Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь целей при целеполагании конкретного действия педагога




Цель личности   ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА   Перспективная цель  
Цель микрогруппы   Цель ближайшего этапа в работе  
Цель первичного коллектива   Цель проводимого дела  
Цель школьной общности   Цель предыдущего дела  

но определить как частное выражение цели. Цель воспитания рассматривают и как систему решаемых воспитательных задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей. Напри­мер, общая цель воспитания по О.С. Газману — воспитание тру­женика, семьянина, гражданина, которая достигается через систему, комплекс воспитательных задач, предложенных ав­тором в работе «Об основных подходах к содержанию деятель­ности классного руководителя в новых условиях».

Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути достижения цели. Например, цель — «воспита­ние самостоятельности у ребенка» достигается через формиро­вание у него навыков самоорганизации, развитие потребности и умений ставить цели и задачи в конкретной работе, умений планировать работу и осуществлять самоконтроль и т. д.

Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, В.П.Беспалько условно определил воспи­тательную задачу как конкретизацию цели в конкретных ус­ловиях и реализацию ее с помощью конкретных средств и дей­ствий. Таким образом, воспитательная задача включает в себя три компонента: цель} условие, действие1.

Воспитательная задача: цель + условие + действие.

Например:

а) развитие познавательных интересов учащихся через со­здание системы дополнительных занятий по выбору;

б) развитие познавательных интересов учащихся во внеучеб-ное время в процессе проведения коллективных познаватель­ных дел;

в) развитие познавательных интересов через организацию деятельности клубных объединений и др.

'См.: Бесполько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. 190


Отметим, что разграничение воспитательных целей и задач весьма относительно. Все зависит от того, что и в какой систе­ме целей и задач берется за отправную точку. Так, развитие познавательных интересов учащихся может выступать как за­дача по отношению к цели «подготовка учащихся к сознатель­ному выбору профессии». В другом случае «развитие познава­тельных интересов учащихся» может быть целью работы класс­ного руководителя в конкретном учебном году.

Из всего многообразия типологии целей и организации со­ответствующих уровней целеполагания остановимся на опре­делении следующих: общие цели и задачи педагогов и учащих­ся; цели и задачи учащихся; цели и задачи педагогов.

Общие цели, задачи педагогов и учащихся вырабатываются на этапе планирования совместной деятельности учителей и детей и условно называются жизненно-практическими. Хотя они выражают общие потребности и интересы участников вза­имодействия, но при этом определяющими являются интере­сы и потребности детей. По содержанию и формулировке жиз­ненно-практические цели и задачи могут быть самыми различ­ными, сориентированы на преобразование окружающей дей­ствительности, отношений в коллективе, на совершенствова­ние самих себя. Главное — они должны быть понятными, осо­знанными и принятыми школьниками.

Общие цели, задачи, выработанные в процессе взаимодей­ствия педагогов и школьников, становятся основой для объе­динения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учиты­вая это, педагоги определяют цели и задачи, которые сориен­тированы на развитие учащихся и их отношений, то есть жиз­ненно-практические задачи выполняют роль основных средств в решении конкретных задач. В то же время воспитательные задачи педагоги декомпозируют в профессиональные, связан­ные с организацией воспитательного процесса (организацион­но-педагогические задачи) и ростом своего педагогического мастерства.

Таким образом, определив общую цель совместной деятель­ности, каждая сторона конкретизирует свою роль, индивиду­альные цели, отражающие общую, позиции, возможности уча­стников целеполагания. Цель совместной деятельности педа­гогов и учащихся может заключаться в создании конечного материального продукта, в решении организационных вопро­сов, а зачастую она декомпозируется в воспитательные цели и педагогические задачи, решение которых создает условия для


формирования у школьников нравственных качеств, отноше­ний друг к другу и окружающему миру.

Воспитательные задачи сориентированы на развитие уча­щихся, отношений их с окружающими людьми и миром, спло­чение коллектива детей и улучшение отношений в нем.

