Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Декоративно-прикладное искусство удмуртов




Декоративно-прикладное искусство удмуртов

 

Вышивка

К одному из древних видов народного искусства относится вышивка. Фрагменты вышитых тканей обнаружены археологами в материалах могильника IX—XII вв. Еще в XIX в. вышивка оставалась распространенным способом орнаментации одежды: ею украшали платки, шапочки, декоративные полотенца, ритуальные пояса (зар), рубахи. Но наиболее колоритна удмуртская традиционная вышивка на рукавах белых женских рубах и съемных нагрудниках (кабачи) [1].

Материалом для изготовления вышитой одежды удмуртов была домотканина, льняной холст, гладкий, без узора. В разные периоды для вышивания по холсту удмуртки употребляли различные материалы: шерсть, гарус, шелк, бумагу, серебряные и позолоченные мишурные нитки [2].

Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних - тюркоязычных народов - башкир, татар.

Растительные красители для домашнего окрашивания ниток являются аналогичными для всех народов Поволжья и Приуралья. Так, для основного красного цвета повсеместно употребляли марену или подмаренник. Для синей краски использовали кузнечную окалину железа. Черный цвет получался от прибавления в железный окал ольховой коры.

Нарукавная вышивка

Что касается способов окрашивания, то основным приемом являлось квашение ниток в растворе краски с добавлением квасцов или просто кваса. Чаще нитки квасились, сушились, а затем кипятились отдельно, уже в одном растворе краски. Применяли также метод двойного окрашивания.


Прекрасные художественные образцы старинной удмуртской вышивки на различных предметах женской одежды убедительно доказывают, какого мастерства достигли в их орнаментации вышивальщицы. Орнаментация выполнялась ими без всяких вспомогательных средств. Узор наносился непосредственно на холст, без всякой канвы или рисунка, по счету ниток. Пяльцев у удмуртов, как и у других народов Поволжья, не было. Единственным техническим приспособлением являлась швейка, к которой прикреплялась вышиваемая ткань. Иногда вместо швейки использовали нижнюю часть прялки, сняв верхнюю — съемную. При нанесении на ткань узора с помощью различного рода ниток — шелковых, позументных, шерстяных, гарусных, бумажных и т. п. — мастерица применяла различные приемы, оперируя значительным количеством швов. Это — счетная гладь, набор, роспись, шитье «в прикреп», «по выдергу» и, наконец, даже крестик и тамбур. Основной техникой шитья являлась счетная гладь. У удмуртов употреблялась так называемая «прямая счетная» гладь без предварительного обведения контуров. Шов этот обычно был двусторонним, применялся при вышивании нагрудников «кабачи» и рукавов. Реже использовали при орнаментации «косую стежку», гладевой шов с четким обведением контуров «росписью».

Шов «набор» чаще употреблялся на головных полотенцах в сочетании с узорным тканьем. Эта техника вышивки имитировала браную технику тканья по принципу пропускания нити через известное количество ниток основы. Узор нередко был двусторонним, с обратной стороны получалось негативное отображение лицевого узора. Шитье «по выдергу» не характерно для народов Поволжья, но в некоторых районах проживания удмуртов оно широко применялось. Этой техникой вышивалась верхняя одежда удмуртов «шортдэрем». В некоторых южных районах проживания удмуртов совместно с татарами на вышивках их головных полотенец и платков появляется тамбурный шов. Это явное заимствование осознается вышивальщицами и имеет отражение в терминологии. Вышивка называется «бигер пужы», т. е. татарский узор, а само полотенце называется «чалма» вместо «йыр кышет», т. е. головное полотенце.

Терминология, связанная с искусством вышивки у удмуртов, весьма разнообразна. Имеются термины для обозначения техники шитья: «зу» — косая стежка, «чертэт» — роспись, «вандэт» — шитье по выдергу, «бичам» — гладевой шов и т. п. Многие названия относятся к локализации вышивки, например, «гадь пужы» — нагрудный узор, «сирес пужы» — вышивка ворота, «созы» — полоса на подоле и т. п. Большая группа терминов связана с мотивами вышивки, с обозначением всего узора или отдельных его элементов [2].

Название узоров мастерицы заимствовали у природы: шунды пужы - узор " солнце", толэсь пужы - узор " луна", вуюись - радуга, пужым - сосна.

