Показатели и методы исчисления рентабельности
Рентабельность – это относительный показатель прибыльности (безубыточности) предприятия. Для характеристики эффективности работы предприятия рассчитывают следующие показатели рентабельности: Рентабельность производства – рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости (затратам). Характеризует окупаемость затрат и позволяет планировать цены и прибыль (валовую и от продаж продукции). Рентабельность продукции – отношение прибыли к объему продаж, исчисляемое на базе валовой прибыли, прибыли от продаж продукции, работ, услуг, чистой прибыли, прибыли до налогообложения. Позволяет предприятию контролировать ценовую политику и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. Рентабельность предприятия, капитала (активов) – отношение валовой прибыли или прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг, чистой прибыли к сумме всех активов предприятия или отдельным их элементам. Основной составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» (порога рентабельности, мертвой точки). Точка безубыточности – это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Минимальный объем реализации - в единицах продукции (шт.)
где Q – количество единиц продукции; F – расходы постоянные; Р – цена единицы продукции; a – величина переменных затрат в цене единицы продукции;
- в денежном выражении (тыс. руб.)
где b – доля переменных затрат в базовой выручке, %. Величина прибыли при запланированных объемах производства и реализации будет равна
где ЕВIТ – прибыль до уплаты процентов и налогов. Помимо рассмотренного математического метода анализа безубыточности применяется также маржинальный метод, в основе которого лежит маржинальная прибыль. Маржинальная прибыль представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Удельная маржинальная прибыль (GMgm) – производный показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции. Она определяется по формуле
Коэффициент маржинальной прибыли (KGM) – это отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации (В). Он рассчитывается по формуле
Запас финансовой прочности (кромка безопасности) (Зфин) показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. Расчет его величины производится тремя способами. 1. В абсолютном выражении
2. В относительном выражении
3. В стоимостном выражении
Читайте также: A) Основные микроэкономические показатели. Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|