Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекционно-развивающая программа




Цель программы: создание условий для развития воображения и раскрытия творческого потенциала у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

Ø Создание положительного эмоционального фона в группе;

Ø Развитие коммуникативных навыков;

Ø Повышение психического тонуса ребенка;

Ø Повышение уверенности в себе;

Ø Формирование навыков общения, контроля своего поведения;

Ø Содействие развитию творческих задатков;

Ø Развитие детской фантазии.

Данная программа включает в себя 3 блока:

1 – диагностический – проводится первичная диагностика детей, по результатам которой дети определяются на коррекцию. Диагностика проводится с помощью методик «Где чье место?» и «Вербальная фантазия (речевое воображение)», Методика “Рисунок”, Методика “Скульптура”.

2 – коррекционно – развивающий – состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия примерно 35-40 минут. Количество встреч – 2 раза в неделю. Занятия включают в себя различные игры и упражнения, направленные на решение вышеописанных задач. Оптимальное количество детей в группе – 8-10.

3 – диагностический – проводится повторная диагностика детей с целью определения эффективности программы.

Первое занятие включает в себя знакомство группы, создание благоприятной и доверительной обстановки.

Последующие 8 занятий направлены на развитие творческого воображения, раскрытия потенциала младшего школьника.

Последнее завершающее занятие является развлекательным, направлено на создание гармоничного завершения встреч.

Структура каждого занятия:

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка – 10 минут.

Развивающий этап – 20 минут.

Подведение итогов – 5 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

Занятие 1.

«Давайте знакомиться!»

Цель: создать положительный эмоциональный фон у участников группы и чувства принадлежности к группе, развить коммуникативные навыки.

Материалы для занятия: магнитофон, фоновая музыка, мяч

Разминка «Солнечный зайчик».

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями по лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с «солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились.

Упражнение «Вот он я!».

Каждый участник по кругу называет свое имя и говорит, что он любит (например, «Меня зовут Влад, я люблю кататься на велосипеде / я люблю мороженое и так далее). Следующий участник называет имя предыдущего, и говорит, что он любит (например, «Его зовут Влад, он любит кататься на велосипеде / любит мороженое и так далее), затем называет свой вариант.

Упражнение «Пожелания».

Дети становятся в круг, кидают мяч друг другу, здороваются и передают друг другу пожелания на сегодняшний день.

Упражнение «Насос и мяч».

Дети разбиваются на пары. Инструкция:

Представьте себе, что один из вас – большой надувной мяч, другой – насос, и он надувает этот мяч. Тот, кто изображает мяч, стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Товарищ начинает надувать мяч с помощью насоса (сопровождая надувание мяча движением рук) со звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Мяч надут (тело выпрямилось, надулись щеки, приподнялись руки). Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса и воздух с силой начинает выходить со звуком «ш...ш...ш...ш» (покажите детям это упражнение). Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.

Играющие меняются местами.

Упражнение «Представь себе».

Продолжаем наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, когда вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и покажите этот объект, а все остальные должны догадаться, что вы представляете.

Выбор того или иного объекта материального мира, животного или растения осуществляется часто по принципам сходства (напр.: хочу быть озером, потому что оно спокойно) или дополнения, различия (напр.: хочу стать башней, потому я маленькая). В любом случае, в индивидуальной беседе с ребенком можно поинтересоваться причиной представления каких-то необычных образов.

Упражнение «Солнечный круг».

Участники стоят в кругу, ладони соседей сомкнуты. Необходимо почувствовать тепло руки соседа. Круг сомкнутых ладоней становится «солнечным кругом».

 

Занятие 2.

«Мы разные».

Цель: раскрытие себя по средствам упражнений, повышение позитивного настроения, эмоциональное расслабление, развитие творческого воображения.

Материалы для занятия: листы А4, карандаши, магнитофон, фоновая музыка

Разминка «Солнечный зайчик». См. 1 занятие.

Упражнение «Карусель общения».

Дети по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”

“Меня радует…”

“Мне грустно когда…”

“Я сержусь, когда… ”

“Я горжусь собой, когда…».

Упражнение «Мы рисуем своих друзей».

Детям предлагается в любой форме нарисовать своего друга, попробовать передать его характер, поведение, манеры. После каждый описывает свой рисунок.

