В целях профилактики суицида среди подростков можно использовать тематические родительские собрания в школах.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Цели и задачи мероприятия: · Формировать у подростков нравственные ценности здоровья, здорового образа жизни. · Ликвидировать безграмотность подростков и родителей в вопросах сохранения здоровья. · Пропагандировать среди подростков и родителей нравственные устои семьи, общества. · Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. · Инициировать у подростков поиск возможностей адекватной реакции на асоциальные явления в семье, обществе. Ход родительского собрания: 1) Вступительное слово ведущего (учителя). 2) Выступление врача-психиатра. 3) Информация к размышлению – медстатист. 4) Выступление социального педагога. 5) Заключительное слово ведущего. Ведущий. Уважаемые гости! Уважаемые юноши и девушки, сегодня мы собрались в этом зале, для того, чтобы обсудить очень важную тему, это суицид среди подростков. На этот серьёзный разговор мы пригласили специалистов: это врач-психиатор, медстатист, социальный педагог, а помогать вести этот трудный разговор будут учащиеся 11 класса и я – Бикиева З.А. – классный руководитель 11 класса – ведущая. Врач-психиатор. Мы взрослые особо заботливо должны относиться к весенней поре человечества, которая называется детством. Именно в этой поре мы закладываем фундамент мировоззрения, характер, жизненные устремления. Проблема детей и подростков не только в общении друг с другом, но и в общении с окружающей их жизнью. Исследования учёных доказывают, что существует зависимость между частотой самоубийств и такими факторами, как степень индустриализации, нарушение жизненных стереотипов, ослабление роли традиционных социальных институтов, регламентирующих взаимоотношения между поколениями и отдельными лицами.
Статистика нашей республики обращает внимание на то, что идёт рост суицида среди молодёжи. В сравнении с 2000 годом процент суицидов среди уч-ся школ, учреждений начального среднего профессионального образования, ВУЗов увеличился с 22 до 38,3%. Одной из социальных причин суицида у детей - это школьная дезадаптация. Речь идёт о стойкой неуспеваемости и нарушения поведения вследствие несоответствия психологических и физиологических возможностей значительной части детей требованиям школьного обучения. Причинами являются нарушения психического развития, наличие соматической патологии социально-педагогическая запущенность и другие факторы. Сегодня я здесь не один присутствует мой коллега – мед.статист. Я передаю ему слово. Дается информация к размышлению 1. По данным РФ за последние 10 лет число самоубийств увеличилось в 1,8 раз. 2. 20% суицидных попыток совершают дети и подростки. 3. В РБ за 6 месяцев 2001 года зарегистрировано 249 самоубийств среди несовершеннолетних. 4. 18,5% самоубийств приходится на детей в возрасте 10-14 лет. 5. 36% суицидальных попыток отмечается у девушек 15-17 лет. Социальный педагог: Семейные обстоятельства. Каковы они у нас? у вас? Обстоятельства разные, непростые. Статистика наших дней неумолимо доказывает количество распада семей, рост алкоголизма, наркомании среди родителей и детей. Всё чаще волнует нас взрослых проблема сиротства не столько физического сколько духовного. При живых родителях, порой при полном, даже избыточном материальном благополучии человек остаётся сиротой, одиноким, беспомощным! Беда для юной души, если нет душевной теплоты, домашнего очага, А ещё страшней жить под семейной крышей и не ощущать внутренней близости самых родных, незаменимых, единственных на свете людей: матери и отца. К сожалению, в последние годы наше общество отмечает, что наступает кризис семьи. Воспитательный потенциал семьи снизился. Например, в нашей школе обучается 740 учащихся, из них 240 учащихся воспитываются в неполных семьях, что отрицательно сказывается на формировании нравственных качеств личности. Социальный состав суицидов в РБ представлен следующим образом: каждый третий суицидент воспитывался в неполной семье (в подавляющем большинстве с матерью). До 50% их были из неблагополучных семей (алкоголизм, криминальное прошлое родителей). В последнее время отмечается рост суицидентов, в которых не работают один либо оба родителя.
