Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа царя Сервия Туллия. Установление республиканского строя.




1) Царский период (VIII-VI вв до н.э.) - с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим(753 - 509 гг. до н.э.) - царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формир в гос учреждение. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената ("Сенатус-Консульты"); Акты магистратов (Эдикты магистратов). 2) Период расцвета Римского права (классич период) - период Республики (V-I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509-27 гг.до н.э. Хаар-ся борьбой плебеев и патрициев. Возрастание значения частной собств-ти; расширение территор границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деят-ть проф римских юристов. 3) Период после классич (Iв до н.э-V вв.н.э) - период Империи, кот делится на принципат (I в до н.э. - IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. – V в н.э.). Принципат - переход от республики к монархии - царь становится первым среди равных. Доминат - абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права («Дигесты», «Институции Гая»). Царский период: население города составили две основные группы: собственно римские граждане (патриции), и их антагонисты - плебеи. Римские граждане были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиссии). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должн лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно кот их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий " царю ", которого называли рексом. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Когда Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о полит правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам. Реформа рекса Сервия Туллия 6 в до н.э. - в основу обществ организации Рима легли имущ и территор принципы. Все свободное население Рима (члены римских родов и плебеи) - было разделено на пять имущ разрядов. В основу деления был положен размер земельного надела, кот владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена ден оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруж единиц - центурий (сотен). Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооруже пехоты, 4-5 разряды - легковооруж пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруж центурию. Центурии стали не только военной, но и полит единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные собрания), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции нач с центурий всадников, а при их единогласии и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Деление свободного населения по территор принципу: было образовано 4 гор и 17 сельс территор округов, за кот сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территор трибам также стали созываться свои собрания (трибутные собрания), в которых каждая триба имела один голос. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформы Сервия Туллия способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Установление республиканского строя: В Римской республике сочетались аристократ и демокр черты, при существенном преобладании первых, обеспеч привилегир положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Высшие гос органы - народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, преимущественно управляли государством сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета (высший класс). В Римской республике существовали три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания - принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров). Трибутные собрания - избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Куриатные собрания - лишь формально вводили в должность лиц, избр другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Сенат -сенаторы не избирались; назначались цензорами раз в 5 лет. Формально сенат был совещат органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: контролировал законод деят-ть центуриатных собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты; устанавливал налоги и определял необх фин расходы. Магистратурами в Риме именовались гос должности. Принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год.

 

8. Государственный строй Римской республики.

В конце VI века до н. э. последний римский рекс был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской рабовладельческой республики, просущ около 500 лет. Главным органом власти был сенат. По числу родов сенаторов было первоначально 300 ч. Назначали их особо уполномоч лица, избранные народным собранием, - цензоры. Для больш-ва сенаторов назначение было практически пожизненным. Сенатор должен был происходить из родовитой семьи, быть богат, занимать перед тем какой-нибудь важный пост. Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате. Сенат подчинялся решениям народного собрания. Если же он находил, что решения народного собрания "не соответствуют интересам Рима", он объявлял их недействит или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Не имея прямой законод власти, сенат присвоил себе право толкования законов. В особых случаях сенат имел право прибегнуть к временной военной диктатуре. По его решению один из консулов назначал диктатора. После этого все должн лица республики переходили в подчинение последнего. Диктатор опирался на военную силу. Он не нес отв-ти за свои действия. Макс срок его полномочий - 6 месяцев. В ведении сената: распоряжение казной и наблюдение за гос имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т.п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну; мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. По роли сената и его составу римскую республику называют аристократической. Вплоть до Ш века до н. э. Рим был по преимуществу землед общиной, поэтому политическое господство принадлежало земельной аристократии. Ее усилению способствовали войны. Аристократ по своей сущности, римская республика сохраняла, многие важные институты народовластия (народные собрания). С течением времени к ним прибавился народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотребл власти. Срочность полномочий должн лиц республики, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений точно так же указывают на демократ формы, сохранявшиеся, несмотря на господствующее положение сената. Право народного собрания пересматривать приговоры и соответственно с тем право граждан обращаться в народное собрание с просьбами о защите. В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний - центуриатные (считались галвными) и трибутные. Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование. Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников - магистратов - республики: консулов, преторов, цензоров и др. На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов. Правительственная власть в римской республике складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Крут деятельности членов коллегий не был очерчен. Но каждый из них мог наложить запрещение - вето - на действия своего коллеги. Важнейшее значение имели первые две коллегии: коллегия консулов (первоначально два) и коллегия преторов (сначала два, потом четыре и больше). И те и другие обладали властью "cum imperium" - командование войском, право созыва народного собрания и сената (а также председательствование в собрании и сенате), право издавать приказы и чинить суд над гражданами. Консулы были высшими магистратами республики - дела текущего управления; следили за исполнением законов. Консулы и преторы несли ответственность перед одной и той же властью - народным собранием. Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 г до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом. Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сперва 2, потом 5 и наконец 10. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была всегда открываться для ищущих защиты плебеев. Трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключ приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената. Для того чтобы отменить вето народного трибуна, требовалось единогласное постановление всех остальных его коллег. Трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу. Началом своей военной славы Древний Рим обязан народному ополчению первых веков своей истории. Каждый римский гражданин, достигший 17лет, был обязан нести военную службу. Это было не только его обязанностью, но и священным долгом, призванием, привилегией. Не имевшие имущества пролетарии (и рабы) в армию не допускались. Первонач каждый ополченец должен был явиться на сборный пункт, имея при себе оружие и позаботившись о пропитании во время похода. С завоеванием Италии характер службы меняется. С к V в до н. э. римские солдаты стали получать жалованье, казенное вооружение и продовольствие. Однако еще долго римская армия сохранит свой ополченский характер: по окончании войны солдаты расходятся по домам. Армия строилась на началах самой строгой дисциплины. Командующий имел право смертной казни в отношении всех своих солдат и офицеров. В особых случаях нарушения воинского долга прибегали к децимации - казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, - по жребию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...