Упражнение «Фантастика».

Детям предлагается добавить одно или несколько фантастических свойств человеку или многим людям, придумать органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть. И постараться показать их.

Упражнение «Солнечный круг». См. 1 занятие.

 

Занятие 3.

«Творчество в нас!».

Цель: поддержание положительной эмоциональной обстановки в группе, раскрытиевоображения и творческого мышления.

Материалы для занятия: листы А4, карандаши, магнитофон, фоновая музыка, воздушный шарик

Разминка «Солнечный зайчик». См. 1 занятие.

Упражнение «Оживший рисунок».

Вы получили замечательный дар, все, что вы нарисуете, оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений? По окончанию каждый ребёнок рассказывает о своём рисунке.

Упражнение «Ожившие предметы».

Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться. Например, мальчик сидит верхом на палочке и воображает ее лошадью, а себя всадником.

В какое живое существо ты бы превратил воздушный шарик?

Упражнение «Тень»

Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем водящий меняется.

Упражнение «Солнечный круг». См. 1 занятие.

 

Занятие 4.

«Мы – талант!»

Цель: осознание себя как творческой личности, раскрытие своих способностей и воображения,снижение мышечного напряжения

Материалы для занятия: магнитофон, фоновая музыка

Разминка «Солнечный зайчик». См. 1 занятие.

Упражнение «Спаслание»

Дождь лил неделю не переставая. Вода все прибывала и прибывала. Винни-Пух давно забрался на дерево и смотрел на проплывающий под ним всякий мусор. Вдруг он увидел, что плывет большой горшок с закрытой крышкой. В горшках обычно бывает мед, и медвежонок спустился вниз, чтобы поймать эту ценную вещь. Меда в горшке не оказалось, зато в нем лежала записка.

«Это Спаслание! — подумал Пух. — Писать умеет только Кристофер Робин, значит, что-то у него произошло. Надо плыть к нему. Только на чем? На ветке не поплаваешь, а бревна как назло не проплывали».

Что же нужно делать Винни-Пуху?

Упражнение «Перевоплощения»

Дети удобно располагаются на стульях. Один их них получает указание от ведущего или от своего соседа превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т.д.

Упражнение «Передай другому»

Дети сидят в кругу, и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.

Обсуждение: Легко или трудно было передавать предмет? Кому легко? А в чем были трудности? Легко или трудно было отгадывать предмет? Кому было легко?

Упражнение «Солнечный круг». См. 1 занятие.

 

Занятие 5.

«Творчество в нас!»

Цель: предоставить детям реализовать свой творческий потенциал, раскрыть воображение

Материалы для занятия: магнитофон, фоновая музыка, бумагу и карандаш

Разминка «Солнечный зайчик». См. 1 занятие.

Упражнение «Сценаристы».

Проводится беседа с детьми об их любимых программах и телегероях. Потом предлагается им вместе с вами написать сценарий на тему их любимого представления. Дети могут придумывать, а вы – записывать. Задавайте вопросы, это поможет ему. Большая часть детей будет использовать в своем сценарии основные события увиденных программ, но вопросами вы можете навести их на новые повороты сюжета. Если вы с энтузиазмом примите их фантазии, это только вдохновит детей. Закончив сценарий, вы можете попробовать вместе проиграть его.

Упражнение «Текст в рисунках»

Приготовим бумагу и карандаш. Перед нами текст. Прочитаем его, стараясь как можно лучше понять. После того как текст прочитан, участникам предлагается законспектировать его. Однако в конспектах не должно быть слов и предложений, а только либо рисунки, либо схемы, либо какие-то символы. Изобразить текст можно по частям – по абзацам, тогда получится несколько опорных сигналов. Затем участники по очереди демонстрирую схемы, объясняют их, а после выбирается лучшая схема и лучший игрок. Учитывается оригинальность изображаемого.

Упражнение «Передача движения по кругу»

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет, и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

Упражнение «Солнечный круг». См. 1 занятие.

 

Занятие 6.

«Наше воображение»

Цель: расширить кругозор каждого ребёнка, научить пользоваться своим воображением в творческих делах

Материалы для занятия: магнитофон, фоновая музыка, платки, различные мелкие предметы

Разминка «Солнечный зайчик». См. 1 занятие.

