Показатели и методы исчисления рентабельности
Рентабельность – это относительный показатель прибыльности (безубыточности) предприятия. Для характеристики эффективности работы предприятия рассчитывают следующие показатели рентабельности: Рентабельность производства – рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости (затратам). Характеризует окупаемость затрат и позволяет планировать цены и прибыль (валовую и от продаж продукции). Рентабельность продукции – отношение прибыли к объему продаж, исчисляемое на базе валовой прибыли, прибыли от продаж продукции, работ, услуг, чистой прибыли, прибыли до налогообложения. Позволяет предприятию контролировать ценовую политику и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. Рентабельность предприятия, капитала (активов) – отношение валовой прибыли или прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг, чистой прибыли к сумме всех активов предприятия или отдельным их элементам. Основной составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» (порога рентабельности, мертвой точки). Точка безубыточности – это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Минимальный объем реализации , покрывающий затраты на производство и реализацию (EBIT = 0), т.е. точку безубыточности определяют: - в единицах продукции (шт.)
(8)
где Q – количество единиц продукции; F – расходы постоянные; Р – цена единицы продукции; a – величина переменных затрат в цене единицы продукции;
- в денежном выражении (тыс. руб.)
(9)
где b – доля переменных затрат в базовой выручке, %. Величина прибыли при запланированных объемах производства и реализации будет равна
(10)
где ЕВIТ – прибыль до уплаты процентов и налогов. Помимо рассмотренного математического метода анализа безубыточности применяется также маржинальный метод, в основе которого лежит маржинальная прибыль. Маржинальная прибыль представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Удельная маржинальная прибыль (GMgm) – производный показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции. Она определяется по формуле (11)
Коэффициент маржинальной прибыли (KGM) – это отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации (В). Он рассчитывается по формуле
. (12)
Запас финансовой прочности (кромка безопасности) (Зфин) показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. Расчет его величины производится тремя способами. 1. В абсолютном выражении
. (13)
2. В относительном выражении
. (14)
3. В стоимостном выражении
. (15)
Читайте также: A) Основные микроэкономические показатели. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|