Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тиснение. Лыко- и лозоплетение




Тиснение

Тисненые солонки

Тиснение являлось распространенным способом декорирования изделий из бересты: туесов (лянэс, сарба), солонок, кузовов (куды), табакерок (тамак возён) и др. Берестяные изделия были легкими и прочными. Тисненый узор наносили металлическими или деревянными штампами. Берестяные изделия украшали и резным орнаментом, нанося ножом нарезки или прорезные узоры, а также наклеивая полоски с зубчатыми краями. Тиснение и резьбу иногда сочетали с росписью, заимствованной от русских [1].

Лыко- и лозоплетение

Плетенка для ложек

Широко бытовавшим промыслом в крае, особенно среди удмуртского населения, было плетение из древесного материала. В начале XX века по производству мочала, рогож, кулей, лаптей Удмуртия занимала одно из ведущих мест в Европейской России [11].

Изящное изобретательство удмуртов ярко проявилось в их плетеных изделиях. Доступность и достаточное количество материала, простота его приготовления к работе и несложность самого плетения делали это занятие привлекательным для многих. В каждом хозяйстве было множество предметов различного назначения, сплетенных из липового лыка, ивовых прутьев, бересты, сосновой щепы, еловых корней, которые органично вписывались в пространственно-предметный ансамбль усадьбы и интерьер избы. В любом дворе имелись плетеные экипажные кузова и короба для перевозки овощей, земли, большие корзины с крышкой для хранения пуха и шерсти, несколько корзин ведерного объема для сбора грибов, калины, рябины и хранения их запасов. Небольшие легкие корзинки из тонких прутьев или щепы мастерили для сбора сладких даров природы — малины, земляники, клубники и др. В деревнях были известные мастера этих изделий [1].
Крестьяне занимались плетением шляп, навозных коробов, а также корзин из тальника для бутылей по заказу химического завода [14]. Самобытны больших размеров, четырехугольной формы корзины, плетенные из сосновой щепы, предназначенные для хранении белья. Материал, по-видимому, выбран далеко не случайно. В народе сосновые щепки используются как средство для отпугивания моли.

Престижным для каждого мужчины были умение плести добротные, красивые лапти, Следует заметить, что в начале XX века по количеству и качеству производства лаптей, мочала, рогож, кулей удмуртский край занимал одно из ведущих мест в Европейской России. Ведь основным видом обуви для крестьянского населения России были лапти. В Удмуртии плелось до 13 разновидностей лаптей. По форме, технике изготовления отличались лапти русские, удмуртские, татарские, марийские, чувашские. На базарах, торжках, ярмарках лапти были «ходовым товаром», то есть активно раскупались. Выделялись целые деревни, изготовлявшие лапти для продажи, их крестьяне в шутку называли «лапотными заводами» [11]. Лапти умел плести практически каждый подросток, тогда как сапожки и полусапожки получались далеко не у каждого взрослого мужчины. Умельцы плели также разную бытовую утварь: солонки, ложкарницы, блюда, посудницы, заплечные сумки-пестери, коврики на пол, сундуки для хранения холстов. В домах встречались кресла и диваны. Плели и детские игрушки — погремушки, мячики, гармошки и пр. [1].

1. Владыкин В. Е. Декоративно-прикладное искусство / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов: учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ижевск, 1997. - С. 155-168.

2. ↑ Перейти обратно: 2, 0 2, 1 2, 2 Крюкова Т. А. Вышивка / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск; Л., 1973. - С. 21-61.

3. ↑ Перейти обратно: 3, 0 3, 1 3, 2 Лебедева С. Х. Удмурт калык пужыятон = Удмуртская народная вышивка = Udmurt Folk Embroidery / С. Х. Лебедева. - Ижевск, 2009. - С. 9.

4. ↑ Молчанова Л. А. Орнамент удмуртской традиционной одежды: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Л. А. Молчанова. - Ижевск, 1999. - С. 9.

5. ↑ Крюкова Т. А. Узорное вязание / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск; Л., 1973. - С. 89-91.

6. ↑ Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. - Ижевск, 1979. - С. 5-35.

7. ↑ Виноградов С. Н. Терминология удмуртских народных узоров / С. Н. Виноградов // Проблемы изучения народного искусства. - Л., 1972. - С. 12.

8. ↑ Традиционное ткачество Удмуртии [Электронный ресурс]. - Ижевск: ГУК " Нац. центр декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмурт. Респ. ", 2012

9. ↑ Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. - Ижевск, 1979. - 142 с.

10. ↑ Перейти обратно: 10, 0 10, 1 10, 2 10, 3 10, 4 Крюкова Т. А. Художественная обработка дерева / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск; Л., 1973. - С. 93-115.

11. ↑ Перейти обратно: 11, 0 11, 1 11, 2 11, 3 11, 4 11, 5 11, 6 Лигенко Н. П. К характеристике традиционных крестьянских промыслов в Удмуртии в пореформенный период / Н. П. Лигенко // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. - Ижевск, 1980. - С. 73-82.

12. ↑ Перейти обратно: 12, 0 12, 1 ГАКО, ф. 574, оп. 1, д. 236, л. 243.

13. ↑ Перейти обратно: 13, 0 13, 1 Материалы по описанию... вып. V, с. 24, 27.

14. ↑ Материалы по описанию... - Вятка, 1892. - Вып. IV. - С. 187

 

https: //vorshud. unatlib. ru/index. php/Декоративно-прикладное_искусство_удмуртов

                    

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...