Упражнение «Волшебная котомка»

Вот она, моя «волшебная котомка». (Показать детям при помощи пантомимы, что на полу стоит большая сумка.) Из этой «волшебной котомки» я буду сейчас доставать разные вещи, а вы сможете увидеть их, но не наяву, а только с помощью своего воображения. Для того чтобы вы смогли понять, что за вещь я достала, я буду показывать, как пользоваться ею. Как только кто-нибудь из вас угадает, что именно я достала из «волшебной котомки», он должен встать со стула, но пока не должен ничего говорить. Когда все дети встанут, они смогут рассказать, что же они «увидели». Доставая разные вещи из «волшебной котомки», вы можете, например: забить молотком гвоздь, очистить и съесть банан, развернуть и съесть принесенный из дома бутерброд, распилить бревно, разрезать ножницами бумагу, выпить стакан воды, записать что-нибудь в тетрадь, достать монеты из кошелька и т.д.

Упражнение «Танец с платками»

Играющие стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие платки. С началом звучания каждый начинает играть со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Необходимо дать время играющим поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем участники игры встают в круг. Музыка начинает звучать с самого начала. Каждый по очереди выходит в центр круга и становится ведущим, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют движения ведущего. Вместо платка в руках у играющих могут быть другие предметы, соответствующие музыкальному образу.

Упражнение «Рисуем вместе»

Дети начинают рисовать какой-либо предмет или животное, рисуют 2 минуты, затем по кругу передают свой рисунок соседу справа, потом дорисовывают рисунок соседа (1 минуту), и так они меняются до тех пор, пока рисунок не вернётся хозяину. Затем проводится обсуждение.

Упражнение «Солнечный круг». См. 1 занятие.

 

Занятие 7.

«Талант в нас!»

Цель: развитие умения передавать своё воображение по средствам различных упражнений, тренировка творческих способностей

Материалы для занятия: магнитофон, фоновая музыка, горсть скрепок, бумага и карандаши

Разминка «Солнечный зайчик». См. 1 занятие.

Упражнение «Интересное применение предметов»

Найдите как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

Упражнение «Мини-фантазии»

Я хочу предложить вам короткий отдых, чтобы вы могли почувствовать себя бодрее. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже... Теперь представьте себе, что вы лежите на зеленом лугу, и над вами по прозрачно-голубому небу проплывают белые пушистые облака.

Дайте детям насладиться этой картиной в течение одной-двух минут.

Другие возможные образы:

Ты бежишь рано утром со своим лучшим другом (подругой) по прекрасному парку... Ты бежишь по белому пляжному песку к теплой голубой воде... В солнечный весенний день по дороге в цирк ты играешь со своей тенью... В ясную ночь ты разглядываешь сверкающие звезды на небе... Ты гладишь мягкий шелковистый мех маленького котенка... Ты надкусываешь хрустящее сочное яблоко... Ты наблюдаешь, как облетают осенние листья с деревьев... В холодный день ты греешься у потрескивающего в камине огня... На лугу ты кружишься вокруг себя с широко раскинутыми руками, пока не закружится голова... Ты прыгаешь с большого круглого камня в пруд... Ты слушаешь по радио свою любимую песню...

Упражнение «Точки»

Возьмите лист бумаги и поставьте на нем двадцать точек, разбросав их по всему листу... (2 минуты.) Теперь обменяйтесь листами с сидящим рядом ребенком. Соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета. (5 минут.) В конце игры дайте каждому ребенку показать свой рисунок классу. Все остальные могут угадывать, что на нем нарисовано.

Упражнение «Солнечный круг». См. 1 занятие.

 

Занятие 8.

«Мы и наше творчество»

Цель: развитие творческого потенциала по средствам воображения, формирование положительного самовосприятия и уверенности в своих силах

Материалы для занятия: магнитофон, фоновая музыка, карточка с описанием обыденной ситуации, лист чистой бумаги для каждого участника, акварельные краски, простые карандаши

Разминка «Солнечный зайчик». См. 1 занятие.

