Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция человеческого сообщества.

 

Изучение первобытной экономики по­зволило выявить важные различия в отношениях рас­пределения и собственности на основных стадиях разви­тия первобытной родовой общины. В раннепервобытной (раннеродовой) общине, ведшей присваивающее хозяй­ство и получавшей главным образом лишь жизнеобеспечивающий продукт, господствовали уравнительное рас­пределение и общая собственность; каждый член общи­ны имел право на долю произведенного продукта независимо от того, участвовал ли он в его производ­стве. В позднепервобытной (позднеродовой) общине, перешедшей к производящему или высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получившей относительно регулярный избыточный продукт, наряду с уравнительным получило развитие трудовое распреде­ление, при котором часть продукта поступала в распоря­жение отдельных членов общины, и наряду с общей развилась личная собственность. Теоретический анализ позволил также определить предшествовавшую перво­бытной родовой общине форму как праобщину (перво­бытное человеческое стадо), а сменившую эту общину форму как первобытную соседскую (протокрестьянскую) общину. Исследование первобытной экономики продолжается, но и то, что уже сделано, показало дей­ственность принятого критерия общей периодизации первобытной история и правомерность отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины.

Этот типологический ряд – праобщина (первобыт­ное человеческое стадо), раннепервобытная и поздне-первобытная (раннеродовая и позднеродовая). перво­бытная соседская (протокрестьянская) общины – и со­ответствует основным этапам первобытной истории. Однако таксономия некоторых этапов остается спорной, из-за чего их количество у разных ученых неодинакрво. Их четыре, если рассматривать два средних как однопо­рядковые с первым и последним. Такая периодизация позволяет полнее учитывать важный рубеж, разделяю­щий эпохи присваивающего и производящего хозяйств. Их три, если рассматривать два средних как субэтапы одного этапа первобытной родовой общины. Такая пери­одизация хорошо отражает то обстоятельство, что соци­ально-экономические последствия перехода от присваи­вающего к производящему хозяйству сказались не сразу и позднепервобытные общины долгое время мало отличались от раннепервобытных.

При трехчленной периодизации первобытной исто­рии в советской науке пользуются также и другими наименованиями основных этапов древнейшего прошло­го, выразительно характеризующими их содержание. В последнее время их нередко называют эпохами антропосоциогенеза, первобытной родовой общины и классообразования.

Первобытная история начинается с эпохи праобщнны (первобытного человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается появлением целеполагающей орудийной деятельности и, следова­тельно, возникновением древнейших людей –архантропов, образующих первые, пока еще более или менее аморфные производственные коллективы. Основное со­держание эпохи – преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследо­ванных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и заверше­ние биологического развития самого человека. Периодизационные и хронологические границы эпохи остаются спорными. Нижняя граница дискуссионна из-за расхож­дений во взглядах на различие между предчеловеком и настоящим человеком, верхняя – из-за неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и палеоантропов. Еще сравнительно недавно многие ученые рассматривали это время как время праобщины, не находя в нем признаков родо­вого строя. Но новые находки показали, что уже тогда возникли искусственные коллективные жилища, четкие признаки спайки человеческих коллективов и другие явления, которые раньше связывались только с наступ­лением верхнего (позднего) палеолита. Это сделало правомерным вывод, что верхняя граница эпохи праоб­щины должна быть отнесена до времени среднего палео­лита и палеоантропов. Правомерным, но необязатель­ным. Ведь биологический облик палеоантропов продол­жал меняться, а следовательно, биологическое развитие человека еще не было, пользуясь диалектической терми­нологией, “снято” социальным. Поэтому вопрос пока остается открытым.

Эпоха первобытной родовой общины открывается возникновением первых упорядоченных форм социаль­ной организации – рода и родовой общины. Именно здесь получают полное выражение основные черты пер­вобытнообщинного строя – более или менее последова­тельный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение. Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной (раннеродовой) общины и сохраняются, хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной (позднеродовой) общины. Нижняя граница эпохи – средний палеолит (время палеоантропов) или верхний палеолит (время неоантропов), верхняя – как правило, неолит.

Если эпоха праобщины – время становления, а эпо­ха первобытной родовой общины – время зрелости, то эпоха классообразования – время распада первобыт­нообщинного строя. Эта последняя эпоха повсюду зна­менуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного про­дукта. Общая собственность рода и общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняет­ся трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает пре­вращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и госу­дарственности. Нижняя граница эпохи в более продви­нутых обществах приходится на время позднего неоли­та, в менее продвинутых – по большей части на время металлов. Верхняя граница – появление классовых об­ществ и государств – наиболее продвинутыми обще­ствами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоя­щего времени.

Заключение.

 

Итак, квинтэссенция всего ранее изложенное может быть представлена набором таблиц.

Тип Сущностная особенность Месторасположе­ние археологических находок
Австралопитек "Южная обезьяна", ходи­ла на двух передних ко­нечностях - для добыва­ния пищи и защиты Южная Африка. 1924 г.
Питекантроп Древний обезьяно-человек О-в Ява, 1891 г
Синантроп Древний предок современного человека. Около Пекина, 1930 г.
Неандерталец Первобытный человек охотник эпохи палеолита Долина Неандерталь, Германия, конец XIX в.
Кроманьонец Потомок неандертальца. Сложился 30 – 25 тыс. лет назад. Homo sapiens –  "человек разумный"   Деревня Кро-Маяьов, Франция,1868г.
Трипольцы Предки праславян. Племена высокой земледельческой культуры эпохи эне­олита. Село Триполье, Украина, конец XIX в. Село Детчино[11], Малоярославецкого р-на (1880 г.), д. Гремячево Перемышльского р-на (1898 г.) Калужской области

 

 

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства и словесности, не только школа нравственного и художественного воспитания, но и неотъемлемая часть современной жизни, в определенной мере оценка настоящего сквозь призму исторического опыта. Историю нельзя знать “кусками”, она непрерывна. Достижения последующих цивилизаций немыслимы без достижений предшествующих обществ.

