Борис Шергин. Поморские были и сказания
Детство в Архангельске (В сокращении)
В Архангельском городе был у отца домишко подле Немецкой слободы, близко реки. Комнатки в доме были маленькие, низенькие, будто каютки; окошечки коротенькие, полы желтенькие, столы, двери расписаны травами. По наблюдникам синяя норвежская посуда. По стенам на полочках корабельные модели оснащены. С потолков птички растопорщились деревянные — отцово же мастерство. … Первые годы замужества мама от отца не оставалась, с ним в море ходила. Потом хозяйство стало дома задерживать и дети. Мама на народе не пела песен, а дома или куда в лодке одна поедет — всё поет. Отец у нас всю навигацию в море ходил. Радуемся, когда дома. Отец нам про море пел и говорил. Возьмет меня на руку, сестру на другую, ходит по горнице, поет. Он поживет с нами немножко и в море сторонится. Если на пароходе уходит, поведет меня в машинное отделение. Машины я любил смотреть, только гулкого, громоносного свиста отправляющегося в океан парохода я, маленький, боялся, ревел. До свистка выгрузят меня подальше на берег. Я оттуда колпачком машу. Осенью, когда в море наступят дни гнева и мрака и об отце вестей долго нет, не знала мама покоя ни днем, ни ночью. Выбежит на угор, смотрит к северу; на ответ только чайки вопят к непогоде. Вечером заповорачиваются на крыше флюгера, заплачет в трубе норд-вест. Мама охватит нас руками: — Ох, деточки, что на море-то делается! Папа у нас там!.. Я утешаю: — Мамушка, я, как вырасту, дальше Соломбалы не пойду в море. А Соломбала — часть того же Архангельска, только на островах. Не одна наша мама печалилась. При конце навигации сидят где-нибудь, хоть на именинах, жены и матери моряков. Чуть начнут рамы подрагивать от морского ветра, сразу эти гостьи поблекнут, перестанут ложечки побрякивать, стынут чашки.
Хозяйка ободряет: — Полноте! Сама сейчас бегала флюгера смотреть. Поветерь дует вашим-то. Скорополучно домой ждите. Зимой отец на берегу, у матери сердце на месте. Я постарше стал, меня дома читать и писать учили. Отец рисовать был мастер и написал мне азбуку, целую книжку. В азбуке опять корабли и пароходы, и рыбы, и птицы — все разрисовано красками и золотом. К азбуке указочка была костяная резная. Грамоте больше учила мама. Букву А называла «аз», букву Б — «буки», В — «веди», Г — «глаголь», Д — «добро». Чтоб я скорее запомнил, шутя говорила, что начертанья А и Б похожи на жучков, буква В — будто таракан, Г — крюк… Азбуку мне отец подарил к Новому, 1902 году, поэтому вначале было написано стихами: Поздравляю тебя, сын, с Новым годом! Живи счастливо да учись. Ученый водит, Неученый следом ходит. Рано, весело вставай — Заря счастье кует. Ходи право, Гляди браво. Кто помоложе, С того ответ подороже. Будь, сын, отца храбрее, Матери добрее. Живи с людьми дружно, Дружно, не грузно, А врозь — хоть брось!.. Отец, бывало, скажет: — Выучишься — ума прибудет. Я таким недовольным тоном: — Куда с умом-то? — А жизнь лучше будет. Весной выученное за зиму бегали писать на гладком береговом песке. В городе я поступил в школу, уже хорошо умея читать и писать. Больше всего успевал я, учась, в языках, совсем не давалась математика: из-за нее не любил я школы, бился зиму, как муха в паутине. Жизнь была сама по себе, а наша школа сама по себе. Город наш стоял у моря, а ни о Севере, ни о родном крае, ни о море никогда мы в школе не слыхали. А для меня; это всегда было самое интересное. С ребятами сидим на пристанях, встречаем, провожаем приходящие, уходящие суда да поем: У папы лодку попросил.
Пала пальцем погрозил: — Вот те лодка с веслами. Мал гулять с матросами!.. Или еще: Пойду на берег морской. Сяду под кусточек. Пароход идет с треской. Подает свисточек. Насколько казенная наука от меня отпрядывала, настолько в море все, что я видел и слышал, льнуло ко мне, как смола к доске. Рождение корабля Именитые скандинавские судостроители прошлого века Хейнц Шифмейстер и Оле Альвик, рассмотрев и сравнив кораблестроение разных морей, много дивились искусству архангельских мастеров и сказали: — Равных негде взять и не сыскать, и по всей России нет. Вот какую себе наши плотники доспели честь, своей северной родине славу. А строили, бывало, без чертежей, без планов, единственно руководствуясь врожденным архитектурным чутьем и навыком.
