Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

У логопеда незаслуженно короткий рабочий день. «Пьет чай, играет с детьми. И за что ему вообще платят?»

 

Воспитатели в одном речевом саду у моей коллеги искренне не понимали, чем она занимается, и зачем, вообще, нужна в этом РЕЧЕВОМ саду. Ругались всегда, если детей на занятия с режимных моментов забирала, и требовали помогать одевать, иногда кормить и спать укладывать: «все равно ерундой страдаешь».

Это самый короткий анекдот, если бы не был реальной ситуацией из жизни. И тут возникает вопрос статуса логопеда и портрета этой профессии в образовании. 20 часов в неделю – это непосредственная работа с детьми и родителями. А когда готовиться к занятиям? Всё остальное свободное время (?). "Бумаги нужно оформлять ночью, так качественнее заполняется". Конечно, это больше относится к начинающим логопедам, которые еще не нашли свои лазейки, и не наработали опыт. Помню себя в первый год: занятия длятся пару часов, а подготовка к ним - в три раза дольше. И не конспекты же пишу, а материал элементарно надо подготовить, потому что это входит в обязанность специалиста. Мало где само учреждение предоставляет весь материал. А вообще-то, он дорогой. Рисовать на коленке, как вспоминали некоторые стажисты, уже нет необходимости, дети на такие раскраски смотреть будут скорее с удивлением. Зачем тратить время на рисование, когда есть цветной принтер? Вот и получается, пока приспособишься, научишься, зубы на полку положишь, потому что почти вся з.п. на материал уходит. А в эти 4 несчастных часа залепят детей, и будешь, как угорелый, с языком на плече за 15 минут успевать выдавать ВСЮ программу! Чувствуете, что в этом предложении есть некое напряжение? То-то и оно. По мне, так новый специалист, приходящий в учреждение, должен чувствовать свою значимость и уважение к его труду. Это относится к любым профессиям. И все участники коррекционного процесса должны понимать: кто и что делает, за что отвечает, какие варианты взаимодействия имеет. В вузе этому уделяется внимание, а на практике получаем то, что имеем. Воспитателя без высшего образования, закрывающего очередную дырку, понятия не представляющего чем буквы от звуков отличаются, и чё к чему звуковой анализ индивидуально изучать: «Посчитай мне буквы в слове экскаватор и выложи его кружочками». Мда.

 

А помогать выполнять чужую работу: «у нас же хорошие отношения» - для меня за гранью понимания. Или летом на группу вставать за воспитателя, типа у логопедов нечем заняться до отпуска. Знаете, у меня создаётся впечатление, что далеко не все руководители понимают, кто такой логопед. На мою реплику, что не до старости же сидеть на стульчике с детьми и надо двигаться дальше, один из них вернул мне, что якобы да, логопедия – это нечто вроде возиться с языками, и брезгливенько так скорчил рожицу. В тот момент я впала в ступор, потому что ТАКОГО мнения о своей профессии я еще не слышала. А я-то имела в виду, что можно расширяться и расти, а не бросать специальность! Вот и поговорили. Пока мы сами не начнем уважать свою профессию и самих себя, даже начальники так и не поймут до конца, зачем же в речевом детском саду эти «нахлебники» логопеды, требующие повышения з.п.

 

МИФ ЧЕТВЁРТЫЙ

Логопед-волшебник, он должен работать быстро и эффективно! «Мы прекращаем занятия. Не видим результатов, пусть подрастет» (безречевой, 3,5 года, 4-е занятие)

 

О, с этой иллюзией родителей, их неоправданными ожиданиями на 2-е, 3-е занятие я сталкиваюсь время от времени. Меня радует то, что я не обязана их спасать и учить жизни. Вроде взрослые, а несут чепуху. Много на этот счёт писала статей, акцентируя внимание на важном, даже основном вкладе родителей в успехи ребенка по развитию речи. И знаете, информирование даёт свои плоды! Люди, и правда, начинают понимать, что нас не в Хогвартсе обучали, а больше медицины в голову заложили. И с научной точки зрения всё выглядит не так радостно. Но когда механизмы нарушения становятся понятны, то розовые очки постепенно сползают с носа родителей, и они начинают намного трезвее смотреть на реальные проблемы своих детей. Ведь самый главный союзник, равно, как и враг, в нашей работе - это родители! (ну, я не имею в виду администрацию, та и вовсе - вселенское зло). Непринятие диагноза ребёнка родителями на начальных этапах может сводить на нет всю работу специалистов, либо даже препятствовать адекватной помощи ребёнку, которую могут оказать, исходя из его особенностей. А когда у них ещё и доверие к специалисту хромает, и подвергаются критике методы и приёмы работы, то возникает закономерный вопрос: кто тут специалист? Гиперопечная бабушка? Или тревожная мама? Может, контролирующий папа? (Оценить непосредственную работу логопеда способен только такой же коллега логопед).