В дополнение к огромной археологи­ческой работе, имевшей на своем счету немало открытий и показав­шей более раннее, чем предполага­лось до сих пор, оформление мно­гих общественных институтов и социальных явлений (например, искусства), палеонтропологические исследования демонстрируют сложность и извилистость путей общественного прогресса и остав­ляют нам все меньше права на противопоставление доистории, или протоистории, и собственно исто­рии. Практически история начина­ется и выступает в многообразных локальных формах с появления первых австралопитеков, и тому, что мы привыкли называть цивили­зацией в узком смысле слова, – земледельческому хозяйству со стойловым скотоводством, появле­нию городов с ремесленным произ­водством и концентрацией полити­ческой власти, зарождению пись­менности для обслуживания фун­кционально усложнившейся обще­ственной жизни – предшествовал путь длиною в несколько милли­онов лет.

 

Исторические эпохи Палеолит – древнекаменный век Мезолит – среднекаменный век Неолит – новый каменный век Энеолит – меднокаменный век Бронзовый век Железный век
Хронологические рамки 35 – 10 тыс. лет до н.э. 10 – 6 тыс. лет до н.э. 6 – 4 тыс. лет до н.э. 4 – 3 тыс. лет до н.э. 3 – 2 тыс. лет до н.э. С 1–го тысячеле-тия до н.э.
Тип человека Неандерталец          
 

              Кроманьонец – Homo sapiens

Основные занятия людей

Собирательство, охота на животных

Земледелие

Скотоводство

  крупных Крупных и мелких

Охота

   

  Рыболовство

     

Ремесла

     

Гончарное, ткацкое, плотницкое, литейное, кузнечное

Орудия труда Каменное рубило, копье, изделия из кости Лук, гарпун, крючки Топоры, долота, мотыга, рало, гончарный круг Появление медных орудий труда и оружия Бронзовые мечи, ножи, серпы и др. Изобретение колеса Железные орудия труда и оружие
Коллективы людей Большие. Жили совместно. Возникновение рода и племени. Небольшие. Сохранились родо-племенные связи. Выделение вождей и шаманов Усиление неравенства, превращение вождей и жрецов в царьков Продолжение усиления неравенства Объединение племен и создание народностей, имевших общий язык Усиление власти вождей, выделение воинов, создание племенных союзов, появление государства

 

 


 

 


Литература.

 

 

Алексеев В.П., Першиц А.И. “История первобытного общества”. Учебник для вузов. М. 1990.

Амальрик А.С., Монгайт А.Л. “В поисках исчезнувших цивилизаций”. М. 1966.

Борисковский П.И. “Древнейшее прошлое человечества”. М. 1980.

Ранов В.А. “Древнейшие страницы истории человечества”. М.М. 1988.

Смолякова Н.В. “История Руси и России IX-XIX вв.” М. 1998.

Черниловский З.М. “Всеобщая история государства и права”. М. 1996.

“Древние цивилизации”. Под общ. Редакцией Бонгард-Левина Г.М. М. 1986.

Пособие по истории СССР. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. М. 1987.

Методическое пособие по истории России. КГПУ. Калуга. 1997.


Культура эпох.

К Культуре.

Расселение древнейшего человечества по зем­ной поверхности столкнуло его, как уже отмечалось, с самыми различными экологическими усло­виями и разнообразным миром охотничьей добычи. Освоение но­вых ниш было невозможно без наблюдения за ходом природных процессов и природными явлени­ями, охота – без знания привычек животных, собирательство не мог­ло быть эффективным без запаса сведений о полезных растениях.

Духовной жизни палеолитическо­го человечества, палеолитическому искусству и попыткам реконструк­ции социальных отношений посвя­щены тысячи статей и сотни книг. И лишь в единичных работах за­трагивается вопрос о положитель­ных знаниях в коллективах людей эпохи потребляющего хозяйства. В настоящее время вопрос этот инте­ресно поставлен и рассмотрен в серии трудов В. Е. Ларичева. В ча­стности, им приведены заслужива­ющие внимания соображения о не­возможности представить себе раз­витие даже охотничьего и собирательского общества без какого-то календаря и использования в пов­седневной жизни астрономических ориентиров. Запас знаний, который накопило человечество в ходе рас­селения по земной поверхности на протяжении 4 – 5 млн. лет, сыграл не последнюю роль в освоении навыков производящего хозяйства и переходе к цивилизации.


 

Юридический институт МВД РФ

 

Кафедра _______________________ дисциплин

 

 

                                          

 

Контрольная работа

 

по истории на тему:

 

«ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

 

(Вариант 5)

 

Подготовил студент группы _____

 

Кулигин Александр Валерьевич

 

 

ТУЛА

1999

    

 


[1] В.П. Алексеев, А.И. Першиц. “История первобытного общества”. М. 1990. С. 6 – 16

[2] Черниловский. Указ. соч. С. 9.

[3] Алексеев В.П., Першиц А.И. Указ. соч. С. 110 – 112.

[4] Алексеев, Першиц. Указ. соч. С. 115.

[5] Ранов В.А. Указ. соч. С. 119.

[6] Ранов В.А. Указ. соч. С. 132.

[7] “Древние цивилизации”. С. 12-13.

[8] “Древние цивилизации”. С. 20-21.

[9] Ранов В.А. Указ. соч. С. 153-154.

[10] Пособие по истории СССР. С. 11-14.

[11] Методическое пособие по истории России. КГПУ. Калуга. 1997.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...