Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А) Формирование нового эколого-правового мировоззрения.

Для преодоления экологического кризиса и последовательного ре­шения проблем окружающей среды России и человечеству необходимо совершенно новое и ценностное юридическое мировоззре­ние. Его научной и философской основой может стать учение о Ноосфере[5], в разработку которого огромный вклад внес русский естествоиспытатель академик В.И. Вернадский. Оно пронизано идеей гуманизма, направлено на преобразование отношений с ок­ружающей средой в интересах свободно мыслящего человечества в целом.

Учению о ноосфере созвучны идеи Альберта Швейцера о возрождении права на почве нового мировоззрения.

Основой формирования нового эколого-правового мировоззрения в области психологии может стать переосмысление на базе современных естественнонаучных и общественных знаний теории естественного права и естественной справедливости. При этом нуждается в решении проблема восстановления давно утраченной здоровой связи человека с природой и соотношения правовых норм, по которым живет или должен жить человек, с природными императивами, вытекающими из законов развития природы. При воспитании, формировании экологического мировоззрения эти истины должны быть взяты за основу. Признавая свою жизнь высшей ценностью, человек должен учиться ценить все живое на Земле для того, чтобы решительно перестроить условия совместного бытия человечества и природы.

б) Выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики и коррекции менталитета [6] общества в защите окружающей среды.

Эта задача должна решаться в рамках постоянной экологической функции государства. Важнейшими элементами экологической политики являются цели восстановления благоприятного состояния окружающей среды, стратегия и тактика их достижения. При этом цели должны быть реалистическими, т.е. основанными на реальных возможностях. С учетом указанных целей общество и государство определяют стратегию природоохранительной деятельности, т.е. совокупность действий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач, средства достижения намеченных целей. К числу таких средств относится право, в рамках которого регламентируется ис­пользование разнообразных правовых мер — нормирования, оцен­ки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду то есть психологическое, экспертизы, лицензирования, планирования, мониторинга[7], кон­троля, использование СМИ и др.; создание такого положения, когда любое хозяйствен­ное, управленческое и иное экологически значимое решение подго­тавливается и принимается только на основе и в соответствии с правовыми экологическими требованиями.

в) Формирование современного экологического законодатель­ства. Экологическое законодательство является одновременно про­дуктом и основной формой закрепления государственной экологи­ческой политики и формирует психологическое отношение к окружающей среде. На современном этапе важно обеспечить целена­правленное формирование экологического законодательства, а не его развитие и совершенствование, по двум причинам. Первая и основная связана с тем, что законодательство это создается и будет реализовываться в принципиально новых для России политичес­ких, экономических и правовых условиях, требующих нового за­конодательства. Практика подтверждает, что, по существу, сейчас идет активный процесс его создания. Вторая причина — чрезвы­чайно слабо развитое экологическое законодательство социалисти­ческой России. Третья-отсутствие учета психологического фактора в области экологии.

Основные характеристики и критерии современного экологи­ческого законодательства включают:

• создание системы специальных законодательных актов в об­ласти окружающей среды, актов природоресурсного законо­дательства и экологизация иного законодательства (админи­стративного, гражданского, предпринимательского, уголов­ного и др.). Главные требования — отсутствие пробелов в пра­вовом регулировании экологических отношений, его соответ­ствие общественным потребностям;

• формирование механизмов обеспечения реализации право­вых экологических требований в области психологии;

• гармонизация с экологическим законодательством Европы и мира.

г) Создание оптимальной системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды с учетом принципов:

• комплексного подхода к решению задач обеспечения рацио­нального природопользования и охраны окружающей среды;

• организации управления исходя не только из администра­тивно-территориального, но и природно-географического районирования страны;

• разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных полномочий специально уполномоченных орга­нов.

д) Обеспечение оптимального финансирования мероприятий по обеспечению рационального природопользования и охраны ок­ружающей среды и высокой эффективности капиталовложений.

Государство должно обеспечить решение этой двуединой задачи путем:

• закрепления в законодательстве требования об обязательном выделении в бюджете минимального процента сумм на при­родоохранные цели от расходной части бюджета;

• осуществления государственного экологического контроля за выполнением предприятиями правовых экологических требований, закрепления в праве мер экономического, идеологического[8], психологического, стиму­лирования, обеспечения ими природоохранного финансиро­вания в пределах реальных возможностей;

• создания правового механизма обеспечения максимального эффекта капиталовложений в сферу природопользования и охраны окружающей среды, что позволит психологически воздействовать на общество.

 е) Привлечение к природоохранительной деятельности широ­ких слоев населения. Как политическая организация общества государство, в рамках выполнения экологической функции заин­тересовано в этом для достижения целей экологической политики. Одна из тенденций последнего времени связана с демократизацией экологического права. Это проявляется в создании организацион­ных и правовых условий для участия заинтересованных общест­венных формирований и граждан в подготовке и принятии эколо­гически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений.

Высокая степень демократизации в сфере правовой охраны окружающей среды, определяемая потребностями заинтересованной общественности, — важное направление, предпосылка и резерв по­вышения эффективности природоохранительной деятельности го­сударства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...