Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природные факторы (воздух, вода), их влияние на организм ребенка.




Цель и задачи физ. воспит. дошкольников

Общая цель всей системы ф. восп. — форми­рование физической культуры личности. Специфической целью физ. восп. дош. явл. содействие воспитанию здорового, физически развитого ребенка, владею­щего доступными его возрасту двигательными умениями и на­выками, знаниями о физ. культуре, обладающего спо­собностью управления собой.

Цель определяет задачи физ. восп. (оздоро­вительные, образовательные, воспитательные), которые конк­ретизируются с учетом возрастных особенностей развития ре­бенка.

Решение озд.з. направлено на охрану жиз­ни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение общей активности и работоспособно­сти. В более конкретной форме оздоровительные задачи опре­деляются повышением сопротивляемости организма влиянию внешней среды путем закаливания, укрепления опорно-двига­тельного аппарата, формирования правильной осанки, укреп­ления мышц стопы и голени с целью предупреждения плоско­стопия, гармоничного развития всех мышечных групп, разви­тия физических способностей (координационных, скорост­ных, выносливости), помогающих ребенку овладеть жизненно важными двигательными навыками.

Обр.з. предусматривают формир. двигательных навыков и освоение физкультурных знаний. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь выпол­нять различные движения: ходить, бегать, прыгать, ловить, ме­тать, лазать разными способами, ходить на лыжах, скользить по ледяным дорожкам, ездить на велосипеде, кататься на коньках. Сформированные двигательные навыки позволяют детям до­стигать хороших результатов в двигательной деятельности. Освоение физкультурных знаний формирует у дошкольников правильное отношение к своему здоровью. Им доступны эле­ментарные знания о своем физическом состоянии, простей­ших правилах сохранения и укрепления здоровья, физических упражнениях, способах их использования в жизни. Специаль­ные знания дошкольники получают в процессе режимных мо­ментов (закаливание, гигиенические процедуры), а также в об­разовательной деятельности (физкультурные занятия).

Восп. з. направлены на формирование лич­ности ребенка средствами физической культуры. Они концен­трируют внимание педагога на признании права каждого участ­ника образовательного процесса быть личностью, способной к саморазвитию. Основные характеристики педагогического процесса - признание уникальности и своеобразия каждого ре­бенка, отношение к ребенку как к субъекту собственного разви­тия, опора на естественный процесс саморазвития формирую­щейся личности, доверие ребенку выбора средств достижения поставленной цели, партнерские взаимоотношения воспитате­ля и детей. В процессе такой деятельности развивается и фор­мируется самосознание дошкольника, умение анализировать и оценивать собственные действия и поступки, осуществляется воспитание эмоционально положительного отношения к заня­тиям физическими упражнениями, развиваются волевые каче­ства, творческие способности ребенка. Процесс физического воспитания строится таким образом, чтобы одновременно решались все группы задач. Действенность системы физического воспитания определя­ется принципами, лежащими в ее основе. Это кратко выражен­ные научно-методические положения, отражающие закономер­ности овладения детьми двигательными навыками, развития двигательных способностей, формирования личности в про­цесс

двигательной деятельности.

 

 

Природные факторы (воздух, вода), их влияние на организм ребенка.

Воздушные ванны обеспечивают непосредственное воздей­ствие воздуха на обнаженную поверхность кожи во время двига­тельной деятельности детей. Наиболее целесообразным и есте­ственным видом такой воздушной ванны является утренняя гим­настика, проводимая на воздухе и в помещении при открытых окнах, фрамугах. Кроме того, воздушные ванны дети получают во время физкультурного занятия на воздухе и в помещении по назначению врача, преимущественно в старшей и подготовитель­ной к школе группах. Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые вхо­дят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении их в помещении температура воздуха постепенно снижается, через каждые 2—3 дня с таким же постепенным облегчением одежды детей. Это осуществляется по указанию врача, с учетом состояния здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них. Имеющиеся исследования педагогов, опыт работы многих дет­ских садов подтверждают высокий результат таких систематичес­ких занятий: у детей укрепляется здоровье, снижаются простуд­ные и инфекционные заболевания, вырабатывается известная вы­носливость.

Водные мероприятия — это обтирание, обливание, душ, ку­пание (в бассейне, в реке, в озере, в море). Основанием для назна­чения этих процедур врачом служит учет индивидуальных особен­ностей и состояния здоровья детей. В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребенка. В первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, сти­мулирующего ребенка к движениям. С 3 лет ребенок приучается действовать самостоятельно.

При обтирании, состоящем из легких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действо­вать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полу­круге, они одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, в процессе обтирания ребенок находит­ся в движении, не мерзнет и получает под руководством воспита­теля необходимый жизненный навык.

Обливание по своему воздействию на организм ребенка сильнее предыдущей процедуры. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систе­му, вызывает бодрость. Ребенок поворачивается, подставляя под льющуюся воду спину, грудь, бока, живот, руки. Кроме того, он может делать движения, связанные с потоком воды, слегка расти­рая тело, плескаясь. По окончании процедуры все дети тщательно вытирают тело под наблюдением воспитателя.

Во многих ДУ при систематическом закали­вании практикуется по рекомендации врачей обливание до пояса после утренней гимнастики (преимущественно в подготовитель­ных группах). Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом шею, грудь, плечи и руки, после чего тщательно вытирают тело. Обливание водой до пояса — наиболее доступная процедура в раз­личных условиях, поэтому именно к этому виду закаливания це­лесообразно приучать детей.

Купание как регулярная ежедневная процедура — прекрасное средство оздоровления и закаливания детского организма. Прохлад­ная вода, чистый воздух в сочетании с ультрафиолетовыми луча­ми, движения самих детей — весь этот комплекс средств оказыва­ет чрезвычайно благоприятное воздействие на организм ребенка, его нервную систему, эмоционально-положительное состояние.

Однако несмотря на эффективность этой процедуры, нужно подводить к ней детей очень осторожно — путем предварительно­го регулярного обтирания и обливания под душем с постепенным снижением температуры воды. Недостаточная зрелость у детей терморегуляторных функций и в связи с этим большая отдача тепла через кожу в окружающую среду определяют необходимость дви­гательной активности детей во время купания. Простые веселые игры в воде, организуемые воспитателем с небольшими подгруп­пами (6—8 человек), вызывают у детей положительные эмоции, а мышечные движения усиливают теплообразование. Благодаря это­му ребенок чувствует себя хорошо, не мерзнет и не боится воды.

Купание с целью закаливания рекомендуется в программе для средней, старшей и подготовительной групп детей. Приучение к воде, как показывает практика, целесообразно начинать с 1,5—2 лет. Ходьба в воде на мелком месте, собирание камушков, игры с надувными игрушками, плескание помогают малышам освоиться в новой для них водной среде, вызывают положительные эмоции, воспитывают смелость. Купание хорошо сочетается с гидроаэро­бикой.Тщательная проверка места купания, одновременное пребыва­ние в воде не более 3—4 детей под неослабным вниманием взрос­лых, соблюдение всех указаний врача — обязательные условия проведения этой процедуры. Продолжительность купания опреде­ляется для каждой возрастной группы врачом детского учрежде­ния. При этом учитываются температура воздуха и воды, погодные условия,а также степень достигнутой закаленности организма ре­бенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...