Проведение траншей при автомобильном и конвейерном транспорте
При автомобильном транспорте производительность экскаваторов в тупиковой заходке лишь на 15—20% меньше, чем в сквозной. Схемы подачи автосамосвалов к забою— кольцевая и с тупиковым разворотом (рис. 2.13). Ширина траншеи (м) при кольцевом развороте автомашин (см. рис. 2.13, а)
где Ra — минимальный радиус поворота автосамосвала, м; ba — ширина кузова автосамосвала, м; т — минимальный зазор между.автосамосвалом и нижней бровкой борта траншеи, м (m=1-2м). При тупиковом развороте автосамосвалов в траншее (см. рис. 2.13, 6)
где l а — длина автосамосвала, м. При двухтупиковой подаче автосамосвалов к забою (см. рис. 2.13, в)обеспечивается двусторонняя погрузка. Ширина дна траншеи практически не изменяется по сравнению с однотупиковым разворотом и ее значения в зависимости от грузоподъемности автомашин приведены ниже.
При высоте уступа 10–20 м и применении мехлопат с ковшами емкостью 4–8 м3 расчетная скорость проведения траншей при кольцевом, однотупиковом и двухтупиковом разворотах автосамосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548 находится соответственно в пределах 160–355, 135–330 и 180–395 м/мес. На практике средняя скорость проведения траншей при автотранспорте составляет 165–200 м/мес, что в 1,5–7 раз выше, чем при железнодорожном транспорте. При конвейерном транспорте схема работы мехлопаты аналогична схеме выемки в тупиковой заходке. Но в рассматриваемом случае для уменьшения объема проходческих работ применяют узкие тупиковые заходки. Минимальная ширина дна траншеи определяется габаритами экскаватора:
Проведение траншей
Бестранспортное проведение траншей драглайнами в песчаных, мягких, плотных и мелко взорванных породах применяется при возможности их размещения в постоянных или временных насыпях на одном или двух бортах траншеи. При нижнем черпании забой драглайна по отношению к оси траншеи может быть продольным или поперечным (рис. 2.14). Выемка породы на полное поперечное сечение траншеи производится за одну или две-три экскаваторные заходки. Проведение внешних траншей (за контурами карьерного поля) может осуществляться с размещением породы на обоих бортах траншей (рис. 2.14, а; 2.15, в и г). При проведении внутренних капитальных и разрезных траншей порода, как правило, размещается на одном борту (рис. 2.14, б и в; 2.15, а и б).
где С – ширина бермы между насыпью и траншеей, м (С≥3 м в зависимости от угла откоса траншеи а); х — расстояние между осью драглайна и верхней бровкой борта траншеи, м. Для схемы с двусторонней отсыпкой (см. рис. 2.14, а) При односторонней отсыпке для схемы с продольным забоем (см. рис. 2.14, в) х<0. Возможные параметры траншеи определяются из равенства площадей поперечного сечения (м2) насыпи SН и траншеи STP с учетом коэффициента разрыхления породы КР:
При а1= а2= а
и
Из уравнений 1–3 определяются b и Нт при известной величине х; при этом
Для схем с односторонней отсыпкой необходимо определить значение х (м) при известных b и Нт:
Ширину траншей небольшой глубины ограничивает радиус черпания драглайна. В этом случае предпочтительна схема с продольным забоем. С увеличением Нт параметры траншеи ограничиваются возможной высотой насыпи и, следовательно, радиусом разгрузки экскаватора. Поэтому в данном случае целесообразнее использовать схему с поперечным забоем, что позволяет увеличить объем насыпи на 20-40% При отсыпке породы на обоих бортах траншеи максимальная ее глубина увеличивается с 10 до 30 м, а ширина — с 10 до 20 м при увеличении длины стрелы драглайна с 40 до 100 м-При односторонней отсыпке с увеличением длины стрелы драглайна с 40 до 90 м максимальные глубина и ширина траншеи возрастают соответственно с 15 до 30 м и с 13 до 20 м. Выше задачи определения параметров траншеи и местоположения драглайна рассматривались как плоские. В действительности при работе шагающего драглайна неизбежно образование конусов но длине насыпи. Для учета пустот между конусами фактическое значение Кр увеличивается па 8—12%. Дополнительное увеличение объема породной насыпи, а следовательно, и параметров траншеи при односторонней отсыпке достигается выемкой одной широкой заходкой (при зигзагообразном ходе экскаватора в плане) или последовательной выемкой двух-трех нормальных или узких заходок. При выемке широкой заходкой (см. рис. 2.15, а)местоположение драглайна 1 определяется, как и в предыдущих схемах, расстоянием Rч. Ширина понизу b1 блока траншеи, вынимаемого с этой точки, ограничивается полной шириной дна траншеи b и радиусом разгрузки драглайна Rр. Минимальная ширина дна траншеи (а следовательно, и b1 min) равна полуторной ширине ковша экскаватора. Местоположение драглайна 2 (промежуточное или конечное перед зигзагом) зависит от соотношения Rч и Rp и определяется, как и ранее, из равенства соответствующих площадей поперечного сечения траншеи и трапециевидной насыпи по формуле (4). Максимальное расстояние 1— 2 равно b1+HT ctg a. Помимо указанных условий конечное положение драглайна перед поворотом (2 или 3) должно обеспечить заброс ковша к почве забоя в продольной плоскости, т. е. по оси траншеи. При выемке двумя-тремя заходками (см. рис. 2.15, б) параметры отдельных заходок драглайна и положения осей его движения в плане (1, 2, 3 и т. д.) определяются так же, как при схеме проведения траншеи одной широкой заходкой. Особенностями при расчете являются отсутствие учета положения драглайна в плане (рассматривается только плоская задача) и возможность увеличения угла наклона стрелы машины при переходе от первой заходки ко второй и т. д. При выемке двумя-тремя заходками площадь поперечного сечения траншеи увеличивается на 15—35 % по сравнению с площадью траншеи, проводимой одной экскаваторной заходкой.
Схемы бестранспортного проведения широких траншей с дополнительной переэкскавацией породы применяются в условиях, когда общие затраты на перевалку не превышают затрат при применении транспортного способа проведения.
Проведение траншей с непосредств е нной погрузкой горной массы в транспортные сосуды производится драглайнами с ковшами емкостью 4—10 м3. Применение более мощных драглайнов возможно лишь в сочетании со специальными погрузочными бункерами. Выемка производится сплошным забоем. Так как радиус разгрузки не лимитирует параметров траншеи, последние ограничиваются только радиусом и глубиной черпания и, естественно, увеличиваются по сравнению с параметрами траншей при бестранспортных схемах проведения. Иногда применяют комбинированные схемы проведения траншей мехлопатами и драглайнами. Драглайн используется для переэкскавации породы, укладываемой мехлопатой на кровле уступа или временных бермах соответственно при выемке сплошным забоем или при послойном проведении.
При разработке мягких вскрышных пород в эксплуатационный период роторными экскаваторами их целесообразно применять и в строительный период для сооружения разрезных и капитальных траншей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|