Миша Ласкин
Это было давно, когда я учился в школе. Тороплюсь домой обедать, а из чужого, дома незнакомый мальчик кричит мне: — Эй, ученик! Зайди на минутку! Захожу и спрашиваю: Тебя как зовут? Миша Ласкин. — Ты один живешь? — Нет, я приехал к тетке. Она убежала на службу, велела мне обедать. Я не могу один обедать. Я привык на корабле с товарищами. Садись скорее, ешь со мной из одной чашки! Я дома рассказал, что был в гостях у Миши Ласкина. Мне говорят: — В добрый час. Ты зови его к себе. Слышно, что его отец ушел в дальнее плавание. Так я подружился с Мишей. Против нашего города река такая широкая, что другой берег едва видно. При ветре по реке катятся волны с белыми гребнями, будто серые кони бегут с белыми гривами. Однажды мы с Мишей сидели на берегу. Спокойная река отражала красный облачный закат. С полдесятка ребят укладывали в лодку весла. Старший из ребят кричал: — Слушать мою команду! Через час всем быть здесь. Теперь отправляйтесь за хлебом. И они все ушли. Миша говорит: — Это они собрались за реку на ночь. Утром будут рыбу промышлять. А домой не скоро попадут. Глупый ихний капитан не понимает, что если небо красно с вечера, то утром будет сильный ветер. Если говорить, они не послушают. Надо спрятать у них весла. Мы взяли из лодки весла и запихали их под пристань, в дальний угол, так, что мышам не найти. Миша верно угадал погоду. С утра дул морской ветер. Кричали чайки. Волны с шумом налетали на берег. Вчерашние ребята бродили по песку, искали весла.
Миша сказал старшему мальчику: — Забрались бы вы с ночи на тот берег и ревели бы там до завтра. Мальчик говорит: — Мы весла потеряли. Миша засмеялся: — Весла я спрятал. Как-то раз мы пошли удить рыбу. После дождя спускаться с глиняного берега было трудно. Миша сел разуться, я побежал к реке. А навстречу Вася Ершов. Тащит на плече мачту от лодки. Я не дружил с ним и кричу: — Вася Ёрш, куда ползешь? Он зачерпнул свободною рукой глины и ляпнул в меня. А с горы бежит Миша. Вася думает: «Этот будет драться» — и соскочил с тропинки в грязь. А Миша ухватил конец Васиной мачты и кричит: — Зачем ты в грязь залез, дружище? Дай я помогу тебе. Он до самого верху, до ровной дороги, нес Васину мачту. Я ждал его и думал: «Миша только и глядит как бы чем-нибудь кому-нибудь помочь». Утром взял деревянную парусную лодочку своей работы и пошел к Ершовым. Сел на крыльцо. Вышел Вася, загляделся на лодочку. Я говорю: — Это тебе. Он улыбнулся и покраснел. А мне так стало весело, будто в праздник. Мой отец был корабельный мастер. Однажды он строил корабль недалеко от города, и мы с Мишей ходили глядеть на его работу. В обеденный час отец угощал нас пирогами с рыбой. Он гладил Мишу по голове и говорил: — Ешь, мой голубчик. Потом нальет квасу в ковшик и первому подаст Мише: — Пей, мой желанный. Я всегда ходил на стройку вместе с Мишей. Но однажды я подумал: «Не возьму сегодня Мишку. Умею с кем поговорить не хуже его». И не сказал товарищу, один убежал. Корабль уже был спущен на воду. Без лодки не добраться. Я с берега кричу, чтобы послали лодку. Отец поглядывает на меня, а сам с помощниками крепит мачту. А меня будто и не узнает. Целый час орал я понапрасну. Собрался уходить домой. И вдруг идет Миша. Спрашивает меня: — Почему ты не зашел за мной? Я еще ничего не успел соврать, а уж с корабля плывет лодочка. Отец увидел, что я стою с Мишей, и послал за нами. На корабле отец сказал мне строго и печально: — Ты убежал от Миши потихоньку. Ты обидел верного товарища. Проси у него прощенья и люби его без хитрости.