Таким образом, задача специалиста - максимально доступно донести родителям информацию о ходе работы, её особенностях, возможных трудностях, а главное, структурно описать всё то, что происходит в голове у ребёнка, что вся работа строится, исходя из его сохранных возможностей! У детей тоже есть ограничения, и от силы желания логопеда спасти дитя ничего не зависит. Ну, может, только маленький процент.

Когда родитель возлагает на логопеда божественную задачу спасти ребёнка здесь и сейчас, специалисту, мягко говоря, неуютно. Как максимум, невротик логопед, который и так с надрывом занимается спасательством, отдавая себя всего детям, испытывает напряжение, страх, вину, обиду, систематически проходит курс аутоагрессии, отчего чаще всего начинает болеть желудком и ходить по врачам. Таким образом, когда родители перекладывают ответственность за результат работы и успехов ребенка полностью на логопеда, то психологически неподготовленный специалист начинает чахнуть и болеть, страдать и мучиться. Ну, это я утрированно, конечно, но согласитесь, что частенько прилетают такие послания от семей. Те, кто научились возвращать ответственность адресату, имеют возможность сохранить в равновесии свой душевный мир более длительное время, пока еще какой-нибудь «кактаклизм» не попробует потоптаться грязными сапогами по инициативе и добрым намерениям.

 

МИФ ПЯТЫЙ.

«У меня садик для работы, а частная практика для денег» - один знакомый грустный логопед.

 

«Садик, как повинность, её надо просто отбыть». Вы думаете, я шучу? Нет! Так, и правда, многие мои знакомые логопеды живут. Зачем? Каждый знает, зачем живёт свою жизнь именно так, поэтому их выбор. Но сама позиция того, что садик (школа и др.) далеко не для денег, там их почти не раздают, а больше для статуса или стабильности (ну, такая иллюзорная надежда, особенно у самых молодых специалистов, что через много-много лет пенсия ещё будет существовать, и обязательно надо на неё накопить, хотя в настоящее время и социальную пенсию выплачивают. Это значит, что в деревне люди ни дня не работавшие, получают больше, чем мои бабушка с дедушкой с 30 летним стажем на заводе. В чем соль? А фиг знает. Но после этого я стала проще относиться к таким условностям.) Ну, и есть же общее сформированное убеждение, что в госучреждение идут, чтобы опыта набраться (туда, где с детьми мешают работать, заставляя тратить свою энергию на всё кругом, даже на перетаскивание шкафа с 3-го этажа, а не на самих деток). Так не везде, но я пишу для тех, у кого так бывает, и им это решительно не нравится!

Принимая к себе на работу логопеда, я предлагаю ему, пока в виде рекомендации, не совмещать муниципальную работу с частной. Это я считаю его одним из основополагающих принципов. Зачем мне травмированный специалист, которого «разберут» там, а мне потом «собирать» придётся? Я не лечить хочу, а учить молодых логопедов, видя их блеск в глазах и чувствуя их энергию и азарт в работе! Для этого надо элементарно ПОЛНОЦЕННО СПАТЬ, ЕСТЬ, ОТДЫХАТЬ И ЗАНИМАТЬСЯ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ. И это для работы ООООчень важно! Логопеду больше 10 детей в день реально эффективно отработать трудно! А еще 5 дней в неделю. Кошмарный график! Трудоголики мои, не бушуйте, отдыхать полноценно - тоже большой труд, этому нужно учиться.

 

Я за то, чтобы у каждого логопеда был свой частный кабинет, где бы он работал 3 раза в неделю полноценно, а остальное время отдыхал, занимался собой, семьёй, учился и просто жил! А сейчас ему жить-то когда? Перед сном и в один несчастный выходной после уборки и перед готовкой? Если государство не может создать адекватные условия труда, то это нужно делать самому, благо, что есть на это возможности. Как я рада, что родилась в эпоху перемен, и реально своей жизнью могу управлять. То, что предлагаю, это проверено на практике не только мной, но и моими успешными коллегами, которые путём проб и ошибок пришли к этим же выводам.