Упражнение «Необычный рассказ»

Для каждого ребенка понадобится маленькая карточка с описанием любой обыденной ситуации, например: «На твоем велосипеде появилась вмятина»; «У тебя болит ухо»; «Ты покупаешь себе пирожное»; «Тебе сделали прививку»; «Ты сидишь за домашним заданием»; «Ты смотришь футбольный матч» и т.д.

Я хочу предложить вам одну остроумную игру. Садитесь все вместе в круг, и пусть каждый возьмет из коробочки карточку. На карточках написаны разные ситуации, которые случаются в жизни. Прочтите, что написано на вашей карточке. Затем кто-то из вас выходит на середину и показывает нам, что написано на его карточке. Для этого можно делать разные движения, «говорить» ногами и руками, но нельзя пользоваться нашим нормальным языком. Можно и нужно использовать какие-нибудь придуманные слова, половину из них говорить, половину – петь. Другие должны угадать, что показывает этот ребенок. Как только ситуация будет разгадана верно, в круг выходит следующий и т.д.

Упражнение «Oблака»

Сейчас мы с вами создадим еще один вариант загадочных рисунков. Летом смотрите на облака? Замечали, что они бывают, похожи на разных животных, другие предметы? Вот сейчас мы с вами создадим облака – только с помощью краски и бумаги. Для этого нужно взять краску – цвет любой – и лист бумаги. И поставить краской в центре листа кляксу – небольшую. Потом сложить лист пополам, придавить и осторожно вновь развернуть лист. Клякса каким-то образом расползлась по поверхности листа. Дадим краске просохнуть. А теперь посмотрите каждый на свою кляксу и постарайтесь увидеть в ней как можно больше изображений. Когда будете готовы мне их показать, поднимите руку. При показе увиденных в кляксе фигур ребенок должен обвести их по контуру. Если позволяет время, можно предложить обменяться кляксами и попробовать разгадать чужую кляксу. В этом случае дети могут показывать (обводить) увиденные изображения друг другу.

Упражнение «Волшебный сад»

Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий (взрослый или кто-либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» – ведущим в соответствии со звучащей музыкой. В завершении пьесы «цветы» должны снова закрыться в бутоны.

Упражнение «Солнечный круг». См. 1 занятие.

 

Занятие 9.

«Воображариум»

Цель: повысить уверенность ребёнка в своих творческих способностях, развить уровень воображения, закрепить положительное эмоциональное состояние в группе

Материалы для занятия: магнитофон, фоновая музыка, листы А4, карандаши, мяч

Разминка «Солнечный зайчик». См. 1 занятие.

Упражнение «Попрыгай»

Ребятам предлагается попрыгать как: воробей, кенгуру, лягушка, кузнечик, бегемот.

Упражнение «Открытка»

Предложить нарисовать детям особую открытку, которая, якобы, выпущена в связи с полной отменой оценок в школе; установлением Всемирного дня сладкоежек; запретом на бороды и усы и т.п.

Упражнение «Прекрасный ужасный рисунок»

Детям дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Первый участник создает «прекрасный» рисунок и передает его соседу справа. Тот в течение 30 секунд превращает «прекрасный» рисунок в «ужасный» и передает следующему человеку, который должен снова сделать рисунок «прекрасным». Так лист проходит весь круг. Рисунок возвращается первому автору.

Упражнение «Креативные качества»

Участники группы сидят по кругу. У психолога в руках мяч. «Сейчас, бросая друг другу мяч, будем, не повторяясь, называть качества, особенности поведения, присущие, с нашей точки зрения, творческому человеку. Постараемся быть внимательными, запоминать названные характеристики, а также и то, у кого уже мяч побывал. Будем стараться, чтобы все принимали участие в работе». После того, как мяч побывает два-три раза у каждого, тренер изменяет инструкцию: «А теперь, продолжая бросать мяч, будем называть качества, особенности поведения нетворческого человекам». Это упражнение способствует осознанию проявлений творчества, что дает возможность психологу предложить участникам группы ориентировочную основу для проявления творческого потенциала.

Упражнение «Солнечный круг». См. 1 занятие.

 

Занятие 10.

«Творчество во всём!»

