - сугубо интимная группа, следовательно, эмоциональное влечение, привязанность её членов друг к другу - её обязательные характеристики. Любовью в семье связаны все её члены.          Её «первичной» формой является любовь супругов. Наиболее благоприятный климат для ребёнка возникает тогда, когда его рождение - результат естественной потребности и желания двух любящих друг друга людей. Ребёнок входит в мир, любимый родителями, как самая большая ценность. [10; 86]

Родительская любовь сопровождает человека всю его жизнь, хотя функции её несколько меняются. В первые годы жизни она обеспечивает собственно жизнь и безопасность ребёнка. Нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Но по мере взросления родительская любовь всё больше выполняет функцию поддержания и сохранения внутреннего, эмоционального и психологического мира ребёнка. В последние десятилетия отношения родителей с детьми стали одной из самых распространённых тем.

Учёные (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников и др.), считают, что родительская любовь: - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Родительская любовь может иметь различные отклонения, иногда принимает искажённые формы. В таких случаях говорят о неразумной, слепой любви, которая, имея разумную природу, означает некую чрезмерность, преувеличенность, содержит, как образно говорит чешский психолог З.Мадейчик «солидную порцию эгоизма». Ценность ребёнка в подобных семьях подчёркивается его ролями. [ 10;с.87]

В некоторых семьях живут «для ребёнка», он любим, да не просто, а без предела: настоящий «кумир семьи», который ставит свою персону в центр мироздания. Им восторгаются, над ним дрожат, в его поступках находят незаурядность, даже когда он шалит. В нем постоянно открывают новые «таланты», которые демонстрируются знакомым, родственникам, друзьям. Веря в свою исключительность, ребёнок растёт капризным, своевольным эгоистом, который привыкает брать, ничего не давая взамен. В детском саду он порождает всех своей несамостоятельностью, капризами, неумением общаться со сверстниками. И.В.Гребенников рассматривал разновидность роли «кумир семьи» - «мамино (папино, бабушкино) сокровище» - возникает, когда кто-то из взрослых заявляет о своих исключительных правах на ребёнка. Ребёнок становится чьим-то «персональным кумиром» в силу нарушения внутрисемейных отношений. Например, бабушка игнорируется взрослыми детьми и видит утешение во внуке, мама не находит удовлетворения в супружестве и ищет компенсации в ребёнке. Выполняются все желания, капризы ребёнка, его одаривают подарками, только бы он любил «свою» маму (бабушку). Мама (папа, бабушка) ревнуют ребёнка к другим членам семьи, не в силах представить, что он может ещё кого-то любить. Безнравственность такой извращённой любви к своему ребёнку не требует доказательств. [10;с.87]

Если у ребёнка достаточно серьёзное заболевание или родители, только опасаясь, что он заболеет, трясутся над ним, выполняют все желания, то он начинает играть роль «болезненный ребёнок». Очень скоро он понимает, что всякая болезнь даёт ему особые права, и начинает спекулировать создавшимся положением. Чтобы добиться своего, он иногда прибегает к притворству, хитростям; видя волнение и тревогу взрослых по поводу своего здоровья, сам начинает мнительно относиться к нему. И так, всякая чрезмерность вредит, даже если это касается любви.[10;с.88]

З.Мадейчик считает, что в том случае, когда ребёнок не видит ласки от родителей, он выполняет роли, которые подчёркивают его незначительную ценность для родителей «ужасный ребёнок». Им становится ребёнок с какими-либо трудностями развития (например, гиперактивный, агрессивный, с недоразвитием речи), которые раздражают взрослых, и они этого не скрывают. Бедный ребёнок создаёт для окружающих мнимые хлопоты (носятся по квартире, вечно всё проливает), напряжённую обстановку. Ощущая нерасположенность взрослых к себе, он непослушен, своеволен, действует «назло взрослым». Роль «ужасного ребёнка» может играть и первенец при рождении второго ребёнка (реакция протеста, чтобы вернуть к себе внимание родителей), а также ребёнок, у которого появился «новый» папа. «Ужасное» поведение ребёнка - сигнал о его эмоциональном неблагополучии. В деструктивных семьях ребёнок может находиться в положении «козла отпущения», когда на нём срывают зло, выплёскивают свою агрессивность. Ребёнок живёт в страхе наказания за любое действие и слово. В современных семьях есть дети, которым предназначена роль «Золушки». Они постоянно чувствуют себя ненужными, плохими, обузой в доме. Изо всех сил они стараются угодить родителям, предупредить их желания. Но родители вспоминают о ребёнке, когда его надо чем-то нагрузить, что-то поручить. Ребёнок страдает и не знает, как себя вести. [10;с.88]

Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. По мнению Т.А.Макаровой любящая семья - это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания и взаимоадаптации с детьми, где общение с детьми - большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. Разумная любовь характеризуется принятием ребёнка, сочетанием положительного эмоционального отношения к нему с разумными требованиями и кооперацией во взаимодействии. В здоровом психологическом климате ребёнку не уготовлены никакие фиксированные роли. Его любят «кумир семьи», напроказил - стал «ужасным ребёнком». Вечером он - «папино сокровище», а днём, когда родители на работе, «бабушкино сокровище». И все роли ребёнок выполняет с удовольствием, не застревает на одной из них, поскольку никто его к этому не принуждает. В любящей семье ребёнок не бывает ни «козлом отпущения», ни «Золушкой», но ему дают другие роли - помощника, интересного человека, советчика, который подчёркивают, как он нужен родителям. [10;с.88]

Любовь родителей к ребёнку выражает любовь родителей друг к другу. Именно настоящая любовь родителей друг к другу поднимает тонус жизни семьи, вызывает ощущение радости. Это самая здоровая обстановка для психологического развития ребёнка, для его нравственного воспитания.         У любящих друг друга родителей ребёнок учится видеть радость в том, чтобы сделать приятное другому, а счастье отдавать - ценить выше, чем счастье брать. Он учится такту, гуманности, верности, нежности.

Счастливая семья - почва для развития эмоциональности ребёнка. Однако воспитание чувств не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое воспитание, требует усилий, и усилий немалых.

В основе любви лежит действенная направленность на её объект: родители, любя ребёнка, заботу о его развитии, благополучии реализуют в повседневном уходе, хлопотах (купают, готовят еду, читают книгу, идут на прогулку, играют). Если родители равнодушны к ребёнку, то он в первую очередь страдает от их «бездействия»: с ним не занимаются, он никак не проявляется в действии, никого не может осчастливить. Это заставит ребёнка страдать от того, что он «никому не нужен». [10;с.89]

Искусство любви заключается в умении дарить радость и в мелочах, и в крупном, полагает Т.А.Макарова. Этому необходимо учить и ребёнка: когда и как проявлять свою любовь к близким. Т.А.Макарова полагает, что семейная любовь - это не только чувства, но и определённый образ поведения супругов, детей, от которого зависит счастье данной семьи. Можно любить друг друга, но мучить упрёками, душевной грубостью, неумением сказать нужное слово. Омрачает любовь эгоистическое поведение супругов, детей.[21;с199]

Причина поведения, подрывающего семейную любовь, - неумение понять друг друга. Но этому, как утверждают психологи 3.Мадейчик,       Ю.П.Азаров, И.Ф.Обухова, можно научить. Уже с третьего года жизни ребёнок чувствует настроение, состояние близких, особенно радостное. Необходимо учить ребёнка с уважением относиться к состоянию близких, сопереживать. Для этого родители должны проявлять внимание к внутреннему миру ребёнка: чем он интересуется, что его радует, что печалит. Искренняя заинтересованность родителей во всём, что происходит в жизни ребёнка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам - в этом выражение любви родителей к ребёнку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви. [10;с.90]

Т.А.Куликова полагает, что значительную роль в формировании личности ребёнка играет авторитет родителей. Если родители для ребёнка являются авторитарными, то его воспитание будет строиться на основе послушания ребёнка и уважении сказанных родителями слов.

Авторитет (от латинского - власть) - влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности, о которой говорилось выше, - одна из потребностей психики ребёнка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей. Для маленького ребёнка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет, поскольку в детских глазах он - воплощение силы, могущества, умелости. Это создаёт у некоторых родителей иллюзию, что можно не прилагать особых усилий для поддержания своего авторитета. Таких взглядов придерживаются в первую очередь в семьях, где воспитание строиться на опеке, диктате. Между тем ребёнок - дошкольник уже способен отличать авторитет, основанный лишь на физическом превосходстве (старше, сильнее), от авторитета, выросшего из привязанности и уважения. Любовь, внимание к ребёнку, забота о нём - первый «кирпичик» родительского авторитета. Он будет крепнуть в глазах ребёнка по мере того, как он «откроет» в родителях их высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость, умелость и многие другие прекрасные качества.

