Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность финансов отрасли




Финансы железнодорожного транспорта - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Денежный оборот, будучи обособленным полностью или частично, составляет материальную основу финансов предприятий. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.

Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы - собственные источники финансирования расширенного воспроизводства, остающиеся в распоряжении предприятия после выполнения текущих обязательств по платежам и расчетам.

Финансы отрасли выполняют следующие функции: образование различных форм денежных доходов и накоплений в процессе хозяйственной деятельности; распределение доходов и денежных фондов на расширенное воспроизводство; материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Предприятия железнодорожного транспорта по установленным тарифам и ценам реализуют: перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, выполненные ремонтно-строительные и погрузо-разгрузочные работы, товары промышленного производства, производственные услуги и услуги населению.

От реализации продукции на предприятиях и организациях железнодорожного транспорта создаются фонды денежных средств в форме доходов и прибыли. Финансы выполняют распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция финансов отрасли обеспечивает централизацию ресурсов на уровне ОАО «РЖД» и перераспределение их внутри железнодорожного транспорта, а также между транспортом и бюджетами. С помощью этой функции осуществляется возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах, а также формируются фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих.

Усиление финансового воздействия на экономику требует постоянного совершенствования распределительного механизма финансов.

Контрольная функция позволяет осуществлять контроль за движением финансовых ресурсов, за распределением и использованием фонда денежных средств при выплате заработной платы, перечислении единого социального налога, оплате стоимости материалов, топлива, электроэнергии и других средств, получаемых от поставщиков, а также услуг и затрат, связанных с процессом производства и реализацией продукции. Контрольная функция позволяет определить, эффективно ли используются финансовые ресурсы. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая имеется в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетностях.

Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. Контрольная функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной.

Финансовые отношения на железнодорожном транспорте имеют следующие особенности:

1. В настоящее время из отрасли, получающей значительные объемы бюджетных средств, железнодорожный транспорт превратился в отрасль не только практически полностью финансирующую саму себя, но и являющуюся одним из крупнейших доноров федерального бюджета и внебюджетных фондов.

2. Железнодорожный транспорт осуществляет перекрестное субсидирование пассажирских и пригородных перевозок, в то время как субъекты Федерации в большинстве своем не выполняют обязательства по покрытию убытков железных дорог от пригородных перевозок.

3. Железнодорожный транспорт работает по регулируемым государством тарифам, несмотря на то, что цены на продукцию других отраслей (в том числе конкурентов) стали свободными.

4. В осуществлении каждой перевозки участвует, как правило, несколько железных дорог и их отделений, а также значительное количество станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций и других структурных подразделений, что обуславливает существование особой системы расчетов за перевозки между ними.

5. Полигон каждой железной дороги занимает территории нескольких субъектов Федерации, имеющих различные условия ведения хозяйственной деятельности.

6. Значительная часть текущих затрат не зависит от объемов перевозок. Около 40 % эксплуатационных расходов железных дорог приходится на содержание инфраструктуры: путевого и энергетического хозяйств, хозяйства сигнализации и связи, других объектов и сооружений.

Совершенствование внутриотраслевых финансовых отношений направлено на обеспечение устойчивой работы единой сети железных дорог.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...