Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления изменений в системе управления МУЗ «Семеновская ЦРБ»




 

При реструктуризации хозяйственного отдела МУЗ «Семеновская ЦРБ» необходимо учитывать процесс оказания медицинских услуг, так как он является основной деятельностью учреждения, а хозчасть способствует рационализации данного процесса.

Оказание медицинских услуг нуждается в совершенствовании и применении современных методов управления. Одним из способов является использование логистического подхода для снижения затрат за счет использования имеющихся ресурсов лечебно-профилактического учреждения. Рассмотрим данный процесс.

Пациент в лечебно-профилактическом учреждении получает медицинские услуги, которые в своей совокупности и направленности образуют поток, состоящий из частных потоков: материального, финансового, информационного, кадрового (рис. 3)[8].


Частные потоки        Интегрированный поток

 

 

     
    ПАЦИЕНТ
материальный


финансовый
        

 

 


Рис.3. Модель потока медицинских услуг как интегрированного потока

Поток услуг – это направленное движение материальных, информационных, финансовых, трудовых ресурсов, циркулирующих в логистической системе, с целью минимизации затрат на продвижение услуг от производителя к потребителю при максимально возможном эффекте функционирования данной системы.

Поток медицинских услуг – совокупность направленных действий, оказываемых в системе специализированных учреждений или организациях для диагностики, лечения или профилактики данного заболевания пациента в целях улучшения его самочувствия и здоровья, характеризующаяся определенным временным интервалом и рассматриваемая в процессе применения к ней различных логистических операций с целью минимизации совокупных затрат на оказание медицинских услуг без снижения их качества при функционировании учреждения как системы.

Изучение структуры функций, выполняемых непроизводственной сферой, привело к необходимости некоторого их дополнения, которое заключается в том, что выполнение всех функций осуществляется в рамках бизнес-коммуникаций, и в то же время сама коммуникация является функцией, присущей сфере услуг. Предлагается дополненная структуризация рынка услуг с выделением рынка санаторно-оздоровительных услуг, рынка услуг физкультуры и спорта в сфере восстановления и сохранения здоровья[9].

Для достижения высокого уровня координации управления в ЛПУ рассмотрены варианты четырех стратегий, применяемых к цели ЛПУ и выполняемым логистическим операциям: оптимизация существующей системы, экспериментирование с новыми уникальными методами координации в существующей системе, реорганизация служб логистического управления или создание матричной системы.

Цель и задачи управления медицинской услугой в лечебно-профилактическом учреждении представлены в виде дерева целей, в котором опорными ветвями являются рационализация процессов оказания медицинских услуг и улучшение ресурсной доступности медицинской услуги[10] (рис. 4).

Логистическая система лечебно-профилактического учреждения представляет собой структурированную экономическую систему, состоящую из совокупности подсистем лечебно-профилактического учреждения, организующих потоки медицинских услуг и управляющих ими в процессе осуществления лечебно-диагностического процесса, а также сопутствующих им потоков информации и финансов, кадровых и материальных потоков; функционирование которой направлено на наиболее полное удовлетворение спроса пациентов в медицинских услугах при соответствии их качества принятым стандартам.

 


Цель – оказание пациентам медицинских услуг в соответствии с требованиями логистики

 


                                                  

     
 

 

 


                                                                                   

 

     
 

 

 


         

     
 

 


Рис. 4. Дерево целей и задач логистического управления медицинской услугой

В новых экономических условиях одной из главных задач создания эффективной системы управления процессом оказания медицинских услуг является рациональное использование имеющихся ресурсов лечебно-профилактического учреждения и концентрация их на приоритетных направлениях на основе совершенствования управленческой деятельности.

Логистический подход к управлению деятельностью лечебно-профилактического учреждения состоит в том, что он обеспечивает рациональное использование имеющихся ресурсов и получение экономического результата при оказании медицинских услуг. Исходя из этого, сформулированы особенности логистического подхода к процессу оказания медицинских услуг:

1. Получение большей отдачи при тех же ресурсах – увеличение количества обследованных и пролеченных пациентов по стандартам медицинского обслуживания с использованием имеющихся материально-технических и трудовых ресурсов.

