Россия и революционная Франция
4.1. Политика Екатерины II. Французская революция 1789 г. потрясла монархическую Европу. Екатерина II, понимая опасность революционных идей, угрожавших основам самодержавно-крепостнического строя, предприняла ряд мер, направленных на ее удушение. Противникам революции оказывалась помощь деньгами и оружием. А после казни в январе 1793 г. короля Людовика ХVI Россия разорвала с Францией дипломатические отношения и заключила союз с Англией, Пруссией и Австрией для совместных военных действий. Прямому участию русских войск в интервенции помешали вначале события в Польше, а затем - смерть Екатерины II. 4.2. Павел I, оказавшись на троне, под предлогом истощения сил России отказался отправить уже подготовленный экспедиционный корпус во Францию. Но в 1797 г. после захвата Наполеоном о. Мальта, находившегося под покровительством русского императора, русско-французских отношения вновь резко ухудшились. По приказу Павла эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова овладела Ионическими островами, а сухопутные войска во главе с А.В. Суворовым, благодаря победам 1799 г. при Адде, Требии и Нови, очистили от французов Северную Италию. Однако вскоре по настоянию Австрии, Суворов был вынужден перебросить свою армию в Швейцарию, совершив при этом беспримерный переход через Альпы. Здесь войска Суворова, не поддержанные союзниками, с трудом вышли из окружения, а корпус Римского-Корсакова был разбит под Цюрихом. Эгоистическое поведение союзников привело Павла к разрыву отношений с Австрией и Англией и сближению с Францией. В итоге он пошел на соглашение с Наполеоном о совместных действиях против Англии, но переворот 1801 г. сорвал эти планы. ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
5.2. Началось вхождение Закавказья в Россию. 5.3. К России были присоединены Белоруссия, Литва, Правобережная Украина, часть Прибалтики, что благотворно сказалось как на развитии самой России, так и на положении украинского и белорусского народов. 5.4. Россия активно включилась в борьбу с французской революцией, а затем и против экспансии Франции в Европе. 5.5. Выросли роль и влияние России в мировой политике. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каковы основные направления и задачи внешней политики России во 2-ой пол. ХУ111 в? В чем заключалась преемственность и что появилось нового во внешнеполитическом курсе страны?
ЛИТЕРАТУРА
Буганов В.И. Полководцы ХУ111 в. М., 1991. ХУ111 век: славянские и балканские народы и Россия. М. 1998. Восточный вопрос во внешней политике России: кон. XVIII - нач. XX вв. / Под ред. Н.С. Киняпиной. М., 1977. Восточный вопрос // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994. Джеджула К.Е. Россия и Великая французская буржуазная революция. Киев, 1972. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. М., 1994. История России с древнейших времен до 1861 г. (под ред. Н.И. Павленко) М., 1996. Окунь С.Б. История СССР: Лекции. Ч. 1. Л., 1974. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России, СССР за 1000 лет в именах, фактах, датах: Справочник. М., 1992. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991. Российская дипломатия в портретах / Под ред. А.В. Игнатьева. М., 1992. Черкасов П.П. Двуглавый орел и королевские лилии. Становление русско-французских отношений в ХУ111 в. 1700-1775. М. 1995.
Тема 28. Русская культура 60-90-х гг. ХVIII века. Общая характеристика. Социально-исторические условия. 1.1.1. Развитиекультуры Екатерининской эпохи проходило под влиянием идей Просвещения (подробнее см. тему 23 Внутренняя политика 60-90-х гг. Просвещенный абсолютизм.). В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, к проблемам предназначения человека, его естественных прав и его внесословной ценности. Это способствовало бурному развитию общественно-политической мысли и росту ее влияния на все социокультурные процессы. 1.1.2. Рост международного авторитета России, активная внешняя политика способствовали укреплению культурных связей России с Западной Европой. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную. 2.1 Идеи Просвещения в России. Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.
2.1.1. Наиболее широко было распространеныидеи умеренного Просвещения, сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал Пчела, инициировавшая создание в 1766 г. Вольного экономического общества. Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И.И. Бецкой (Бецкий), а также А.П. Сумароков и др. Представители этого направления ставили на первое место просвещение дворянства и народа, как необходимое условия подготовки введения просвещенным монархом свобод. 2.1.2. Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Н.И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах Трутень и Живописец Новиков высмеивал не абстрактные пороки человека, а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф Трутня: Они работают, а вы их труд ядите. В 1792 г. Новиков за связи с прусским масонами был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 г. К этому направлению историки относят Я.П. Козельского, а также Г.Коробьина, А.Маслова, И.Жеребцова, И.Чупрова, А.Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковым Екатерину. 2.2. За рамки идей Просвещения вышел А.Н. Радищев, не веривший в то, что даже просвещенный монарх добровольно отдаст хотя бы часть своей власти. В его произведениях Путешествие из Петербурга в Москву (1790), Беседа о том, что есть сын Отечества, Вольность и др. впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества прозвучал призыв к их насильственному ниспровержению. Радищев за свои идеи был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Позже, под воздействием известий о революционном терроре во Франции он отказавшись от идеи насилия, а в 1802 г. покончил с собой.
2.3. С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину II М.М. Щербатов (Путешествие в землю Офирскую и др.),считавший, что отмена крепостного праваприведет к экономической разрухе и падению российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии. По его мнению, самовластная императрица ущемляет права дворянства, выдавая дворянские титулы представителям низших сословий. 2.4. На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И.В. Лопухин и Н.И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску. ОБРАЗОВАНИЕ 3.1. Государственная политика в области образования. В Екатерининскую эпоху тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II, стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать новой породы людей. В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования. 3.2. Книжное дело. Важную роль в распространении грамотности и развитии образования сыграла книгоиздательская деятельность, заметно расширившаяся во второй половине столетия. Книжное дело перестало быть привилегией государства. Большую роль в его развитии сыграл русский просветитель Н.И. Новиков. В его типографиях издавались книги по всем отраслям знаний, в том числе и учебники. Важным событием стало издание в 1757 г. Российской грамматики М.В. Ломоносова, заменившей устаревшую Грамматику М. Смотрицкого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|