Общая характеристика внутриполитического курса.
1.1. Просвещенный абсолютизм - одна из форм государственной политики некоторых стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате изменений, происходивших как в экономической и социальной сферах (например, укрепляются позиции новых общественных сил - буржуазии, интеллигенции), так и в духовной жизни общества. Просвещенный абсолютизм складывался под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывающих естественные права человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители не были революционерами, они полагали, что просвещенные монархи, проводя реформы, утверждая разумные законы и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал общего блага, т.е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов. Эти идеи получили широкое распространение в Европе и оказывали непосредственное влияние на политику государств, не являвшихся лидерами в социально-экономическом развитии, где противоборство дворянства и новых социальных сил не достигло большой остроты, а у власти оставался значительный запас прочности для маневрирования. 1.2. Основные факторы политики просвещенного абсолютизма в России. 1.2.1. Факторы проведения политики модернизации. В России политика просвещенного абсолютизма была вызвана к жизни: - Стремлением верховной власти продолжать модернизацию страны,которая была невозможна без развития промышленности и торговли. - Осознанием руководством страны необходимости привести существующие систему управления и уровень культурного развития в соответствие с духом времени, социально-экономическими процессами и тем самым укрепить абсолютистское государство.
- Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов. - Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений. - Представлениями Екатерины 11 о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие. 1.2.2. На пути модернизации страны, при этом, стояли некоторые препятствия. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное сам характер самодержавия, полновластие монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приводили к тому, что политика просвещенного абсолютизма носила крайне противоречивый характер: просвещение и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов.
1.2.3. Решающую роль играла личность великой императрицы, оказывавшая огромное влияние на проведение политики просвещенного абсолютизма в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили характер, в котором отражались личные качества императарицы, а также стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.
Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи. Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. Как заметил один исследователь, если Петр из русских делал немцев, то она - немка, из русских делала русских. Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на крещеную собственность и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что казанская помещица победила в ней философа в юбке. Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Ее многочисленные фавориты, хотя и оказывали влияние на решение частных вопросов, никогда, в отличие от предшествующих правлений, не были всесильны. 1.3. Задачи политики просвещенного абсолютизма в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему: 1.3.1. Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов. 1.3.2. Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества. 1.3.3. Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.
1.3.4. Создание условий для экономического развития страны, принятие законов способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма). 1.3.5. Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране.как обязательное условие модернизации и просвещещния. 1.3.6. Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения. 1.4. Сущность политики просвещенного абсолютизма, таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и обновление абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|