Организационно-педагогические задачи направлены на орга­низацию воспитательного процесса. Приведем пример, пока­зывающий взаимосвязь задач (табл. 10).

Таблица 10

Взаимосвязь жизненно-практических, воспитательных и организационно-педагогических задач

Жизненно-практические задачи

Организовать интересно и полезно свободное время, досуг учащихся

Воспитательные задачи
Организационно-педагогические задачи

Развить потребность в культурном проведении свободного времени, творческие способности, умение общаться

Изучить интересы и потребности детей;

сформировать группы по интересам и с учетом этого построить планиро-вание и организацию внеучебной работы;

выявить возможности родителей в организации свободного времени детей и привлечь их к внеучебной воспитательной работе и т. д.

Заметим, что воспитательные задачи могут быть одинако­выми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические задачи определяются и кон­кретизируются в зависимости от условий, возможностей, по­требностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут отличаться.

^ Из вышеизложенного очевидно, что целеполагание — это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене воспитательного процесса. Цель появляется как итог умозаключения, выраженного в устной или письменной форме.


Методика целеполагания

Педагогическое целеполагание может быть условно пред­ставлено в общем виде следующими этапами:

а) диагностика воспитательного процесса, анализ результа­тов предыдущей совместной деятельности участников работы;

б) моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов;

в) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родите­лей;

г) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, вне­сение корректив в первоначальные замыслы, составление про­граммы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуаль­ны, реальны и доступны, необходимо осуществить диагности­ку исходной ситуации, в которой находятся участники совмест­ной деятельности. Целесообразно изучить состояние воспита­тельного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе, опыт организации совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников. Участие де­тей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им со­знательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии.

Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет учителям выявить наиболее значимые педагогичес­кие средства, действенные моменты в предыдущем опыте, со­отнести оценки эффективности работы взрослыми и детьми, а следовательно, лучше понять запросы, потребности школьни­ков, оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с позиции самих детей.

На основе материалов, информации, полученной в ходе ди­агностики, совместного анализа, определяется первый вариант воспитательных, организационно-педагогических задач. На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность педагога по выработке целей и за­дач, определению главных путей их достижения. Для проек­тирования актуальных и реальных целей, задач на уровне шко­лы необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

а) каковы общие цели воспитания;


7 Организация воспитательного процесса в школе

 

 

 


б) каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;

в) какие задачи стояли перед школой в текущем году и ка­ковы успехи в их решении;

г) к решению каких задач подошел коллектив на следующем этапе;

д) какие возможности для реализации целей может предос­тавить школа, микрорайон, район, город и т. д.;

е) в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.

На третьем этапе сущность взаимодействия педагогов и школьников заключается в том, чтобы воспитательные зада­чи, стоящие перед педагогами, трансформировать в задачи и замыслы школьников, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформить в общие цели совместцой деятельности педагогов и детей. В этом слу­чае используют различные приемы: вместе с детьми вспомина­ют проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают сформулировать вопросы, которые подскажут эти проблемы школьникам.

Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, при­сваивают ее, если то, что предлагают педагоги: а) связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми; б) выражено серьезно, значимо, доверительно; в) приведет к за­манчивым результатам; г) доступно и понятно; д) ярко и эмо­ционально1.

Четвертый этап целеполагания в определенной мере повто­ряет второй, но по содержанию^ объему работы может суще­ственно отличаться. Здесь педагогу целесообразно проанали­зировать, в какой мере удалось: а) организовать взаимодействие учащихся в процессе целеполагания; б) идентифицировать об­щие и личные цели детей, педагогические и жизненно-прак­тические задачи; в) спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей; г) провести в жизнь свои педагогические замыслы.

Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.

Описание этапов целеполагания носит обобщенный харак­тер и может быть применено к различным типам целеполага-

'См.: Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург, 1996. — С. 25.


