Иван Бунин. Святогор и Илья
На гривастых конях на косматых,
Михаил Пришвин. Певец былин (В сокращении)
Старики всегда говорят: «В наше время люди были лучше и крепче, в старину жилось хорошо». Молодому не убедить стариков, они упрямы. Но если бы даже и удалось убедить и замолчать отцов, то заговорили бы деды, прадеды, заговорили бы давно вымершие народы и седые века. Золотой век был и был… Когда-то в русской земле жили «славные, могучие богатыри». Правда это или нет, но только старинный русский народ на Севере поет о них старины, верит, что они были, и передает свою веру из поколения в поколение. Эти стихи о былых временах такие длинные, так не похожи на современные, что усвоить их может только здоровая память неграмотного человека, не загроможденная часто ненужными, лишними, случайными фактами современной жизни. А значит, и сказители былин должны обладать чем-то таким, что приближает и их самих к прекрасным былинным временам золотого века.
Стало быть, эта поэзия связана с каким-то строем жизни, в котором она обязывает певца, под угрозой исчезновения, жить именно так-то. Строгие староверческие традиции, плетение неводов в долгие северные вечера при свете лучины, большая семья — вот среда, в которой вырабатывается певец былин. Но все это рассуждение книжно и гадательно. Когда я ехал в Выговский край, я решил непременно отыскать такого сказителя и посмотреть на его жизнь по-своему, увериться своими собственными глазами. Раз ловцы завезли меня на большой остров, где обитал с семейством всего лишь один житель, Григорий Андрианов. А старик, этот большой матерый дед, целыми днями плетет свою сеть у окна, прицепив ее за крючок в углу. Когда он плетет сеть, он молчит и о чем-то думает. Наверно, вспоминает о своей жизни или перерабатывает по-своему новые, занесенные на этот остров бурлаками взгляды на жизнь. Раз я попросил его рассказать о себе, как он женился, как вообще устраивался в этой глуши. И чем глубже и глубже погружался старик в прошлые времена, тем они ему становились милее и милее. Отцы, деды, даниловские подвижники, соловецкие мученики, святые старцы, а в самой седой глубине веков жили славные могучие богатыри. — Какие же это богатыри? — спрашиваю я. — А вот послушай, я тебе про них старинку спою, — отвечал старик. Во стольном городе во Киеве, У ласкова князя у Владимира… Трудно передать то настроение, которое охватило и унесло меня куда-то, когда я услыхал первый раз былину в этой обстановке: на берегу острова, против сосны, под которой начинал свою жизнь этот сказитель- старик; на минуту словно переносишься в какой-то сказочный мир, где по бесконечной чистой равнине едут эти богатыри, едут и едут спокойно, ровно…
И умный хвастает золотой казной, А безумный хвастает молодой женой. Старик на минуту остановился. В этих словах он, глава большого семейства, видит какой-то особый смысл. — Слышишь ты, безумный-то хвастается молодой женой. И продолжал: А один молодец не ест, не пьет, да и не кушает, И белой лебеди он да и не рушает… Старик долго пел и все-таки не окончил былины. — А что же сталось с Ильей Муромцем? — спросил мальчик, внимательно слушавший, будущий сказитель. — Илья Муромец окаменел — за то, что хвалился Киевскую пещеру проехать. — А Добрыня Никитич? — Добрынюшка скакал под Киевом через камень, скобой зацепился за него: да тут ему и смерть пришла. — Какой скобой? — спросил я. — Да разве ты не знаешь, какая у богатырей скоба бывает? Стальная скоба. Это замечание о стальной скобе было сказано таким тоном, что я невольно спросил: — Да неужели же и в самом деле богатыри были? Старик удивился и сейчас же быстро и горячо заговорил: — Все, что я тебе в этой старине пел, правда истинная до последнего слова. А потом, подумав немного, добавил: — Да знаешь что, — они, богатыри-то, может быть, и теперь есть, а только не показываются. Жизнь не такая. Разве теперь можно богатырю показаться! Вот тут-то я и понял, почему стихи, которые казались такими скучными в гимназии, здесь целиком захватывали внимание. Старик верил в то, что пел.
Степан Писахов. Ледяна колокольня (От автора) Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко. Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района. Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому в голову не приходило. Говорили о нем: большой выдумщик был, рассказывал все к слову, все к месту. На промысел деда Леонтия брали сказочником. В плохую погоду набивались в промысловую избушку. В тесноте да в темноте: светила коптилка в плошке с звериным салом. Книг с собой не брали. Про радио и знати не было. Начинает сказочник сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведет. Говорит долго, остановится, спросит: – Други-товарищи, спите ли? Кто-нибудь сонным голосом отзовется: – Нет, еще не спим, сказывай.
Сказочник дальше плетет сказку. Коли никто голоса не подаст, сказочник мог спать. Сказочник получал два пая: один за промысел, другой за сказки. Я не застал деда Леонтия и не слыхал его сказок. С детства я был среди богатого северного словотворчества. В работе над сказками память восстанавливает отдельные фразы, поговорки, слова. Например: – Какой ты горячий, тебя тронуть – руки обожжешь. Девица, гостья из Пинеги, рассказывала о своем житье: – Утресь маменька меня будит, а я сплю-тороплюсь! При встрече старуха спросила: – Што тебя давно не видно, ни в сноп, ни в горсть? Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок? Ответ прост: « Ведь рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут». Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске. Секрет не велик. Я сказал: – С 1879 года. – Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске? Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заезжему дал ответ: – Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: «Архангельск». Народ ютился кругом столба. Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались. У меня был медведь. Утром я вытряхивал медведя из шкуры, сам залезал в шкуру. Тепло ходить в медвежьей шкуре, и мороз – дело постороннее. На ночь шкуру медведю отдавал… Можно было сказку сплести. А заезжий готов верить. Он попал в " дикий север". Ему хотелось полярных впечатлений. Оставил я заезжего додумывать: каким был город без домов. В 1924 году в сборнике " На Северной Двине" напечатана моя первая сказка " Не любо – не слушай. Морожены песни". С Сеней Малиной я познакомился в 1928 году. Жил Малина в деревне Уйме, в 18 километрах от города. Это была единственная встреча. Старик рассказывал о своем тяжелом детстве. На прощанье рассказал, как он с дедом " на корабле через Карпаты ездил" и " как собака Розка волков ловила". Умер Малина, кажется, в том же 1928 году. Чтя память безвестных северных сказителей – моих сородичей и земляков, – я свои сказки веду от имени Сени Малины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|