2. Получение того же результата при меньших затратах – сохранения числа количества обследованных и пролеченных пациентов по стандартам медицинского обслуживания при снижении затрат на производство медицинских услуг за счет рационализации использования имеющихся ресурсов (питания, времени, кадров, оборудования).

В управлении использованием ресурсов ЛПУ большое значение принадлежит умению руководства данного учреждения управлять потоками медицинских услуг, пациентов и финансов.

С целью рационализации управления потоками пациентов, финансов, материалов и информации предлагается руководителю выполнить пошаговое (ступенчатое) решение стоящих перед ним проблем, то есть отказаться от традиционных принципов планирования, создать рабочую группу стратегического управления и развития, ориентированную на совершенствование оказания медицинских услуг, рационализацию использования имеющихся ресурсов, и перейти на экономические методы управления.

На основе проведенного анализа процесса оказания медицинских услуг выявлены недостатки в организации управленческой структуры МУЗ «Семеновская ЦРБ», которые сводятся к следующим:

- отсутствие начальной информационной базы об особенностях логистических процессов в ЛПУ;

- несогласованность в действиях служб, реализующих разрозненные логистические функции;

- отсутствие системности в использовании функций.

Для рационализации процесса управления потоками при оказании медицинских услуг разработана модель логистического управления МУЗ «Семеновская ЦРБ», состоящая из четырех подсистем, реализующих посредством потоков взаимодействие ЛС с внешней средой и внутри ЛС (рис. 5). Данная модель отражает сущность логистики в сфере медицинских услуг.


 

     

 


Банк
                                                                                                                                                         

                      

                                 
               


                                                                                                                                                                                                          

 

Внутренняя среда логистической системы
                                                                                         

 

 

Подсистема № 1. Управление процедурами предварительной записи и продвижения медицинских услуг


                                                                                                                                                                           

 

 

 


               

 

 

 


                                                     Информационные потоки

                                                      Финансовые потоки

                                                      Потоки услуг

                                            Потоки пациентов

                                                       Граница ЛС ЛПУ

 

Рис.5. Модель логистической системы управления ЛПУ[11]

 

Как показал анализ функций подсистем МУЗ «Семеновская ЦРБ», вся его логистическая деятельность определяется информационным взаимодействием четырех основных подсистем во внутренней среде и обусловлена:

• необходимостью создания и поддержания непрерывной связи с объектами внешней среды ЛС (подсистема №1);

• необходимостью управления многообразием информации на всех этапах логистической деятельности и стадиях взаимодействия потребителя услуги (пациента) со структурами ЛПУ (подсистема №2);

• потребностью в оптимизации использования всех видов внутренних ресурсов ЛПУ в процессе формирования заказов и производства услуг (подсистема №3);

• необходимостью обработки и интерпретации результатов деятельности ЛПУ (подсистема №4).

В целях структурирования информационных, сервисных и финансовых потоков в сфере медицинских услуг (на примере МУЗ «Семеновская ЦРБ») предлагается принять за основу построение логистической системы и сформировать информационно-финансовые узлы пересечения ресурсопотоков. Для координации управления потоковыми процессами в ЛПУ определены функции логистического менеджмента, сформулированы задачи управления потоками в точках воздействия на стадиях логистической деятельности.

Под логистикой в сфере медицинских услуг будем понимать интегральный инструмент управления и координации всей совокупности существующих материальных, информационных, финансовых, кадровых потоков, необходимых для управления интегрированным потоком медицинских услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей-пациентов.

В результате совмещения предложенной модели ЛС с административной сеткой ЛПУ были выявлены узлы пересечения ресурсопотоков, изучение которых показало, что все узлы открыты для постоянного управленческого воздействия, и именно в них должны концентрироваться основные ресурсы управления. Далее проведен более детальный анализ содержания, структуры, а также свойств и характеристик каждого из представленных узлов на примере ЛПУ.

Задачи управления движением потоков в узлах их наложения на стадиях логистической деятельности приведены в таблице.