Информация к размышлению. 1. Наиболее частой причиной попытки самоубийств - семейные конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55 до 46%. 2. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь) этот показатель вырос в 1,5 раза и составил 24,1%. 3. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%. 4. Настораживает тот факт, что 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств. Ведущий. Как бы не жил человек, чтобы он не делал, взрослым надо всегда помнить, что на его жизнь смотрят глаза ребёнка, человек продолжающий нас. Совесть или её отсутствие, это мерило нравственности. Речь идёт о душе или бездушие – важна нравственная цель семьи. В нашем обществе есть статистика образования семьи, её разводов, но можно ли подсчитать распад человеческих отношений, число опустошенных детских душ при разводах? А ведь внутреннее отчуждение и эгоизм опасней формального разрыва. У нас в России и в нашей Республике число распавшихся семей, значительно превышает число образовавшихся семей. В последние годы стало модным образовывать гражданские браки, а это означает что никто из двоих не будут нести ответственность за ребёнка. Продолжает социальный педагог: Отчуждение родителей от детей, собственный эгоизм, культ материальных ценностей – вот причина гибели души ребёнка! Можно ли добиться счастья, думая только о себе? Нет! Отвечаем мы, у кого есть дети! За всё надо платить. За свой эгоизм, бездушие, за жестокость, за все свои поступки человек получит расплату. Каким он станет, никто не знает. Может, отвернётся собственный сын, скажет, нет у меня родителей, может, когда вам сиро да одиноко на свете станет, поступит так же как вы с ним….
Врач. В завершении нашего серьёзного разговора мне хочется обобщить то, о чём мы сегодня говорили с точки зрения медицины. Во-первых проблема суицида среди детей и подростков является одной из актуальных социальных проблем, но нельзя не отметить, что в основе совершения таких поступков лежат пограничные нарушения психического здоровья. Отсюда следует, что нам взрослым, врачам, педагогам необходимо особо обратить внимание на проблему ликвидации безграмотности родителей в вопросах охраны здоровья детей, и пропагандировать здоровый образ жизни взрослых и детей, основанные на нравственно-этических нормах поведения в семье и обществе. Необходимо искоренить стрессовую педагогическую тактику родителей, учителей! И конечно, пересмотреть вопрос школьного врачебного контроля над здоровьем подростков! Действительно, когда человек рождается, он уже имеет в себе святые слова отец и мать! И если гроза нашей жизни отрывает лист от дерева, т.е. от родителей, то листик погибает! А если погибнут много листиков на растении, то оно гибнет само! Давайте же поливать будем растение добром, чуткостью, вниманием, порядочностью. Тогда всё у вас будет хорошо! Спасибо. До встречи! [15]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Некогда проблема суицида, считавшаяся таинственной и непонятной, почти не принималась во внимание публикой и не исследовалась профессионалами. Теперь о суициде много говорят и пишут. За прошедшие два десятилетия, в частности, исследователи многое узнали об этой поразительной проблеме.[3] Некоторые ученые особое внимание уделяют подростковому суициду, считая ее наиболее важной среди остальных возрастных групп. Потому что детский суицид бывает, но довольно редко. Суицид среди пожилых людей бывает и уровень его, к сожалению, выше чем во всех остальных возрастных группах. Так как люди в этом возрасте часто болеют, иногда уже неизлечимо больны и все это сопровождается невыносимыми физическими болями, желание жить у них пропадает, и они решительно хотят уйти из жизни. Пожилые люди кончают жизнь самоубийством в основном по этим причинам. Но суицид среди подростков вызван, как правило, целым букетом причин. И исследователей он волнует больше, так как молодые люди и девушки уходят из жизни еще в довольно юном возрасте. Многим не ясно, что же может толкнуть подростка на столь отчаянный шаг в таком цветущем возрасте, в то время когда он начинает только жить, узнавать много нового, тогда когда ему интересно знать все. [9]
В отличие от большинства других проблем самоубийство среди подростков более детально исследовалось. Теоретики в области социологии и культуры, например, подчеркивали важное значение социальных перемен и стресса, национальной и религиозной аффилиации, школьным проблемам, гендера, агрессии среди подростков. А вот психологических и биологических исследований по этой теме пока было сравнительно мало. Несмотря на то, что социокультурные факторы проливают свет на общую почву и стимулы суицида, они, как правило, не дают нам возможности предсказать попытку самоубийства. Когда все сказано и сделано, клиницисты по-прежнему не могут полностью понять, почему одни подростки в одинаковых обстоятельствах убивают себя, а другие — нет. Если клиницисты хотят правильно объяснить и понять суицид, то к социокультурным инсайдам необходимо добавить психологические и биологические. Лечение суицида также ставит перед терапевтами несколько трудных задач. Ученым еще предстоит разработать успешные методы терапии для подростков с суицидными наклонностями. Клиницисты разрабатывают программы по предупреждению суицида, но еще не ясно, как такие программы могут в действительности снизить общие факторы риска или уровень самоубийств среди подростков. В то же время, постоянно возрастающее количество исследований по суициду даст надежду на решение этих проблем. Возможно, важнее всего то, что клиницисты теперь подключают все общество к решению данных вопросов. Они призывают к распространению знаний о самоубийстве, и эти программы предназначены как для молодых, так и для старых. Разумно предположить, что такой климат приведет к более полному пониманию суицида и вмешательства клиницистов и консультантов будут более успешными. Такие цели важны для всех. Несмотря на то, что сам по себе суицид, как правило, — акт одинокого и отчаявшегося человека, такой поступок в действительности оказывает очень сильное влияние на общество и особенно на впечатлительную подростковую психику. Поэтому здесь очень важно использование различных технологий работы с подростками-девиантами.
