Рекомендации для родителей во развитию воображения у детей.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Развитие воображения и творчества у младших школьников I Теоретическая часть Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Виды воображения: § Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. § Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. § Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. § Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Функции воображения: 1. Образное представление действительности; 2. Регулирование эмоциональных состояний; 3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; 4. Формирование внутреннего плана действий. Способы создания образов воображения: § Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
§ Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого. § Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи. Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте (портрет) Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятный, сенситивный для развития творческого воображения, фантазии.
У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). – воображение опирается и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые; – большинство детей не любят очень натуралистические игрушки, предпочитая символические, самодельные, дающие простор фантазии. Детям, как правило, нравятся маленькие и невыразительные игрушки – их проще приспособить к разным играм; – наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие – создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев; – переход к все более правильному и полному отражению действительности; – переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному; – наличие элементов репродуктивного, простого воспроизведения (в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др.); – в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации; – формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности; – постепенно развитие критического отношения к создаваемому образу; – с увлечением занимаются творческой деятельностью; – возрастает произвольность воображения.
Рекомендации для родителей во развитию воображения у детей.
Для развития как воссоздающего, так и творческого воображения дома можно рекомендовать родителям следующие упражнения: Упражнение 1. Предложите своему ребенку на несколько секунд превратиться в: - тигра, крадущегося по джунглям; - робота; - парящую над скалами птицу; - инопланетянина; - вождя индейского племени; - пограничника. Упражнение 2. Предложите своему ребенку объяснить на что похожи: - облака; - солнце; - яблоко; - кривая линия; - окно; - треугольник. Упражнение 3. Предложите своему ребенку найти сходство и различие между предметами: - мальчик и мужчина; - цветок и ягода; - платье и костюм; - закат и рассвет; - страна и город; - квадрат и круг. Упражнение 4. Назовите ребенку сказочных персонажей из разных историй и попросите составить рассказ, в котором бы они были главными действующими лицами. Например, Баба Яга и Колобок. Упражнение 5. Предложите ребенку составить рассказ из предложенных вами слов. Каждое слово должно быть употреблено не более одного раза. Слова должны употребляться в том порядке, в котором вы их детям предложили. Например, солнце, дорога, шляпа, волк, остров, корабль, черепаха, радость, лес, слезы. Упражнение 6. Предложите ребенку рассказать сказку, которую он хорошо знает на новый лад. Для этого к тому традиционному тексту сказки добавьте новые современные слова. Например, к сказке «Колобок»- велосипед, мотор, соревнование, успех, награда. Упражнение 7. Предложите ребенку дорисовать рисунок, который вы начали рисовать, и дать ему название. Упражнение 8. Предложите ребенку крылатое выражение и попросите его составить с этим выражением рассказ. Например, «Семь раз отмерь - один раз отрежь». Упражнение 9. Начните с ребенком читать какой-либо рассказ и спустя несколько минут прервите его чтение. Предложите ему самому придумать окончание рассказа. Затем предложите ребенку сравнить свой рассказ с прочитанным текстом. Упражнение 10. Предложите ребенку придумать предложения со словами, у которых несуразные смысловые связи. Например, жук – стул, рыба – пожар, мухомор – диван.
Обоснование подхода Программа разработана в рамках когнитивного подхода, так как направлена на развитие познавательных процессов – воображения и неразрывно связанных с ним мышления, памяти, речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|