Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика Конституции.




Конституция США- один из самых прогрессивных документов своего времени. Она закрепляет создание США- федеративного государства, провозглашает принцип народного суверенитета, определяет федеральное право приоритетным по отношению к праву штатов, закрепляет демократические основы государственного устройства. Конституция отражает интересы социальных групп, представленных на Филадельфийском Конвенте- рабовладельцев, земельной аристократии и крупной буржуазии.

Говоря об источниках Конституции, стоит выделить работы философов XVII-XVIII веков, и конкретно Шарля Монтескье и его труд "О духе законов", в котором он излагает свои взгляды на разделение властей. Изложенные в нем идеи сделать установление и взимание налогов полномочием законодательного органа, который через финансирование исполнительного органа будет влиять на него, а исполнительному органу предоставить право вето на законы, принимаемые первым и сделать судебную власть независимой от обоих были включены в Конституцию. Но принцип разделения властей в США реализован так, что возможности ветвей власти влиять друг на друга сведены к минимуму: у Президента нет права распускать Конгресс, а органы исполнительной власти не несут никакой ответственности перед Конгрессом.

Отголосок теории общественного договора Джона Локка можно найти в преамбуле Конституции: народ принимает Конституцию в целях обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны и содействия общему благосостоянию.

Первым в истории документом закрепляющим федеративное устройство страны были Статьи Конфедерации, но центральная власть в них практически не играла никакой роли и это стало одной из причин принятия Конституции. Идеи, изложенные Мэдисоном, Джеем и Гамильтоном положили фундамент нового федеративного устройства. В ведение центральной власти предполагалось передать оборону, международную торговлю и прочие вопросы схожего масштаба. При этом подчеркивалось, что именно вопросы общегосударственного значения будут попадать в компетенцию центральных органов, а внутренние дела штатов останутся в их ведении.

Также к источникам Основного Закона США относятся конституции штатов, наибольшее влияние на федеральную Конституцию среди которых оказали Вирджинская и Пенсильванская, Декларация Независимости 1776 года, Мейфлауэрское соглашение 1620 года, предшествовавшие ей Статьи Конфедерации, многие положения Хабеус корпус акта и Билля о правах гарантирующие права личности. Есть версия, что определенное влияние на Конституцию оказал Великий закон мира- неписаный закон ирокезов, дарованный им полулегендарным вождем Гайаватой.

В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов (checks and balances). В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти — Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов.1мак

Несмотря на кажущуюся на первый взгляд простоту и логичность этого документа он изобилует неточностями и противоречиями. Присутствует масса общих выражений. Например, одним из ее положений утверждается следующее: "Соединенные штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления". О форме же правления самих США не упоминается. В принципе отсутствуют положения о конституционном контроле, исполнительном аппарате; парламентская процедура и процесс избрания высших должностных лиц характеризуются достаточно поверхностно. Но принимая во внимание тот факт, что Конституция США является первой конституцией в современном ее понимании в истории человеческой цивилизации, становится понятна причина такого количества недочетов. Конституция 1787 г. носила исторически ограниченныйхарактер, связанный с условиями ее времени, и реакционные черты, обусловленные интересами правящих кругов, в основном плантаторов-рабовладельцев южных штатов и крупных предпринимателей Севера. В соответствии с представлениями того времени конституция ограничива­лась регулированием отношений государственной власти и человека (но преимущественно в судебной сфере и в рамках некоторых личных прав индивида), а также установлением структуры и взаимоотношений выс­ших органов государства[6]. В Конституции подтверждалось рабство негров, их избирательные голоса получили их хозяева плантаторы, не имели избирательных прав женщины.

Содержащиеся в Конституции пробелы с годами восполняются очень незначительно. Одна из причин — повышенная «жесткость» Основного закона, сложная процедура его изменения. В результате в США наравне с писаным законом действует так называемая «живая» конституция, регулирующая отношения конституционного уровня и формируемая Конгрессом, Президентом страны, Верховным судом и включающая, в частности, и конвенционные нормы. Порядок, при котором поправки «дописываются» к основному тексту, не облегчает ее понимания, поскольку отмененный текст не устраняется[7]. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа — конгресса — либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов. Они подлежат ратификации (утверждению) законодатель­ными собраниями 3/4 штатов либо 3/4 конвента штатов, созванных по решению федерального конгресса[8]. Из- за такой сложной процедуры из 5000 предложенных до 80-ых годов поправок, всего лишь 27 были ратифицированы.