Список использованной литературы: 1. Демографическая ситуация в Архангельской области: материалы областной научно-практической конференции «Демографические процессы, происходящие в Архангельской области: проблемы и перспективы», 25 апреля 2002года/ Отв. ред. Н.Е. Галеева. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2003. 2. Душа самоубийцы, Э.С. Шнейдман, Эдвин С., М. 2001г., изд. «Смысл». 3. Международная академия наук, экологии и безопасности жизнедеятельности., Говорин Н.В., Вахнин Н.Г., Домошонкин М.Ю., изд. «Вестник» 1999г. 4. Основы суицидологи, В.С. Ефремов, СПб. 2004г., изд. «Диалект». 5. Патопсихология поведения, нарушения и патология психики, Рональд Комер, СПб, 2002г., изд. «Издательский дом Нева», 3-е международное издание. 6. Психологическая помощь в кризисных ситуациях, В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович, СПб. 2004г., изд. «Речь». 7. Самоубийства, российская социологическая энциклопедия, Гилинский Я. И., под ред. Г. В. Осипова, М. 1999г. изд., Норма-ИНФРА. 8. Суицид, как проблема общества, Е.В. Григорьев, Спб.1999, изд. «Астрель». 9. Суицидология прошлое и настоящее: Проблема самоубийств в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – М., «Когито-Центр», 2001г. 10. Технология социальной работы, М.:изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. В.И. Жуков. 11. Характеристика и профилактика суицидального поведения в Архангельской области, Санников А. П., Варакина Ж. Л., СГМУ Ин-т общ-го здоровья и здравоохр. и соц. работы, Арх. Б. И. 2002г.
12. Черносвитов Е.В. Социальная медицина, М.: 2001г. – 265с. Изд. Владос. 13. www.suisid.ru 14. www.teenegers problems.ru 15. www.help.ru Приложение Данная анкета является анонимной, поэтому просим Вас отвечать на вопросы максимально честно, для получения наиболее достоверных результатов. В закрытых вопросах обведите букву, под которой стоит выбранное вами утверждение. 1. Укажите Ваш пол __________________. 2. Ваш возраст _______________________. 3. Ваше отношение к самоубийству? А) Отрицательное, есть другие способы решения проблем. Б) Все равно, кто как хочет, так и решает свои проблемы. В) Нормальное, почему бы и нет, если человек не хочет жить. 4. Возникали ли лично у Вас мысли о самоубийстве? А) Да, я часто думаю об этом. Б) Да, однажды думал (а) об этом. В) Только о суициде как таковом, не применительно ко мне. Г) Нет, не думал (а). 5. Было ли у Вас когда-нибудь желание покончить жизнь самоубийством? А) Да; Б) Нет; В) Был момент, когда не очень хотелось жить. 6. Была ли у Вас попытка самоубийства – парасуицид? (парасуицид – неудачная попытка убить себя) А) Да, было один раз. Б) Да, не один раз. В) Нет, никогда. 7. Какова главная причина (причины) попытки самоубийства, либо мысли об этом, либо желание это сделать? _____________________________________________________ _____________________________________________________
8. Были ли у Ваших друзей или знакомых удачные или неудачные попытки самоубийства? А) Да, один такой человек есть. Б) Да, их даже несколько. В) Нет. 9. Как вы думаете, стоит ли оставлять предсмертную записку? А) Да. Б) Нет. В) Не думал (а) об этом. 10. Какие на Ваш взгляд могут быть причины попытки самоубийства среди ваших сверстников? _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________.
Благодарим, Вас за участие в анкетировании.
Если у Вас есть реальные суицидальные намерения или какие-то проблемы психологического плана, проблемы с одноклассниками, друзьями, родителями, вы всегда можете позвонить на телефон доверия: 21-10-32. рассказать о своей проблеме, поделиться переживаниями. Вас всегда поддержат и выслушают. Часы работы с 16:00 до 21:00, кроме выходных дней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|