Социологические исследования, проводимые А.С.Спиваковской, показали, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на себя. Как правило, мальчики испытывают к «второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимают как собственное. Девочки несколько меньше ранимы в этом отношении, они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними. [10;с.95]

А.Н.Леонтьев полагает, что содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стремительно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребёнка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребёнка адаптироваться к реальной жизни во всём многообразии её проявлений, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образам. Семейная воспитательная среда определяет первые контуры                                                                                                                                        складывающегося у ребёнка образа мира, формирует соответствующий образ жизни. [10;с.104]

В проведённых Д.Г.Фитцпатриком исследованиях было выявлено, что очень важно создать благоприятную атмосферу в семье с привлечением всех её членов. Если старших детей заранее подготовить к тому, что у них будет младший братик или сестрёнка и настроить их на дальнейшее взаимопонимание и взаимосотрудничество с младшими детьми, то это окажет благоприятное влияние и на старших и на младших. Такие выводы были сделаны Д.Г.Фитцпатриком опираясь на исследования Джулии Данн. Её исследования, проводимые в течение трёх лет, показали, что если родители рассказывают старшим о потребностях и чувствах новорождённых, то те проявляют больше заботы и любви к младшим. В то же время младшие к возрасту четырнадцать месяцев были более социализированы, чем дети того же возраста в других семьях. [ 20;с.334 ]

О воспитательных мерах современных родителей Пол Статмэн утверждает следующее: современные родители воспитывают своих детей в более жёстких рамках ограничений и надзора, чем когда-то воспитывали их. Это связано, по их мнению, с тем, что современный мир таит в себе большие опасности. С которыми дети не могут справиться самостоятельно без помощи взрослых. П.Статмэн считает, что родителям следует направлять детей в принятии решения, но никак не навязывать им свои собственные суждения и выводы. Ребёнок должен сам делать выводы из создавшейся ситуации и, возможно, принять помощь взрослых. [ 19;с. 323 ]

В своих исследованиях Джон Холт выделил несколько рекомендаций, которые помогут создать благоприятные отношения в семье, способствующие максимальному приобщению детей к социуму:

•Необходимо обязательно отделять взрослую жизнь от забот ребёнка. Если ребёнок недоволен тем, что его не включают во взрослые дела, надо напомнить, как ему повезло, что у него любящие друг друга, испытывающие радость от общения друг с другом родители.

• Не надо включать ребёнка во взрослые социальные функции, к которым не привлечены другие дети. Нельзя допускать, чтобы один из родителей вовлекал ребёнка в порочащий другого родителя «доверительный» разговор. • Не следует ощущать вины при виде ребёнка, играющего в одиночестве. Это воспитывает у него независимость и воображение.

• Если у ребёнка есть близкие по возрасту двоюродные братья и сестры, живущие где-то по соседству, не помешает иногда отвозить ребёнка к ним в гости, чтобы он привык к вниманию взрослых и играл со своими сверстниками. Стараться избегать чрезмерной опеки ребёнка, чрезмерных похвал, так как они могут породить у ребёнка невыполнимые надежды.

• Не ощущать себя виноватым, если в семье только один ребёнок. Он может быть источником счастья для родителей как и родители для него. [22;с.319]

Таким образом, семья - это среда воспитания всех членов семьи. В семье должно быть взаимопонимание между всеми её членами, но особенно между детьми, так как успешность социализации ребёнка зависит от эмоционального настроя семьи и взаимоотношений её членов. Как будет развиваться ребёнок в семье позитивно или негативно зависит от распределения его ролей в семье. В любящей семье ребёнку дают роли положительного ребёнка, такие как, помощника, интересного человека, советчика, тем самым подчёркивая как он нужен родителям. И все роли ребёнок выполняет с удовольствием, не застревает на одной из них, поскольку никто его к этому не принуждает. Важным элементом формирования личности является и содержание семейного воспитания. В семье ребёнок видит и позитивные, и негативные ситуации повседневной жизни, с которыми он учится справляться, преодолевать возникающие препятствия. В результате у ребёнка складывается полноценное представление об окружающем мире.

Семья - это среда воспитания всех членов семьи. В семье должно быть взаимопонимание между всеми её членами, но особенно между детьми, так как успешность социализации ребёнка зависит от эмоционального настроя семьи и взаимоотношений её членов.

 

2.2 Семья как фактор психологического неблагополучия ребёнка

В каждый период развития ребёнка формируются некоторые психологические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живёт, либо приобщение. Если в семье ребёнок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет вступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психологического развития, разными психическими патологиями. Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, отмечает М.А.Галагузова, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.[5;с.219]

Т.И.Шульга считает, что важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребёнка является неблагополучие семьи. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально - незащищённая семья и так далее. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. [23;с. 12]

Неблагополучная семья - это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возможными на неё функциями, при этом её адаптивные возможности значительно снижены. [23;с.13]

Неблагополучная семья - это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают дети. Под неблагополучием понимают разные его проявления: психологическое (угрожают, подавляют и так далее);

• физическое (жестоко наказывают, бьют, унижают);

• социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол). Опыт работы специалистов, работающих в учреждениях социально - педагогической поддержки (приютах, центрах реабилитации), доказывает, что очень часто дети живут в семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжёлой и даже невыносимой.[23;с.15]

Исследования В.М.Целуйко показывают, что проблемы, в которые погружены, неблагополучные семьи условно можно классифицировать как социальные, правовые, медицинские и педагогические. В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэтому их называют мулътисложными или мультипроблемными семьями. [23;с. 14]

М.А.Галагузова выделяет следующие стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию ассоциативного поведения несовершеннолетних:

- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребёнка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребёнка на конфликтные  ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи одни правила поведения, для общества - совершенно другие;

- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей; - асоциальный стиль отношений в дезорганизационной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия. [5;с.220]

Исследования М.А.Галагузовой подтверждают, что тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребёнка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психологическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся насилию (или посягательству), характерно также и нарушение поведения; нарушение поло-ролевой идентификации. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя. [5;с.221]

Психологи А.С.Спиваковская, Н.Ю.Синягина выделяют 4 основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьёзные нарушения физического или психического здоровья или отставание в возрастном развитии. Среди причин применения физического насилия на первом месте стоят алкоголизм родителей и желание снять раздражение. Нередко дети рассматриваются как помеха в решении социально-бытовых, личных проблем, отсюда - избиение детей, их устранение («не надо кормить, одевать», «можно удачнее выйти замуж»). [16.С21

Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или неосознанное в силу возрастной незрелости или других причин вовлечения ребёнка, с его согласия или без, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей, под сексуальным насилием подразумевается случаи сексуальных действий, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет менее 3-4 лет.

Психическое (эмоциональное) насилие -периодическое, длительное или постоянное психологическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребёнка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности. К этой форме насилия относится:

- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

- угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

- оскорбления и унижения достоинства ребёнка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

- предъявление к ребёнку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;

- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.[6.c.42]

Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) -отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребёнка, элементарной заботы о нём, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Формы моральной жестокости могут быть различными:

- недостаточное возрасту и потребностям ребёнка наличие питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

- вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также совершение преступления.[16;с.20]

По данным опроса, проведённого институтом Гэллапа среди молодёжи 16-24 лет, в последнее время к самоубийству приводит всё увеличивающаяся пропасть между богатыми и бедными, растущее число неполных семей, популярность огнестрельного оружия, жестокое обращение с
детьми и общее «неверие в завтрашний день». По мнению Л.Н.Анисимова основными причинами наркомании на мезоуровне являются социально-педагогические факторы, то есть воспитание ребёнка в семье и его адаптация в школьном коллективе. [16;с.24]

Ошибки и просчёты семейного воспитания в детском и юношеском возрасте имеют тяжёлые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу психологию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно проявляются в его поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, всё чаще и чаще приобретая опасную для общества направленность. В тех случаях, когда эти действия и поступки наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом.[16;с.26]

Так, занятию проституцией подростка побуждают следующие причины (М.А.Галагузова):

- неблагополучие семьи;

- отсутствие семьи, отсутствие кого-либо из родителей, наличие в семье отчима и мачехи;

- раннее приобщение детей к спиртным напиткам, сексуальные притязания со стороны взрослых;

- желание стать материально - независимыми от семьи;

- недостаточная информированность подростка о половых отношениях. [5;с.276]

Среди социальных групп для ребёнка наиболее значимой является семья, которая может оказывать негативное или позитивное влияние на развитие личности ребёнка.

Таким образом, содержание семейного воспитания является важным элементом формирования личности. В семье ребёнок видит и позитивные и негативные ситуации повседневной жизни, с которыми он учится справляться, преодолевать возникающие препятствия. В результате у ребёнка складывается полноценное представление об окружающем мире.

Семья - это среда воспитания всех членов семьи. В семье должно быть взаимопонимание между всеми её членами, но особенно между детьми, так как успешность социализации ребёнка зависит от эмоционального настроя семьи и взаимоотношений её членов.

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребёнка предметом подражания. Нелюбовь, неприязнь к ребёнку родителей и других значимых для него взрослых вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и агрессивные проявления. Не только отсутствие заботы и внимания со стороны близких, но и гиперопека, стремление оградить ребёнка от возможных негативных воздействий, могут наносить ущерб ребёнку. Он становится беспомощным, полностью зависимым от взрослых. Не включённость в круг интересов ребёнка, устранение от формирования его личности, разделяет взрослых и детей. С взрослением ребёнка эта отдалённость увеличивается, теряется эмоциональная связь с ним. Отсутствие желания познать, понять друг друга лежит в основе тех проблем, которые искажают отношения детей и родителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...