Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молодой специалист – неграмотный специалист.

МИФЫ О ЛОГОПЕДИИ или профессиональные границы логопеда

Знаете, когда размышляла над своим стилем написания, советовалась с близкими, не слишком ли жёстко получается? Сказали, что нет. Именно это и похоже на правду, а не на сладкий сироп, который привыкли заливать в уши. Видимо, в образовании, вообще, не завозят сахар, там чаще отдает горечью. А на примере мужа могу рассказать следующее. Он любит чай с сахаром, то есть всегда. И тут сахар закончился. То купить не получается, то забываем. И что я вижу? А не просит. Подстроился. То есть, человек такое животное - ко всему привыкает. Даже горькую таблетку с улыбкой на лице будет жевать, если партия или внутренний голос говорит: «Надо, Федя, надо!»

 

При просмотре очередного обучающего вебинара по логопедии прямо-таки ударилась о следующее ультимативное высказывание ведущего: «Если логопед хочет работать в частной сфере, он должен уметь работать со всеми нарушениями, иначе ему нечего и мечтать о частной практике!» После этого, как выражается сейчас молодежь, меня сильно «бомбило».

Давайте мы порассуждаем о тех сформированных убеждениях в логопедической сфере, которые мешают счастливо жить специалисту. Именно эти рамки, в которые принято запихивать свои представление о данной профессии, мешают взглянуть на логопедическую деятельность шире.

 

МИФОВ О ЛОГОПЕДИИ

Давайте пойдём самым простым путём и начнём с момента, когда абитуриент принимает решение получить высшее образование по направлению «Логопедия». Я сама помню то время. Хотела быть психологом, а устроить меня родители с моей никому не нужной золотой медалью могли только на логопеда. Но для этого еще нужно было за 3 месяца до экзамена полноценно подготовиться и сдать биологию!, которой я особо внимания не уделяла, а также еще ооочень усиленно «поулыбаться» декану, иначе столько много заявок по льготам, что блеск медали блекнет, а пухлая папка портфолио заставляет только мило улыбнуться и порадоваться за активного ученика: «Молодчинка!, но на платку, и сама-сама».

Я помню, что слово логопед меня всегда пугало, а сама логопедия вызывала недоумение: «Сами, что ли, не научатся говорить?» В наше время речевые нарушения были большой редкостью, поэтому смысла в этой профессии, вообще, не видела. Пошла учиться, было интересно, но учёба была для меня лёгкой, а практики поначалу нам не давали. Теорию учили, а чего с этим делать, даже и не представляли. Потом, конечно, всё произошло, и детей мы потрогали, но в 17 лет было ещё непонятно, что это за профессия такая.

То есть, на этапе формирования представления о профессии и образа специалиста уже был вопрос и недоумение. То, что я видела перед собой у некоторых логопедов муниципалитета меня реально пугало! И как-то так сложилось, что этот «рок»: обилие документов, несправедливое отношение к логопеду начальников, порой, коллег (чаще воспитателей, которые просто завидуют короткому трудовому дню логопеда), а также родителей - стал к 5 курсу восприниматься нормой. С частниками нас не знакомили, и частная сфера в принципе была побочной подработкой логопеда садика или школы. Их психология и мировоззрение были идентичны. В итоге я понимала, что с окончанием учёбы мне предстоит испытание длиною в трудовую жизнь! Но я люблю детей и была готова причинить всем добро любой ценой! Поэтому на фоне благих намерений моя личная жизнь отошла на задний план, как и у многих моих коллег. Кто-то это понимает раньше, кто-то позже, но далеко не все могут с этим что-то сделать. Представление, что по-другому и не живут, а надо именно так, формируется качественно.

 

Когда молодой специалист, наконец-то, со своим красным дипломом (непринципиально с каким, но так получается эпичнее), нашёл несчастную работу в саду за 15 тысяч (некоторым 10 предлагали, но, я надеюсь, что пошутили). Почему наконец-то? А потому что выпускник никому не нужен. От слов нигде и совсем! Это как? Сейчас трудоустройство по блату и по знакомству - норма. И молодой специалист сталкивается с этой реальностью.

Тут наступает самый интересный момент: логопеда все-таки ценой немалых мытарств и усилий принимают (реалии Красноярска), и, оказывается, что он же молодой специалист, и что он, вообще, знает? Звать его никак еще несколько лет будут. Иногда и всю жизнь, если не начнет отвоёвывать своё место под солнцем и уважать самого себя. Тут, что частное, что общественное, все одно. Смысл в том, что не будешь себя уважать сам, никто и не вспомнит об этом.

