Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль высшего образования в современном мире.




В педагогике под образованием обычно понимают процесс и результат усвоения определённой системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование человека проявляется в результатах его деятельности, творческом развитии способностей, формах общения и поведения. Образованный человек - это человек культурный, владеющий не только профессиональной компетентностью, но и многими другими формами культуры.

Высшее образование выполняет в обществе два вида взаимосвязанных функций:

а) функцию воспроизводства, направленную на воспроизводство культуры, общественного опыта и способов деятельности в новых поколениях людей; б) функцию развития, направленную на развитие как личности человека, так

и общества в целом.

- Образование – это один из способов вхождения человека в мир культуры. - Образование – это средство социализации, становления и развития человека как личности.

- Образование -это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс её профессионализации и самоутверждения.

- Образование- это фактор воспроизводства социально- профессиональной структуры общества и социального прогресса.

Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования для решения не только локальных, но и глобальных проблем человечества:

1. Интерсоциальные проблемы - сдерживание распространения ядерных вооружений и предотвращение новой мировой войны, гармонизация экономических отношений между развитыми и отстающими странами, борьба с терроризмом и т. п.

2. Проблемы, порождаемые взаимодействием общества и приро ды - предотвращение деградации природной среды, обеспечение продовольствием стремительно растущего населения планеты и т. п.

3. Проблемы взаимоотношений человека и общества – преодоление кризиса здравоохранения, обусловленного как экономическими, так и социокультурными факторами (наркомания, алкоголизм, стрессы);снижение роста количества физически и психически неполноценных людей, создающих угрозу генофонду человечества.

Причиной перечисленных проблем является прежде всего сам человек с его недостаточным уровнем образования, с его неразвитыми способностями ориентироваться в современных проблемах. А также ответственно включаться в их разрешение.

Нормальное существование любого общества невозможно без полноценного функционирования и развития системы высшего образования. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

Происходящая сейчас информатизация мирового сообщества является научным и реальным фактом. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепции информационного общества, становлении информационной цивилизации. Информация, знание становятся тем «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношении таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, потребность в их перманентном обновлении и развитии становится фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию.

Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества. Образовательная деятельность становиться важной компонентой экономического развития. Личность в информационном обществе получает новые возможности для самореализации и развития, но для использования этих возможностей необходима активная деятельность по образованию граждан. В общественной структуре постиндустриального общества сфера образования тесно переплетается со всеми элементами этой структуры, и от состояния этой сферы во многом зависит ход общественного развития.

Социальную значимость образования многие определют также следующими факторами:

· Понимание все большей частью общества того, что сегодня высшее образование становится как бы базовым, минимально необходимым для творческой деятельности, приносящей человеку наибольшее удовлетворение;

· Повышение в глазах многих людей ценности образования для саморазвития, обретения чувства собственного достоинства и самоуважения, расширения круга человеческого общения за счет понимания людей другого культурного менталитета.

В последние годы роль высшего образования меняется, оно становится более доступным для широкого круга людей, и количество владельцев дипломов непрерывно растет увеличение предложения квалифицированной рабочей силы и ее избыток дают возможность работодателю выбирать из огромной массы специалистов, а, значит, и повышать претензии к уровню подготовки работника.

Образование — важная составная часть воспроизводства рабочей силы. Увеличиваются пропорции активного населения, занятого в сфере услуг, образования, исследований, коммуникации, социальной работы и других видов деятельности, где процент выпускников вузов выше, чем, например, в сельском хозяйстве и в традиционных отраслях промышленности. Поэтому роль высшего образования возрастает потому, что спрос стал больше. Высшее образование призвано передавать знания, умения и формировать качества, которые позволят выпускникам изучить различные профессиональные ситуации и адаптироваться к неожиданным поворотам в ходе изменений в технологических процессах, в организации труда и структуре профессии. Высшее образование играет большую роль на любом факультете вуза, так как оно выполняет важную социальную задачу: оно является одним из средств осуществления социальной справедливости в обществе. Получение высшего образования без отрыва от работы открывает дорогу к знаниям, профессиональному и культурному росту большого числа людей, не, имеющих возможности подучить образование на дневных отделениях. Причины эти бывают самые разные, часто они не зависят от личностных особенностей человека (семейное положение, материальные условия, отдаленность педвуза от места жительства и т.д.).

Формирование и эффективное функционирование системы высшего образования играет важную роль, так как оно выполняет важнейшее условие социально-экономического развития страны, всестороннего развития личности, а это одна из основных направлений высшего образования. Высшее образование играет большую роль, и особенно университетское, выступает одновременно и в роли новатора, способствуя процессу приращения знаний в результате проводимой исследовательской деятельности, и в роли консерватора, в том, что касается образовательной деятельности.

Сегодня уже многие понимают, что получить определенный набор знаний — еще не значит получить в будущем отличную карьеру. Осознанность этого факта связана, прежде всего, с тем, что необходимо учиться применять полученные знания. Человек-энциклопедия в жизни может ничего не добиться лишь потому, что он не знает где и как применять имеющиеся у него знания. Умение организовывать себя, грамотное распределение своего времени (тайм-менеджмент), умение управлять коллективом и ставить правильные задачи, а также знать, каким образом воплотить их в жизнь — вот залог того, что Вас назовут образованным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...