ния. Методика целеполагания будет отличаться при этом вре­менными рамками, набором педагогических приемов и дей­ствий детей. Покажем это на ряде примеров.

В практике получило распространение перспективное целе-полагание, организованное как моделирование личности вы­пускника школьк

Модель выпускника рассматривается как общая цель обра­зовательного учреждения, в разработке которой могут участво­вать под руководством педагогов все классные коллективы, учащиеся и родители. Представители этих коллективов на об­щем сборе защищают свой вариант. Материалы обрабатывают­ся творческой группой, Обобщенный вариант модели выпуск­ника выносится на обсуждение педколлектива, актива родите­лей и учащихся. В любом случае важен сам процесс осмысле­ния своей перспективы каждым ребенком, родителем, тем бо­лее если это базируется на диагностике, оценке, самооценке, самотестировании детьми собственных качеств. По-разному мо­гут формулироваться вопросы и задания для понимания своей перспективы и в целом школы в зависимости от возраста де­тей, психолого-педагогической подготовки участников целепо­лагания. Например, в одной из школ на сборе актива учащих­ся, родителей и педагогов для обсуждения предлагались сле­дующие вопросы:

— Какие качества необходимы современному человеку?

— Какими качествами должен обладать выпускник нашей школы, чтобы найти место в жизни?

— Какие качества успешно формирует наша школа?

— Какие качества отсутствуют или плохо развиты у сего­дняшнего школьника?

— Что нужно изменить в школе9 чтобы воспитывать у уча­щихся желаемые качества?

Определение общей цели воспитания в образовательном уч­реждении подводит детей и родителей к необходимости выра­ботки индивидуальных свойств, качеств личности с учетом со­зданной ими модели выпускника, определяющей программу роста на ближайший период и перспективу.

Целеполагание в классном коллективе на учебный год мо­жет быть направлено на определение и обоснование как груп­повых, так и индивидуальных целей5 задач, путей их решения. Проводится диагностика уровня развития коллектива, уровня отношений и самоуправления в нем. Учащиеся знакомятся с результатами этого изучения» и им предлагается охарактери­зовать свой коллектив, определить уровень его развития, ис-


пользуя методику «Кто мы? Какие мы?» на основе стадий раз­вития коллектива по А.Н. Лутошкину1. Учащимся предлага­ются характеристики каждого этапа («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горя­щий факел»). Затем дети отвечают индивидуально или в мик­рогруппах обсуждают следующие вопросы:

— На каком этапе развития находится наш класс? Обоснуйте свою точку зрения, используя конкретные примеры и факты.

— Что мешает нашему классу находиться на более высоком уровне развития?

— Что мешает созданию настоящего дружного коллектива в нашем классе?

— Что необходимо сделать, предпринять, чтобы наш кол­лектив продвинулся в своем развитии, поднялся на более вы­сокий уровень?

В результате обсуждения этих вопросов определяются жиз­ненно-практические задачи, проблемы и главные пути их ре­шения в классном коллективе. Материалы коллективного це-леполагания становятся основой для уточнения классным ру­ководителем воспитательных задач, замыслов, идей на учеб­ный год.

Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкрет­ной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определя­ется степенью присвоения общей цели, нахождением и осозна­нием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата.

Вопросы для самопроверки

1. Как взаимосвязаны цели и целеполагания в воспитательном процессе?

2. Назовите требования к целеполаганию.

3. Покажите на примерах, как взаимосвязаны цели и задачи в вос­питательном процессе.

4. Как определить эффективность целеполагания?

5. Чем отличаются «свободное» и «жесткое» целеполагание?

6. Назовите этапы педагогического целеполагания.

'См.: ЛутошкинА. Н. Как вести за собой. — М., 1986. 196


§ 6. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Назначение, функции плана. Требования к планированию

Планирование в значительной мере предопределяет резуль­таты и эффективность системы воспитательной работы. Целе­направленное и четкое планирование помогает педагогам из­бежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснован­ный план позволяет наметить общие перспективы и конкрет­ные пути решения поставленных воспитательных задач.

Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а про­цесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, не­сомненно, носит формальный характер и не может быть ориен­тиром в деятельности. Эффективность достигаемых результа­тов и успех любой деятельности во многом зависят от того, на­сколько грамотно эта деятельность планируется.

Предназначение плана — упорядочить педагогическую де­ятельность, обеспечить выполнение таких требований к педа­гогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержа­тельные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функ­ции:

— направляющую, определяющую, т. е. конкретные направ­ления и виды деятельности;

— прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, пред­ставляет результаты через конкретные действия;

— координирующую, организаторскую, т. е., с одной сторо­ны, отражает то, каким образом, какими средствами деятель­ность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимо­связь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвеча­ет на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;

— контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в оп-

19?


ределенной мере свидетельствуют о профессиональной компе­тентности педагога;

— репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержа­ние и объем выполненной работы.

При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить пе­дагога от необоснованных требований и претензий, доказыва­ющим системный подход к организации педагогического про­цесса. Поэтому прежде всего необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому пе­дагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.

1) Целенаправленность плана, то есть планируемое содер­жание и формы работы, предусматривает реализацию конкрет­ных целей и задач. Каждое дело, действие должно способство­вать решению поставленных задач. В зависимости от цели каж­дая форма работы имеет свою специфику в ее использовании.

2) План ориентирован на реализацию потребностей и инте­ресов детей, на их развитие, что предполагает учет предложе­ний школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3) План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

4) План работы предусматривает связь воспитательного про­цесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает:

а) создание условий для применения школьниками на прак­тике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время;

б) отражение основных событий страны в жизни коллекти­ва;

в) включение детей в активную деятельность, преобразова­ние окружающей среды.

5) Ориентация на комплексный характер планов, что пред­полагает:

а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;

6) положительное влияние на разные стороны, свойства лич­ности;


в) включение школьников в разные виды деятельности;

г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение

детей.

6) План предусматривает создание условий для выбора уча­щимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

7) При планировании необходимо обеспечить преемствен­ность содержания и форм деятельности: исключить неоправ­данное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.

8) Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каж­дого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, ел сжившихся традиций, педагогическую обоснован­ность планируемой работы в соответствии с задачами коллек­тива.

9) Реальность и разумная насыщенность плана.

Общий ход любого планирования можно представить тремя

этапами:

— составление педагогами проекта плана (его контуров);

— коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащих­ся, родителей);

— внесение педагогом корректив в первоначальные замыс­лы, проект плана с учетом результатов коллективного плани­рования; окончательное оформление плана воспитательной ра­боты.

При планировании воспитательной работы необходимо учи­тывать:

— результаты воспитательной работы и выводы, получен­ные в ходе анализа;

— воспитательные и организационно-педагогические задачи;

— материалы, советы и рекомендации педагогической и ме­тодической литературы по воспитательной работе;

— передовой опыт страны, города, школы;

— возможности родителей, общественности;

— воспитательный потенциал социального окружения шко­лы, предприятий, культурных учреждений;

— традиционные праздники учебного года;

— события, факты, связанные с жизнью страны, города,

села;

— события, даты, связанные с жизнью и деятельностью вы­дающихся людей;


— традиции школы;

— дела, проводимые ближайшими культурными учрежде­ниями;

— предложения педагогов, учащихся, родителей.

Виды и структура планов

Планы по содержанию, структуреs форме очень разнообраз­ны. Главное — они должны помогать в организации воспита­тельной работы, быть удобными для пользования, являться ра­бочими, а не формальными документами.

В практике составляются самые различные планы, их мож­но классифицировать по разным основаниям1.

1) По охвату содержания:

комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитатель­ной работы, план работы педагога с детским коллективом;

— тематический план: планируется одно направление или вид деятельности. К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие;

— предметный (конкретный) план: планируется одно конк­ретное дело. План конференции, план подготовки и проведе­ния классного часа и т, д.

