Требования к изучению результатов
И эффективности воспитательного процесса В основу диагностики воспитательного процесса положено не сравнение изучаемого явления с какими-то общепринятыми нормами, а главным образом сопоставление полученных результатов, характеризующих его нынешнее и предыдущее состояние. По динамике вышеизложенных показателей в те-
чение нескольких лет можно судить о результатах воспитательной работы. Вряд ли возможно и целесообразно стремление изучить этот процесс с учетом всех показателей. Отбор критериев, показателей и соответственно методик исследования ведется с учетом конкретных условий и тех задач, которые решаются коллективом в данн:лйттериед. При этом, безусловно, некоторые критерии и методики используются ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения можно было бы наблюдать динамику развития и результаты воспитания. Необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность носила воспитывающий характер и способствовала решению педагогических задач. Диспут, коллективный анализ, самоанализ не только интересны и полезны для школьников, но и при правильной педагогической инструментовке дают объективную информацию о состоянии воспитательного процесса. Примером комплексных методик, которые являются также воспитательными средствами, могут быть дни творчества, проведенные в Ананьинской основной школе Ярославского района, а также комплексная однодневная игра «Мы строим город», организованная в средней школе № 87 г. Ярославля. Комплексно-ролевая игра «Мы строим город» Цель: развитие творческих способностей и интересов школьников; изучение состояния и результатов воспитательной работы: а) активности школьников; б) интересов и мотивов их участия в делах; в) отношений между старшими и младшими, педагогами и детьми; г) уровня творчества и инициативы; д) готовности школьников к сознательному выбору видов работы.
План подготовки: 1. Объявление о возможности принять участие всем желающим в планировании общешкольного дела, интересного для всех детей. 2. Организация коллективного планирования. В результате было принято решение провести игру «Мы строим город» и создать мозговой центр игры — мэрию города, в которую вошли старшеклассники — авторы основных идей игры. На первом заседании мэрии были приняты решения о названии города и воззвание ко всем гражданам с предложением о строительстве города, а также о распределении должностей. Воззвание к жителям города было таково: «22 марта наша школа превратится в город. В нем будет работать множество организаций, которые вы откроете в классах и коридорах школы. Как в любом городе, у нас будет своя мэрия. Мэр — Алексей Сидоров. Ведущим специалистом по охране правопорядка является Евгений Смирнов; учету населения — Екатерина Михеева; градостроительству — Елена Ткаченко; рекламе — Наталья Скворцова; печати и информации — Анна Пахомова. Эти специалисты помогут в организации вашего предприятия и будут ждать вас на консультацию». 3. Первая консультация для педагогов и учащихся. Ее цель — обсудить замысел инициативной группы и определить создаваемые в городе учреждения. Для участия в игре классные коллективы выбрали следующие предпритяия и учреждения: 7а — Восточный клуб; 76 — Салон изящных искусств; 7в — Зоологический музей; 7г — Справочное бюро; 7д, 7е — Уличный театр; 7 ж — Клуб карикатуристов; 7з — Звездный салон; 8а — Щейпинг-клуб и фотосалон; 86 — Дискотека; 8в — Клуб литературных героев; 8г — Луна-парк; 8д, На — географическое общество «Остров сокровищ»; 9а — Рекламное бюро; 96 — Ателье мод; 9в — Архив; 9г — Редакция газеты; 9д — Игрушечная фабрика; 10а — Кафе «Капелька» и видеосалон; 116 — полиция.
4. Вторая консультация для педагогов и учащихся, в ходе которой были приняты заявки на рекламу и решены организационные вопросы. 5. Организация работы рекламного агентства. 6. Изготовление паспортов для всех жителей города и учителей. 7. Оформление рекламных плакатов в коридорах и вестибюлях школы (за два дня до игры). В рекламе подчеркивается, какие интересы и потребности школьника могут быть удовлетворены, если посетить те или иные организации и учреждения. 8. Утверждение плана дня мэрии города (с участием руководителей учреждений). План проведения игры: 7.30 — начало работы полиции и паспортного стола; 8.00 — начало творческих уроков; 8.45 — начало работы справочного бюро; 8.50 — торжественный митинг, посвященный открытию города; 9.10 — «Дискотека»; 9.15 — открытие учреждений: «Ателье мод», «Игрушечная фабрика», «Шейпинг-клуб», «Фотосалон», «Луна-парк», «Салон изящных искусств», «Зоологический музей», «Салон красоты», «Географическое общество», «Остров сокровищ», «Клуб карикатуристов»; 9.30 — открытие учреждений: «Звездный салон», «Клуб имени А. Шварценеггера»; начало работы газеты «Городские новости»; 10.00 — заседание «Клуба литературных героев»; 11.00 — начало работы архива с целью сбора информации о ходе и итогах игры;
12.30 — заключительное заседание мэрии: подведение итогов, анализ игры; 18.00 — бал у мэра. Сбор информации в ходе игры. Чтобы собрать информацию, необходимую для изучения состояния воспитательной системы школы, учащимся, как жителям города, были выданы паспорта, где фиксировалось посещение ими учреждений и характер выполняемой работы. Все предприятия, существовавшие в городе, имели эмблему, цвет, который позволял зафиксировать мотивацию выбора детьми учреждений: синий — где можно чему-то научиться; желтый — где можно прославиться; красный — где весело; зеленый — где можно быть полезным. Паспорта по окончании игры сдавались в архив города.
Обработка сведений, представленных с помощью паспортов, позволила зафиксировать количество участников, организаторов игры, выявить наиболее популярные предприятия, а значит, и интересы детей, определить мотивацию выбора учреждений (см. таблицу 6). Таблица 6 Информация по результатам игры
День творчества Цель: развитие творчества и познавательных интересов учащихся, изучение состояния воспитательной работы. Подготовка: 1. Методическая и организационная работа педагогического коллектива (обсуждение целей дня, выбор уроков, занятий, обсуждение выборов предыдущих дней творчества). 2. Психологический настрой педагогов на возможные результаты выбора уроков (были случаи, когда к учителю никто не приходил). 3. Знакомство с планом дня, его организацией. 4. Подготовка методик для изучения состояния воспитательной работы, результатов самого Дня творчества. 5. Составление расписания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|