Вернемся к 5-ти мифам, которые искажают суть образа профессии логопеда и мешают самим специалистам жить счастливо.

 

МИФ ПЕРВЫЙ

Молодой специалист – неграмотный специалист.

«Вот поработайте сначала воспитателем на речевой группе, опыта и наберешься» - заведующая речевым д.с.

 

В своё время я тоже пробовала устроиться в садик. Но слышала либо отказ, либо условия кабальные предлагали, либо предложение поработать воспитателем. Как это поможет в формировании непосредственных компетенций логопеда - понятия не имею, но дырку в штатном расписании у начальника точно заткнёшь. Отношение к молодым везде разное, но обычно стажисты – Боги, а тебе даже полы доверить мыть опасно. А то, что за плечами 5 или 6 лет вуза, мало кому интересно. И здесь есть варианты: доказывать себе и всем результатами, показывая свой профессионализм, либо забить и плыть по течению, наматывая на кулак злые слёзы. А молодым совестливым и чувствительным женщинам этот период даётся особенно тяжело. Вот здесь и нужна поддержка, но не всем везёт.

Я искренне считаю, что молодые специалисты настолько замотивированны в работе и результатах, что трудолюбием и упорством могут составить здоровую конкуренцию даже практикам-стажистам. Да, не всё может быть гладко, но у молодых есть главное – ЭНТУЗИАЗМ. У них глаза горят, и язык чешется на детях новые задания проверить!:) Люблю азарт и настоящий интерес в работе, он дорого стоит! Именно это и надо ценить в молодых, а не воспитателей подменять ставить и по рукам давать за инициативу. Это начало карьеры специалиста, здесь многое зависит от первых встреч с профессией. Одни в логопедию влюбляются, другие - механически выполняя работу, стараются сохранить себя.

 

МИФ ВТОРОЙ

Логопед должен работать со всеми нарушениями! «И аутизм, и заикание, и на умеренника программу напишите!»

 

Этот миф меня умиляет. Какой невротик советует людям костьми ложиться и осваивать ВСЕ сферы логопедии, которых реально много! Есть уникумы, которые копают вглубь, занимаются научной деятельностью, и реально за годы работы осваивают много направлений в логопедии, становясь специалистами экстра-класса. И мы знаем, что таких по пальцам пересчитать. Большинству эта установка не подходит. Она невротизирует и заставляет стремиться к какому-то идеалу супер мудрого логопеда, который знает всё, а жизнь проходит мимо, и энергия распыляется.

Я уже не раз говорила, что есть понятие ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ специалиста. Это самое важное, что должен сформировать в себе специалист (по идее это должны заложить ещё в вузе). Необходимо знать свои возможности, свои сильные и слабые стороны! Уметь отграничивать лишнее и выбирать специализацию! Ведь если логопед планомерно и глубоко будет работать с детьми безречевыми, он, и правда, достигнет отличных результатов в этом. Или с заиканием, или с аутистами (тут другое маленько, но принцип понятен), про звуковку не говорю - это любой умеет. Но, если и когнитивно-поведенческую терапию изучать, и заикание разобрать, еще и безречевых приводят, то… Вопрос: «Когда лопнет голова у специалиста?» И не если, а когда.

У многих нет выбора. К ним приводят всех подряд, и знаешь - не знаешь, хочешь или нет: анализируй, пиши заключения и составляй коррекционную программу. Что же еще? Реализуй в соответствии с планом и сроками! Как себя чувствует в это время молодой специалист, который детей трогал раз в год на практике? Мне приходилось видеть и слёзы, и эмоциональное выгорание и хроническую усталость, а также «живых трупиков», которые как-то ходят, что-то говорят, но блеск в глазах пропал, когда наступило перманентное переутомление.

Зачем всё это? Понятия не имею. Детей много, всем нужна помощь, выбираешь свою категорию, изучаешь про них всё и прекрасно работаешь за деньги. Потом можно дополнительную специализацию получить, освоить её, и вновь двигаться дальше. Но у нас чаще в образовании обучение практике похоже на обучение плаванию, когда сталкивают в воду и ждут, когда выплывешь. В основном, все выплывают, но в совершенно разном умонастроении.

МИФ ТРЕТИЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...