2) По длительности планируемого периода:

долгосрочный (перспективный): план на длительный пе­риод времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших клас­сов (на 2 года);

— этапный (периодический) план: это план средней перспек­тивы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);

— краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть эта­па, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю, на декаду;

— оперативный: планируются конкретные ближайшие дей­ствия. Наиболее распространен план дня.

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует преды­дущий.

3) В зависимости от субъекта планирования:

'См.: Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных учрежде­ниях. — Ярославль, 1995, — С. 6—7.


— индивидуальный: планирует один человек;

— коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллек­тивное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассмат­риваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана. Практи­ка же показывает, что одним из частых противоречий в педа­гогическом процессе является несоответствие между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана.

4) Л о масштабу планирования:

общешкольные планы, которые предусматривают учас­тие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, ро­дителей (план работы ученического коллектива, план воспи­тательной работы школы, план общешкольного дела);

— планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).

Необходимо различать планы работы педагогического кол­лектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей. Естественно, что все планы взаимосвяза­ны. Так, план работы педагогов составляется с учетом тех дел, которые определены детьми. В плане педагогического коллек­тива отражена позиция учителей по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультация для органи­заторов дела, методическая работа с активом детей.

Изучение практического опыта показало, что в школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной

работе:

— перспективный план, раздел годового плана работы шко­лы «Воспитательная внеучебная работа с ученическим коллек­тивом» (основной официальный документ, которым руковод­ствуются классные коллективы, все объединения учащихся: кружки, секции, клубы, общества, штабы, советы и т. п.);

— календарные планы воспитательной работы с ученичес­ким коллективом на четверть или месяц, на полугодие (пла­ны-сетки, удобные для работы и корректировки);

— план методической работы с учителями по вопросам вос­питания школьников;

— план контроля за организацией и результатами воспита­тельной работы;


— планы клубов, штабов, советов, музеев и других школь­ных объединений;

— перспективные планы работы по направлениям воспита­ния на несколько лет (3, 5,10), например по эстетическому вос­питанию или нравственному просвещению;

— планы подготовки и проведения общешкольных дел. В классном коллективе чаще всего составляют:

— план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год);

— план ученического коллектива;

— план работы коллектива по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например поисковая работа, работа с младшими;

— план подготовки и проведения дела в коллективе;

— план работы творческого объединения, групп.

Основными и наиболее распространенными в практике яв­ляются: раздел годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом» и план классного руково­дителя.

Можно предложить следующую примерную структуру раз­дела годового плана «Внеучебная воспитательная работа с уче­ническим коллективом»:

1. Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее:

а) результаты воспитательной работы (уровень воспитанно­сти, социальности учащихся, их профессиональной ориенти­рованности, конкурентоспособности);

б) характеристика изменений, происшедших в общешколь­ном коллективе (развитие структуры, отношений между участ­никами педагогического процесса, укрепление связей и тради­ций);

в) реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что и как повлияло на их решение, при­чины невыполнения намеченного);

г) анализ проделанной работы на приоритетных направле­ниях работы школы, результаты и организация деятельности, достижения, недостатки и их причины.

2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следую­щие требования:

— они вытекают из анализа работы;

— задачи на новый учебный год отличаются от задач преды­дущего года;


— они конкретны и реальны для выполнения;

— задачи охватывают всю планируемую работу с учащи­мися;

— они учитываются при планировании методической рабо­ты, контроля за воспитательной работой и составлении всех других планов в школьном и первичных коллективах.

3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом.

Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целе­сообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу на­правления работы, виды деятельности или задачи воспитатель­ной работы (например, см. табл.11).

Таблица 11 План работы с ученическим коллективом

Задачи воспита­тельной работы   Основные мероприятия   Дата   Ответствен н ые   Отметка о выполнении  

Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не толь­ко с учащимися, но также с педагогами и родителями (напри­мер, см. табл. 12).