Цель: развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах, закрепление навыков проявления воображения в нестандартных ситуациях, творчества в целом

Материалы для занятия: магнитофон, фоновая музыка, мяч

Разминка «Солнечный зайчик». См. 1 занятие.

Упражнение «Мяч»

Участники группы сидят по кругу. У психолога в руках мяч. Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, кому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу «молоток». Кроме его прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах. Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить. Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и постараемся сделать так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого. В ходе обсуждения проделанной работы можно задать группе такие вопросы: «В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?», «Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?», «Что вам помогало справляться с поставленной задачей?»

Упражнение «Машина времени»

У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

- Что бы вы хотели посмотреть в прошлом?

- Какими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько мне сейчас?

- Как жили динозавры?

- Я бы хотел познакомиться и поговорить с Пушкиным, с Наполеоном, с Сократом.

- Что бы вы хотели посмотреть в будущем?

- Кем я буду? Сколько у меня будет детей?

- Поговорить со своим будущим сыном.

Вот невероятная ситуация. С Земли послали сообщение на далекую звезду. На этой звезде живут разумные существа, у них есть машина времени. Они послали ответ, но ошиблись, и ответ пришел на Землю раньше, чем было послано сообщение.

Задание. Предложите 10 сюжетов, связанных с эффектом машины времени.

Упражнение «Закончим рассказ вместе»

Начните читать какой-либо рассказ и спустя несколько минут прервите его чтение. Предложите детям самим придумать окончание рассказа. Затем предложите им сравнить свой рассказ с прочитанным текстом.

Упражнение «Встаньте в круг»

По сигналу ведущего дети должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться, стараясь не наступать друг на друга и жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлопка – не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось. Игру можно повторить несколько раз.

Упражнение «Спасибо!»

Дети встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил он нового в ходе занятий. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!

Упражнение «Солнечный круг». См. 1 занятие.


Диагностический блок

Методика "Где чье место?"

Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.

Стимульный материал.

Для проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями. Вот пример такой картинки (рис. 1).


Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками (рис. 2). Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.

Игровое задание.

Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались.


Анализ выполнения задания.

В зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Одни дети (первый уровень) испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их "законные" места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на "чужие" места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же вам удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: "Кошка на клумбе потому, что она спряталась", "Собака в пруду потому, что она спряталась" и т.п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития воображения ответить не могут.

Вместе с тем ситуация коренным образом изменяется, если мы уберем целую картинку и, оставив лишь кружочки, поговорим с ребенком о том, где и почему может находиться тот или иной персонаж. В таких беседах со взрослым дети, как правило, показывают значительно лучшие результаты, чем при самостоятельном объяснении. Они могут придумать - правда, очень короткие и несложные - ситуации и истории (в основном по сюжетам знакомых им рассказов и сказок), объясняющие необычное положение персонажей.

Другие же дети (второй уровень) особых проблем при выполнении этого задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на "чужие" места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте.

Рассказы дошкольников с этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши очень стараются это доказать. "В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)" и т.п.

Если изменить задание и попросить детей объяснить, как расставил персонажи взрослый или другой ребенок, то их рассказы станут более содержательными и детальными, чем тогда, когда они сами ставили картинки и пытались пояснить свои действия. Если же убрать большую картинку, то в отличие от детей с первым уровнем развития воображения они почти не будут реагировать на это, т.е. их рассказы и объяснения не станут качественно ни хуже, ни лучше.


Дети с высоким (третьим) уровнем развития воображения без труда расставляют кружочки на "чужие" места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д.

Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: "Я волшебник, сейчас я оживлю эту картинку", - а затем следует фантастический рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: "На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались". Далее следует сказочный сюжет.
Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим.

Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить "чужое", то они должны проникнуть в "чужой" замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют. Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке, мы же просим ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Формирование воображения у детей предполагает известную свободу в использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным действиям, препятствуют проявлению индивидуальности.

Таким образом, говоря о развитии воображения в младшем школьном возрасте, можно использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы "шорами", ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество ребенка.

 

2. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

  • скорость процессов воображения;
  • необычность, оригинальность образов воображения;
  • богатство фантазии;
  • глубина и проработанность (детализированность) образов;
  • впечатлительность, эмоциональность образов.

 

По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.

 

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

 

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку “скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...