 

1.2 Постатейный анализ Конституции.

Конституция США —сравнительно краткий документ. В ней содер­жится приблизительно 7 тыс. слов. Она начинается с преамбулы, в которой говорится, что народ США принимает эту конституцию в целях создания более совершенного союза, утверждения правосудия и внутреннего спо­койствия, организации совместной обороны, содействия общему благо­состоянию и свободе. Из этого можно выделить пять основных целей Конституции:

· организация совершенного взаимодействия между штатами

· обеспечение справедливости и общественного порядка

· организация обороны

· защита прав и свобод человека

· способствование процветанию населения

Стоит отметить, что преамбула заключена всего в одном предложении. Однако в ней заключено исключительно важное положение о том, что Конституция принимается именно народом США. По мнению создателей, в нее уже включались основные права человека, и по этой причине в первоначальном варианте Конституции отсутствует отдельная глава о правах человека.

Статья I определяет организацию законодательной власти в США. Она представлена двухпалатным парламентом- Конгрессом США, состоящем из Палаты Представителей (нижняя палата) и Сената (верхняя палата) (р.1). Подробно регламентируется процедура выборов в парламент, требования к кандидатам, полномочия Конгресса и процесс законодательства. Палата Представителей состоит из членов, которые избираются раз в 2 года каждым штатом. Предъявлялись следующие требования: возраст старше 26 лет, гражданство США не менее 7 лет и проживание в штате, который избирает представителя. Членами палаты избирается Спикер. Ей принадлежит право импичмента (р.2). Сенат состоит из 2 сенаторов от каждого штата, избираемых их легислатурами на 6 лет. Он же занимался разбирательством дел по импичменту. Каждый сенатор имеет 1 голос. Кандидат в Сенат должен быть старше 30 лет, быть гражданином США не менее 9 лет и проживать в штате, который его избирает. Председателем Сената является вице- президент США, но он не имеет права голосовать кроме случая когда голоса сенаторов разделяются поровну (р.3). Конгресс должен собираться не реже одного раза в год (р.4). Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентария­ми, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избира­телями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нару­шение общественного порядка они могут быть арестованы и в этот пери­од. Депутаты пользуются индемнитетом, не несут ответственности за речи и голосование в парламенте. Члены обоих палат получали вознаграждение, но при этом не могли быть назначены на какую бы то ни было гражданскую должность (р.6). Каждый законопроект, принятый Палатой представителей, прежде чем станет законом, направляется Президенту Соединенных Штатов; если Президент одобряет законопроект, он подписывает его, если не одобряет, то возвращает со своими возражениями в ту из палат, от которой исходил законопроект, и эта палата заносит в свой журнал все возражения полностью и приступает к его пересмотру. Если после такого пересмотра две трети палаты одобрят законопроект, он направляется вместе с возражениями Президента в другую палату, в которой он будет рассмотрен повторно, и по принятии двумя третями палаты становится законом. Но во всех указанных случаях голосование в обеих палатах проводится поименно в форме ответа «да» либо «нет», и имена лиц, голосовавших за или против законопроекта, заносятся в журнал соответственно каждой палаты (р.7).1 конст В 8 разделе регламентируются полномочия Сената; 10 раздел устанавливает ограничения в деятельности штатов.

В 1913 году семнадцатой поправкой в данную статью были внесены следующие изменения: кворум устанавливался на уровне большинства от избранного числа членов палаты. Без него палата может принять решение только об объявлении перерыва или принятию мер по обеспечению кворума. Каждая палата теперь сама регламентировала свою работу. За 1/5 присутствующих было закреплено право требовать проведения любого голосования в поименном режиме.