Таблица 12 План воспитательной работы в школе

Задачи вос­питательной работы   Основные мероприятия   Работа с учащимися   Работа с педагогами   Работа с родителями, обществен­ностью  

Наряду с планами педагогов важно составлять и план уче­нического коллектива, школы (например, см. табл.13), кото­рый доступен для знакомства и использования всеми детьми.

Таблица 13 План работы ученического коллектива школы

Недели   I неделя   II неделя   III неделя   IV неделя  
Месяцы   Дата   Содер­жание   Ответ   Дата   Содер­жание   Ответ   Дата   Содер­жание   Ответ   Дата   Содер­жание   Ответ  
Сентябрь                                                  
Октябрь                                                  
И т. д.                                                  

Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и за­дачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррек­тивы и изменения, а также отражала взаимодействие участни­ков педагогического процесса.

, Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.

Может быть предложена следующая структура плана:

1. Анализ воспитательной работы в -классе за истекший пе­риод.

2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей/общественностью.

Общепринятой формы и структуры плана воспитательной работы классного руководителя не может быть. Педагогу необ­ходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая осо­бенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. В практике существует несколько вариантов форм планов, каждая из которых обладает определенными до­стоинствами и недостатками.

Одна из форм, используемых в практике, предлагается в табл.14.

Таблица 14

Раздел плана работы классного руководителя

Направления работы классного руководителя   Работа с ученическим коллективом   Работа с родителями, семьей   Работа с педагогами, обществен­ностью  
Неделя  
Общение              
Здоровье              
Учение              
Досуг              

Данная форма предполагает соединение в себе перспектив­ного, календарного и текущего планирования. При оформле­нии плана в тетради на каждую неделю отводится один разво­рот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изме­нения.


Целесообразно составление плана индивидуальной работы с учащимися, что возможно, если классный воспитатель явля­ется освобожденным от учебной работы, занимает полную став­ку педагога и имеет время для целенаправленной работы с каж­дым ребенком.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Пла­нирование, даже если осуществляется коллективно, — процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческо­го ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особен­ностей, влияющих на этот процесс.

Организация планирования воспитательной работы в школе

Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом1.

1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятель­ность, какое-то направление, конкретное дело)?

2 шаг — определение временного периода: какой период вре­мени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).

3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (выделить направления или виды деятельности, вычле­нить содержательные и тематические блоки), т. е. как бы пред­ставить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нуж­ное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складывать­ся, и выделить все возможные направления и виды: учебный процесс, внеучебную деятельность, диагностику результатов и коллектива, работу с родителями, взаимодействие с другими педагогами и коллективами и т. д. Если необходимо спланиро­вать занятие, тогда нужно представить, из каких общих бло­ков может состоять любое занятие, т. е. составить набор (как можно более широкий) всевозможных блоков. Структурирова­ние помогает сделать план реалистичным, отобрать наиболее

) Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных учреждени­ях. — Ярославль, 1995. — С. 27—30.


 

 


эффективные средства и способы работы, избежать глобально­сти и расплывчатости.

4 шаг — анализ результатов и имеющегося состояния (кол­лектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.).

Структурирование поможет ответить на вопрос: какая ин­формация, какие знания необходимы, чтобы спланировать свою работу? К примеру, чтобы спланировать воспитательный процесс, необходимо знать возраст учащихся, их уровень, со­циальное положение, интересы, способности, индивидуальные особенности. Необходимо знать условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса; кроме того, педагог должен осознавать свой собствен­ный профессиональный уровень. На данном этапе планирую­щий свою деятельность должен определить направления ана­лиза и осуществить его.

По сути анализ не является шагом в планировании, это са­мостоятельный вид педагогической деятельности, который так­же специально планируется и организуется, как и другие, Ана­лиз готовит базу для планирования всей деятельности и пред­восхищает планирование.

5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое за­вершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т= е. опреде­ляется база данных — отправная точка для моделирования де­ятельности.

6 <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...