 

Таблица

Задачи управления ресурсопотоками в информационно-финансовых узлах на стадиях логистической деятельности

Узлы пересечения потоков 1.Планирование ресурсопотоков 2.Организация движения 3. Контроль и учет
1 2 3 4
Узел № 1 (Администрирование в службе регистрации и распределения) 1. Информирование пациентов о разработке новых услуг 2. Формирование предварительных заказов 1. Организация продаж по предварительным заявкам 2. Организация движения внутренних информационных потоков в процессе производства и потребления медицинских услуг Контроль движения информационных потоков в процессе обслуживания, учет замечаний и пожеланий потребителей медицинской услуги
Узел № 2 (Проведение финансовых расчетов в бухгалтерии, кассе)  Обеспечение расчетных операций   1. Обслуживание безналичных расчетов 2. Учет доходов и расходов 3. Организация бухгалтерского учета 4. Кассовое обслуживание наличных расчетов   1. Контроль отклонений и несоответствий в параметрах сервисных и финансовых потоков по медицинским услугам 2. Учет дебиторской и кредиторской задолженности 3. Организация движения внутренней документации по финансовой деятельности ЛПУ
Узел № 3 (Реализация медицинских услуг отделом продаж и маркетинга) 1. Исследование особенностей медицинского обслуживания 2. Прогноз объема прибытия пациентов 3. Анализ требований потребителей к параметрам пакета 4. Определение параметров и характеристик пакета 5. Установление цены услуг 6. Определение основных направлений политики маркетинга 1. Использование коммуникационных каналов информирования рынка о новой услуге 2. Применение маркетинговых инструментов для воздействия на сервисные и финансовые потоки 3. Оформление договоров и соглашений 4. Ведение базы данных по корпоративным пациентам-покупателям услуг 5. Ведение статистики продаж 1. Сопоставление параметров плановых и фактических объемов сервисных и финансовых потоков 2. Корректировка параметров услуги 3. Мониторинг соответствия параметров пакета стандартам обслуживания 4. Создание обратной связи по результатам обслуживания 5. Анализ предпочтений потребителей услуги
Узел № 4 (Управленческий учет в планово-экономическом отделе - аналитическом центре) 1. Определение себестоимости пакета услуг 2. Планирование объема доходного финансового потока 3. Планирование потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для разработки и реализации услуги 4. Оценка возможных рисков Организация финансового учета по параметрам услуги 1. Отслеживание отклонений в плановых показателях себестоимости, доходов, уровня риска и т.п. 2. Подготовка рекомендаций по особенностям работы с медицинской услугой на основе полученных данных

 

При анализе обслуживания пациентов ЛПУ рекомендуется разбить цикл обращения (заказа на медицинскую услугу) на пять этапов[12]: планирование, передача, обработка, комплектация и реализация заказа. Для координации взаимодействия пациента с различными структурами ЛПУ в качестве организационной поддержки логистического процесса обслуживания предлагается ввести должность менеджера-интегратора по логистике. Нового сотрудника целесообразно будет оформить в хозяйственную часть, поскольку в его обязанности будет входить обработка заказов пациентов.

 

3.2. Совершенствование организационной структуры управления
хозяйственной части МУЗ «Семеновская ЦРБ»

 

В организационную структуру предлагается ввести должность менеджера-интегратора по логистике (рис. 5).

Поскольку выше обосновали необходимость введения в штат МУЗ «Семеновская ЦРБ» менеджера-интегратора по логистике, то определим для него квалификационные требования и составим должностную инструкцию.

Общие положения

1. Менеджер по логистике относится к категории специалистов.

2. На должность менеджера по логистике назначается лицо, имеющее (высшее; среднее) профессиональное (техническое или экономическое) образование, дополнительное (ую) по направлению «Логистика» и стаж работы по (образование; подготовку) управлению логистикой не менее (2 лет; 3 лет; пр.)

3. Менеджер по логистике должен знать:

3.1. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление коммерческой деятельности.

3.2. Принципы прогнозирования в логистике и планирования логистики.

3.3. Основы проектирования логистических систем.

3.4. Принципы проектирования и построения логистических систем, формирования логистических связей.

3.5. Логистические информационные системы и их функции.