Есть узоры под названием " конопляное семя", " голубиный глаз", " гусиные зубы", " бараний рог", " собачий след". Среди названий узоров встречается немало наименований предметов домашнего обихода — зубья пилы, коромысло и т. д. Очевидно стремление опоэтизировать быт, умение видеть красоту в обыденной жизни. Названия одних узоров подчеркивают материал вышивки (зарни пужы — золотой узор), другие подсказывают его традиционное расположение: гадь котыртэм — узор на груди, ограда груди, сирес пужы — узор на воротнике, саес пужы — нарукавный узор, сӧ зул пужы — узор на подоле. Нарукавные узоры не вышивали на подоле, рисунок с мужской рубахи не переносили на женскую. Свои композиции предназначались для вышивания платков и поясов.

Композиции рисунков составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т. п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров [1].

Наиболее наиболее богато орнаментированной у удмуртов была женская плечевая одежда.

Обычно вышивкой украшалась грудь, рукава, подол рубах, прямоугольный съемный нагрудник «кабачи».

Вышитые нагрудники

Вышивка нагрудника «кабачи» в женском удмуртском костюме разнообразна и по орнаменту, и по расцветке, и по материалу для выполнения узора. Основные элементы геометрического орнамента, которые входят в структуру вышивки, это — звезды, ромбы, ломаные ступенчатые линии, квадраты, кресты, крестообразные фигуры.

Вышивка коврового типа покрывает обычно все поле нагрудника. Отдельные элементы орнамента располагаются на прямоугольной поверхности по определенному и законченному композиционному замыслу, чаще всего организуются одной крупной фигурой. Расцветка — типична для удмуртской вышивки. Преобладает красный цвет, иногда в сочетании с синим или черным. Более ранние образцы выполнены с применением серебряной нити на черном фоне. Края вышивки со всех четырех сторон обрамляются, как правило, нашивками ткани, позумента, тесьмы в тон основной расцветке. Тем самым нагрудник отграничивается от белой поверхности рубахи как бы четкой рамкой.

Можно выделить четыре типа нагрудников. Каждый тип соответствует определенному назначению. Так, нагрудник, в котором основной узор — восьмиконечные звезды называется «толэзё», т. е. лунный. Когда-то он считался исключительно свадебным. Без него, по мнению удмуртов, использовавших в костюме нагрудник, нельзя было «играть свадьбу». Нагрудник этот надевался невесте по приезду в дом жениха. Иногда к основному узору — звезде — прикреплялись в качестве «оберега» раковинка-каури и монета.

Нагрудник с крестообразной большой фигурой в центре предназначался для надевания его женщиной при молениях в священной роще «луд». Нагрудники же с узором, носящим название «чаг возён», т. е. светец, в виде большой ступенчатой пирамиды в центре, надевали в большие праздники и в гости. В будничные дни надевали нагрудники с мелким или неопределенным узором, без четкого композиционного решения и центрирующего рисунка. Вся эта традиционная типология узоров не мешала, однако, творчеству вышивальщицы, обогащению традиционных приемов, созданию разнообразных вариантов композиции.

Наряду с вышивкой нагрудной части женской рубахи значительное место в удмуртской одежде отводится нарукавной вышивке. В удмуртском женском костюме можно наблюдать два типа орнаментации рукава: первый — в виде широкой продольной вышитой полосы, отороченной двумя нашивками по бокам, и второй — в виде крупной овальной розетки на плече. Нередко можно встретить и сочетание обоих типов, когда от плечевой розетки вдоль рукава идут нашивки тесьмы или ткани (шелковой или суконной, в виде лент). Чаще при вышивании применяют гладевой шов, по счету ниток. Вышивка зачастую — двухцветная, с использованием синего и красного шелка. Встречается также одноцветная вышивка, где в орнаменте предусматривается рисунок, четко выделяющийся благодаря незаполненным местам белой ткани.

Головные полотенца

Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки. Вышивка обычно исполнялась цветными шелковыми нитками: голубыми, желтыми, красными, черными — с применением позументной нити. Техника такой вышивки — это сочетание старинного шва «в прикреп» со швом «счетная гладь». Иногда подол украшался полосой вышивки, исполненной техникой «набор».

Большое разнообразие представляет собой вышивка головных полотенец у удмуртов: тонкая, почти ювелирная, выполненная разноцветным шелком, техникой «счетная гладь» [2].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...