Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук.




Тема 1. Общие основы педагогики высшей школы.

1.1. Педагогика высшей школы в системе педагогических наук.

1.2. История развития высшего образования.

1.3. Роль высшего образования в современном мире.

1.4. Система высшего образования в Республике Беларусь.

1.5. Основные направления развития высшей школы в Республике Беларусь.

1.6. Послевузовское образование как условие непрерывного образования.

1.7. Методология и методы педагогических исследований в области высшей школы.

 

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук.

Цель педагогики высшей школы – исследование закономерностей развития, воспитания и обучения студентов и разработка на этой основе путей совершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста.

В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. По большому счету, объектом педагогики является воспитание в широком смысле.

Таким образом, объект педагогики высшей школы – система высшего образования и педагогические процессы в ней.
Педагогические системы различаются между собой педагогической целью, содержанием обучения, контингентом воспитанников, квалификацией педагогов, формами, способами руководства процессами деятельности воспитанников, результатами. Однако все системы реализуют единую цель, которая определена государством, обществом.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Это исследование особого вида педагогической деятельности, направленной на раскрытие закономерностей и поиск рациональных путей обучения и формирования специалиста высшей категории. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

В предмет педагогики высшей школы обязательно включаются следующие компоненты:

· учебно-воспитательный процесс и процесс профессиональной подготовки специалистов, культурной элиты современного общества;

· изучение закономерных связей, существующих между развитием, воспитанием и обучением студентов в высших учебных заведениях;

· разработка на этой основе методологических, теоретических и методических проблем становления современного интеллектуального высококвалифицированного специалиста в любой сфере материального или духовного производства.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах – в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях. Педагогика – наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом. Предмет педагогики обусловливает функции педагогики, осуществляющиеся в органическом единстве.
Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

· описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

· диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

· прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

· проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций);

· преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

· рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, а также последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

В соответствии с функциями, основными задачами педагогики как науки являются следующие:

– анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
– разработка теоретико-методологических основ образования;

– выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

– определение содержания образования в конкретных условиях;

– разработка образовательных стандартов;

– разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

– изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

– внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

– изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Педагогика высшей школы представляет собой науку о воспитании, образовании и обучении студенчества. Кроме этих трех категорий к педагогической науке относятся также категории «учение» и «педагогический процесс».

Категория «образование» включает три составляющих:
1) приобретение знаний, умений и навыков;

2) формирование на этой основе мировоззрения;

3) развитие познавательных способностей личности.

Чтобы содержание образования стало «достоянием» обучающихся, необходима система специально подобранных педагогических влияний – обучение, предусматривающее совместную деятельность учителя и ученика.
Учение же, как категория педагогики рассматривает лишь деятельность самого ученика, его личный труд, направленный на овладение содержанием образования, хотя это вовсе не означает, что самостоятельная работа учащихся не должна организовываться педагогом.

Как категория педагогики «педагогический процесс» включает всю систему средств обучения и воспитания, которые используются в том или ином учебном заведении и организовываются в соответствии с требованиями педагогики.

Воспитание в широком понимании означает руководство развитием. Это руководство приобретением знаний, усвоением определенных взглядов, выработкой правильных привычек, формированием потребностей, интересов, мотивов, чувств. Процесс руководства развитием может осуществляться специально, как целенаправленная деятельность выделенных для этой цели лиц – воспитателей, педагогов, кураторов, тьюторов. Это воспитание в узком смысле. С другой стороны, на человека влияет вся совокупность жизненных условий, вся социокультурная среда, его «воспитывает жизнь». Это – широкое содержание понятия «воспитание».

Педагогическую деятельность определяют постановка цели и решение педагогических задач.

Цели педагогического процесса – идеальное предвидение результата деятельности. Они состоят из целей преподавания и целей учения буквально на каждой лекции, семинаре, на уровне предмета, на уровне системы образования.
В систему целей педагогического процесса включаются формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви.

 

Основными понятиями педагогики высшей школы являются: высшее образование, воспитание, обучение, профессиональная подготовка и развитие личности студента; преподавательская и учебная деятельность; самообразование и самовоспитание.

Для педагогики высшей школы характерна своя специфика, обусловленная следующими факторами:

1. В целостном педагогическом процессе вуза в качестве системообразующего элемента выступает профессиональная подготовка специалистов.

2. Педагогика высшей школы разрабатывает теоретические и методические основы совершенствования педагогического процесса для высших учебных заведений различного типа: университет, институт, высший колледж и т.п.

3. Для студентов (в отличие от школьников и учащихся средних специальных учебных заведений) характерно завершение формирования мировоззрения, политической культуры, ценностных ориентаций, достаточно высокий уровень развития гражданских качеств и нравственно-эстетических основ личности.

4. Учебно – воспитательный процесс в вузе имеет своеобразные организа-ционные формы (лекции и семинарские занятия, курсовое и дипломное проектирование, научно – исследовательская работа и т. д.).

5. В основе взаимоотношений преподавателя и студентов лежит принцип демократического взаимодействия. Студенты обладают достаточно высокой самостоятельностью, а их учебная аттестация осуществляется периодически, в основном во время сессий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...