3.6. Методы математического моделирования и формализации задач, разработки алгоритмов, математического и логического анализа.

3.7. Основы технической кибернетики.

3.8. Основы экономической кибернетики и экономики.

3.9. Основы менеджмента, маркетинга, организации производства, современных бизнес-технологий, финансового управления.

3.10. Конъюнктуру рынка, методы изучения спроса на услуги.

3.11. Принципы распределения услуг.

3.12. Порядок разработки договоров, соглашений, контрактов.

3.13. Требования к оформлению снабженческой, транспортной, складской, сбытовой и финансовой документации.

3.14. Структуру управления предприятием.

3.15. Этику делового общения.

3.16. Основы социологии, психологии и мотивации труда.

3.17. Правила работы с первичной документацией.

3.18. Законодательство о труде и охране труда РФ.

3.19. Правила внутреннего трудового распорядка.

3.20. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4. Назначение на должность менеджера по логистике и освобождение от должности производится приказом руководителя предприятия.

5. Менеджер по логистике подчиняется непосредственно (руководителю предприятия; его заместителю)

6. Менеджер по логистике осуществляет руководство работниками логистических подразделений предприятия.

7. На время отсутствия менеджера по логистике (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

Должностные обязанности

Менеджер по логистике:

1. Ведет регистрацию больных, обратившихся за медицинской помощью в учреждение здравоохранения.

2. Обеспечивает хранение и доставку медицинских карт в кабинет врача.

3. Четко, доступно, вежливо отвечать на вопросы посетителей о порядке работы поликлиники и ее подразделений, времени и месте приема врачей, правилах подготовки к исследованиям и давать другую необходимую информацию.

4. Иметь на рабочем столе расписание врачей всех специальностей, телефоны основных служб здравоохранения города и другую необходимую информацию.

5. Своевременно вносить необходимые изменения в имеющуюся у него информацию о расписании работы врачей подразделений поликлиники и других учреждений с тем, чтобы правильно давать справки посетителям поликлиники.

6. Знать работу других участков регистратуры и, по распоряжению заведующего регистратурой или главной медицинской сестры, заменить отсутствующего сотрудника.

7. Ведет регистрацию больных, обратившихся за медицинской помощью в учреждение здравоохранения.

8. Обеспечивает хранение и доставку медицинских карт в кабинет врача.

9. Предоставляет информацию по вопросам приема населения непосредственно или по телефону с помощью справочных материалов

10. Предоставляет информацию по вопросам приема населения непосредственно или по телефону с помощью справочных материалов

11. Управляет логистикой (обеспечивает составление логистических прогнозов и планов; координирует проведение работ по проектированию логистических систем и внедрению их на предприятии; рассчитывает затраты на логистику, разрабатывает бюджет на логистику и обеспечивает его соблюдение; организует работы по созданию и внедрению логистических информационных систем.

Права

Менеджер по логистике имеет право:

1. Действовать от имени предприятия, представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с контрагентами, органами государственной власти и местного самоуправления по коммерческим вопросам.

2. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений предприятия и специалистов необходимые информацию и документы.

3. Проверять деятельность логистических и иных подразделений предприятия в рамках логистического контроля и давать обязательные для исполнения указания по исправлению имеющихся недостатков.

4. Участвовать в подготовке проектов приказов, инструкций, иных документов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

5. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы, издавать за своей подписью распоряжения по предприятию по вопросам логистического управления.

6. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями предприятия, а также иными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

7. Вносить на рассмотрение руководителя предприятия:

7.1. Представления о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей подчиненных работников.

7.2. Предложения: о поощрении отличившихся работников, о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

8. Требовать от администрации городской поликлиники оборудованного рабочего места, обеспечивающего качественное и эффективное выполнение своих функциональных обязанностей;

9. Требовать от заведующего регистратурой своевременной информации о всех изменениях в расписании работы врачей, подразделений поликлиники, порядке работы медицинских учреждений.

Ответственность

Менеджер по логистике несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Медицинский менеджер по логистике несет ответственность за некачественную работу и ошибочные действия в решении вопросов, которые входят в сферу его обязанностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...