Статья II гласит, о том что высшая исполнительная власть предоставляется Президенту США. Он избирается на 4 летний срок вместе с вице- президентом. Регламентируется процесс выборов, присяга, а также необходимые действия в случае отставки, смерти или отстранения Президента от должности. Президентом может стать только человек старше 35 лет, являющийся гражданином США не менее 14 лет. За свою деятельность он получает вознаграждение (р.1). Президент является главнокомандующим армией и флотом а также полицией, призванной на действительную службу в отдельных штатах. В его компетенции находится заключение договоров, при условии их одобрения 2/3 сенаторов, назначение всех должностных лиц Соединенных Штатов кроме тех, чье введение в должность предполагает иной порядок (р.2). Президент обязан по требованию Конгресса предоставлять ему информацию о положении дел в Союзе и дает рекомендации о принятии мер, которые, по его суждению, необходимы и целесообразны. Он также принимает послов и следит за исполнением законов (р.3). Президент или иные должностные лица могли быть отстранены от должностей по импичменту за государственную измену, взяточничество или иные преступления (р.4).

Статья III устанавливает принадлежность судебной власти Верховному Суду и такому количеству нижестоящих судов, которое Конгресс в состоянии установить и учредить. Поведение судей должно быть безупречным, им назначается вознаграждение. (р.1). Регламентируется перечень подсудных дел. Верховный Суд определяется как первоначальная юрисдикция по узкому перечню дел, по всем остальным он проходит как апелляционная инстанция. Разбирательство всех преступлений, кроме дел, связанных с импичментом, производится судом присяжных. Оно должно проходить в штате, где было совершено преступление. В случае совершения преступления за территориями какого бы то ни было штата, место отправления правосудия определяется Конгрессом (р.2). Дается определение государственной измене. Должны быть два свидетеля одного очевидного деяния (р.3).

Статья IV определяет взаимоотношения между штатами и федерацией. В каждом штате должны уважать и доверять официальным актам, документам и судебным и судебным материалам любого другого штата (р.1). Гражданам каждого штата предоставляются льготы и привилегии граждан в других штатах. В случае если преступник, совершивший преступление в юрисдикции какого- либо штата, скрывается от правосудия в другом, он подлежит выдаче в штат, где было совершено преступление. (р.2). Устанавливается возможность принятия в состав США новых штатов. Запрещается создание на территории юрисдикции уже существующих. Штаты могут объединиться в один при согласии их легислатур и одобрения Конгресса. Конгресс имеет право распоряжаться территорией США или иной их собственностью и устанавливать в отношении нее правила (р.3). Каждому штату в союзе гарантируется республиканская форма правления, обеспечение обороны в случае вторжения, и, при обращении легислатур, беспорядков, сопровождающихся насилием (р.4).

Статья V регламентирует процесс принятия поправок к Конституции. Они могут быть приняты Конгрессом при поддержке 2/3 голосов или Национальным конвентом, который созывается Конгрессом по требованию 2/3 легислатур. Для вступления поправки в силу, после принятия ее соответствующим органом, ее должны ратифицировать 3/4 штатов. Ни один из штатов без его согласия не может быть лишен права голоса в Сенате.

Статья VI устанавливает приоритет федерального законодательства над законодательством штатов. В случае конфликта вышеупомянутых, штаты обязаны применять федеральные акты. Закреплялась обязанность всех государственных служащих, членов Конгресса и легислатур штатов и судей приносить клятву или заявлять о поддержке Конституции. Устанавливалось, что наличие или отсутствие каких- либо религиозных учреждений не может быть требованием для занятия какой бы то ни было государственной должности. Статья также подтверждала сохранение силы всех долгов и обязательств, существовавших в период действия Статей Конфедерации.

Статья VII устанавливала вступление Конституции в силу после ее ратификации специальными конвентами 9 штатов.

Билль о правах.

Изначально в Конституции США отсутствовала статья, закрепляющая основные права человека и гражданина. Как считали создатели документа, они закреплялись в преамбуле. Тем не менее, отсутствие такого важного элемента в Конституции повлекло за собой развитие острых политических разногласий в молодом государстве. Кроме того, федералисты никогда бы не добились ратификации в нескольких важных штатах, если бы не пообещали внести в Конституцию Билль о правах. Большинство американцев считали ее незавершенной из-за отсутствия этой части.

Д. Мэдисон стал инициатором внесения поправок в Конституцию. Им было предложено 15 поправок на рассмотрение Конгресса. Последний одобрил 12 из них. Теперь они подлежали ратификации легислатурами штатов, в соответствии с процедурой внесения поправок, прописанной в V статье Конституции. К 15 сентября 1791 года 10 из 12 поправок были одобрены нужными 3/4 штатов и они вступили в силу, войдя в историю как "Билль о правах". Первая отклоненная поправка предполагала изменение представительства в Конгрессе от не более одного представителя от 30000 человек до 50000. Вторая должна была запретить Конгрессу изменять заработную плату его членов до того, как состоится избрание представителей. Но она будет ратифицирована спустя два века и будет известна как 27 поправка.