«Качество жизни» в экзистенциальной психотерапии заключается в наличии свободного времени, которое есть у человека для непосредственного проживания жизни, наполнения её смыслом и получения удовольствия. Крутой бизнесмен, который работает 24 на 7 без выходных и проходных имеет довольно низкий уровень качества жизни, потому что ему элементарно некогда эти деньги тратить на себя. Кстати, деньги в гроб не положишь. Мы ж не фараоны:)

А теперь вернемся к учителям. Высокое ли у Вас качество жизни, дорогие мои? Мне больно видеть то, что делает государство с нами, и на что соглашается большинство, потому что, якобы, нет выбора. Так вот: Выбор есть всегда! Да! И даже из самых неразрешимых ситуаций можно выбраться, если мыслить позитивно, и человеку достаточно опоры на самого себя. Только прошу, не перекладывайте ответственность на других – это по-детски. Первая аксиома, которой учат в возрастной психологии – это понимание, что ЧЕЛОВЕК СВОБОДЕН. И когда у вас возникает вопрос, а что делать? а как быть? я не могу! Смотри аксиому. То, что вы сделали со своей жизнью, вы сделали это сами. Если Вы решили плыть по течению, то этим предоставили право выбора другим: ожидать, когда ситуация разрешится сама собой, это тоже перекладывание ответственности. А сами ли вы выбрали свою жизнь?

Есть ещё такое понятие, как сценарное программирование, то есть, чаще всего, мы живём и отыгрываем тот сценарий, который нам заложили родители. Приблизительно в 30 лет наступает кризис переосмысления данного сценария и родительских убеждений, которые с детства стали частью нас. И, если затереть этот очередной кризис, то он догонит позже, но уже в разы сильнее. Кто-то это понимает в 40 лет, кто-то в 30 лет, некоторые уникумы и в юношестве. Встречала гениев подростков, которые уже знали, чего они хотят. По идее, это и есть норма, когда к подростковому или юношескому возрасту человек приходит к осознанию себя и своих желаний, а также действий по их достижению. Это я про исключительно «психологически здоровых людей». Не переживайте, таких среди нас почти нет, и каждый в своё время открывает свой мир в поиске себя настоящего. Кстати, некоторые отрабатывают карму, и понятие счастья у них настолько индивидуально, что обычным людям редко удаётся его понять. У каждого в жизни есть несколько таких знакомых, на которых смотришь и хочется перекреститься, а в мыслях «чур, меня, чур».

Посмотрите на себя в зеркало, загляните в свои глаза и спросите себя: «А я по-настоящему счастлив?» Будьте искренни с собой, ведь это может стать концом для прошлого и началом для вдохновляющего будущего!

 

P.S. Читаю очередной постик в «Подслушано логопеды» и понимаю, что хочу поделиться статьёй про границы логопеда и его самосознания. И, к своему большому сожалению, понимаю, что такой статьи еще нет! Желание и потребности есть, а статьи нет. Не порядок. В итоге родились «Мифы о логопедии». У меня ощущение, что образование - это театр, в котором актёры играют свои чётко отведенные роли, и если вдруг «шут» решит стать «министром», то есть захочет заменить пренебрежение к себе на уважение, то, мягко говоря, его не поймут. Так вот, может, пора заканчивать этот цирк? Это я для тех, кому не повезло с коллективом и жизненным опытом. Кому всё нравится - статья, вообще, не вам. Вас лечить - только портить, живите в радость! А тем, кому тошно, мой совет - меняйте уже что-нибудь! Или, как говорил наш учитель: «Тогда не ной!» Однако, на собственной шкурке попробовав систему, я понимаю, что это практически не реально, и тогда слёзы катятся сами и рука сжимается в кулак. Мне очень понравился Шкипер из Пингвинов Мадагаскара, где он еще совсем маленьким, увидев равнодушие пингвиньего общества к потерянному яйцу, он сказал: «К чёрту такую жизнь!» Чем отделил себя от бездумного милопушистого стада пингвинов, вызвав шок у окружающих. Не устраивает это – создай своё! Все мы боги и творцы своей жизни. Верующих прошу религию не впутывать, я о мирском, о простом выборе пути.

Автор:

ЛОГВИНЕНКО Татьяна Александровна

психотерапевт/логопед-дефектолог

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...