Миша захотел украсить место, где строят корабли. Мы начали выкапывать в лесу кусты шиповника и садить на корабельном берегу. На другое лето садик стал цвести. Миша Ласкин любил читать и то, что нравилось, переписывал в тетради. На свободных страницах я рисовал картинки, и у нас получалась книга. Книжное художество увлекло и Васю: он писал, будто печатал. Нам дивно было, какие альбомы получаются у Миши из наших расписных листов. Книги, и письмо, и рисование — дело зимнее. Летом наши думы устремлялись к рыбной ловле. Чуть зашепчутся весенние капели, у нас тут и разговор: как поплывем на острова, как будем рыбку промышлять и уток добывать. Мечтали мы о легкой лодочке. И вот такая лодка объявилась в дальней деревушке, у Мишиных знакомцев. Миша сам туда ходил, еще по зимнему пути. Лодка стоила не дешево, но мастеру понравился Мишин разговор, Мишино желание и старание, и он не только сбавил цену, но и сделал льготу: половину денег сейчас, половину к началу навигации. Отцы наши считали эту затею дорогой забавой, однако, доверяясь Мише, дали денег на задаток. Мы с Васей ликовали, величали Мишу кормщиком и шкипером, клялись, что до смерти будем ему послушны и подручны. Перед самой распутой зашли мы трое в Рыбопромышленный музей. Любуемся моделями судов, и Вася говорит: — Скоро и у нас будет красовитое суденышко! Миша помолчал и говорит: — Одно не красовито: снова править деньги на отцах. Вздохнул и я: — Ох, если бы нашим письмом да рисованием можно было заработать!.. Мы не заметили, что разговор слышит основатель музея Варпаховский. Он к нам подходит и говорит: — Покажите мне ваше письмо и рисование. Через час он уж разглядывал наши самодельные издания. — Великолепно! Я как раз искал таких умельцев. В морском собрании сейчас находится редкостная книга. Ее надобно спешно списать и срисовать. За добрый труд получите добрую цену. И вот мы получили для переписывания книгу стогодовалую, премудрую, под названием «морское знание и умение». В книге было триста страниц. Сроку нам дано две недели. Мы рассудили, что каждый из нас спишет в день десять страниц. Трое спишут тридцать страниц. Значит, переписку можно кончить в десять дней. Сегодня, скажем, мы распределили часы работ для каждого, а назавтра с Мишей Ласкиным стряслась оказия. Он для спешных дел побежал к отцу на судно. У отца заночевал, а ночью вешняя вода сломала лед, и началась великая распута. Сообщения с городом не стало. Люди — думать, а мы с Васей — делать. — Давай, — говорим, — сделаем нашему шкиперу сюрприз, спишем книгу без него.
Так работали — недосуг носа утереть. Старая книга была замысловатая, рукописная, но вздумаем о Мише, и на уме станет светло и явится понятие. Эту поморскую премудрость втроем бы в две недели не понять, а мы двое списали, срисовали в девять дней. Варпаховский похвалил работу и сказал: — Завтра в морском собрании будут заседать степенные, я покажу вашу работу. И вы туда придете в полдень. На другой день мы бежим в собрание, а нам навстречу Миша: — Ребята, я книгу разорил? — Миша, ты не разоритель — ты строитель. Пойдем с нами. В морском собрании сидят степенные, и перед ними наша новенькая книга. Миша понял, что работа сделана, и так-то весело взглянул на нас. Степенный Воробьев, старичище с грозной бородищей, сказал: — Молодцы, ребята! Возьмите и от нас хоть малые подарочки. Старик берет со стола три костяные узорные коробочки, подает Мише, мне и Васе. В каждой коробочке поблескивает золотой червонец. Миша побледнел и положил коробочку на стол. — Господин степенный, — сказал Миша, — эта книга — труд моих товарищей. Не дико ли мне будет взять награду за чужой труд? Этими словами Миша нас как кнутом стегнул. Вася скривил рот, будто проглотил что-то горькое-перегорькое, А я взвопил со слезами: — Миша! Давно ли мы стали тебе чужие? Миша, отнял ты у нас нашу радость! Все молчат, глядят на Мишу. Он стоит прям как изваяние. Но вот из-под опущенных ресниц у него блеснули две слезы и медленно покатились по щекам. Старичище Воробьев взял Мишину коробочку, положил ему в руку, поцеловал всех нас троих и сказал: — На дворе ненастье, дождик, холод, а здесь у нас благоуханная весна. С тех пор прошло много лет. Я давно уехал из родного города. Но недавно получил письмо от Михаила Ласкина. В письме засушенные лепестки шиповника. Старый друг мне пишет: «Наш шиповник широко разросся, и, когда цветет, весь берег пахнет розами».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|