Согласно принятому Биллю о правах на территории США объявлялась свобода вероисповедания, слова, печати, собраний. Каждый гражданин теперь имел право на подачу петиций, хранение и ношение оружия, на справедливое судебное разбирательство, на суд присяжных и право не свидетельствовать против себя. Были запрещены произвольные обыски и аресты, размещение солдат в частных домах без согласия владельца, чрезмерные налоги и штрафы. Кроме того, полномочия, не относящиеся по Конституции к ведению США, сохранялись за штатами и гражданами, т.е. штаты или народ сохраняют за собой все полномочия, не предоставленные правительству. Эта поправка была внесена с целью убедить граждан, что национальное правительство не поглотит штаты. Также раскрывалось, что перечисленные права не умаляют других прав народа, так как были опасения, что неупомянутые в Билле права будут поняты как лишенные защиты.

Заключение.

Подводя итог своей курсовой работы, хотел бы отметить, что США- исключительно храбрая и своенравная страна. Сознание американского народа формировалось на основе свободомыслия. Когда англичане предприняли попытку ограничить американские колонии в их правах и сделать их более зависимыми от метрополии, колонисты встали к ружью, дабы отстоять сложившийся уклад их жизни. 4 июля стало днем рождения принципиально нового государства- государства, где свобода каждого понималась как естественное состояние.

На мой взгляд, становление конституционализма в США – это становление верховенства конституции не только в государстве, но в народе, осознание верховенства конституции; наличие механизмов реализации конституционных положений; становление не формы конституции, а ее содержания. Вот почему большинство законов в США действуют. Ведь Конституция в США не только устанавливает правовой порядок в стране, но и способствует идеологическому закреплению верховенства закона в умах граждан. И, на мой взгляд, она вполне справляется поставленной целью. Ведь не тот ли факт, что Конституция принятая в 1787 году действует до сих пор, характеризует ее как действительно справедливый и уважаемый закон? Хотя она в первоначальном варианте и имела множество недостатков, она стала идеалом для демократических сил того времени, легла в основу множества латиноамериканских конституций. Заложенные в ней принципы разделения властей и системы сдержек и противовесов актуальны до сих пор. Именно они легли в основу демократического строя.

Список использованной литературы.

1. Аптекер Г.А., Американская революция 1763 - 1783, М.: 1996

2. Аптекер Г.А. История американского народа: колониальная эра., М.: 1997

3. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: Проспект, 2006.

4. Всемирная история в 10 томах, гл.р. Е.М.Жуков, М.: 2000

5. Ефимов А. В. Очерки истории США. М., 1955.

6. Заславский Д. О. Очерки истории Северо-Американских Соединенных Штатов (XVII и XVIII вв.). М., 1931.

7. Козенко В. Д., Севостьянов Г. Я. История США. Самара, 1994.

8. Конституции зарубежных государств: учебное пособие/Сост. проф. Маклаков В. В. – М.:2000.

9. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв / под редакцией Галанзы П.Н., М.: 1999

10. Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций. – М.: Ось-89, 2005.

11. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М; Норма 1998.

12. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2006.

13. Согрин В.В. Идейные течения американской революции XVII в, М.: 2001

14. Скоков А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Изд-во ДЮИ, 2005.

15. Фурсенко А.А., Американская революция и образование США, М.: 1992

16. Фурсенко А.А., Американская буржуазная революция XVIII вв, М..: 1995

17. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник.- М; Юристъ, 2005.

 


[1] Аптекер Г.А., Американская революция 1763 - 1783, М.: 1996, с. 133

 

2 Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М; Норма 1998. с. 14

 

[3] Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М; Норма 1998. с. 18

 

[4] Конституции зарубежных государств: учебное пособие/Сост. проф. Маклаков В. В. – М.:2000.

 

[5] Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М; Норма 1998. с.20

 

[6] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник.- М; Юристъ, 2005. с. 323

 

[7] Конституции зарубежных государств: учебное пособие/Сост. проф. Маклаков В. В. – М.:2000.

 

[8] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник.- М; Юристъ, 2005. с. 324

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...