Сельского хозяйства в 1975-1994 гг., (часов в среднесезонную рабочую неделю)
Приведенные в обеих таблицах данные, полученные новосибирскими социологами, наглядно иллюстрируют разницу в положении мужчин и женщин как применительно к домашней Курс лекций работе, так и применительно к возможностям для саморазвития и просто отдыха. Преимущество таблиц бюджетов времени заключается в том, что это абсолютно объективный показатель, не связанный с оценками того, что есть "много", "мало" или "нормально", как это бывает в опросах и интервью. Характерно, что в период с 1975 по 1994 гг. домашняя нагрузка у женщин только возрастала (и в итоге превысила мужскую в 7,5 раз), притом, что протяженность рабочего времени сокращалась и у женщин, и у мужчин. Причина этого заключается в особых свойствах домашней работы как вида деятельности: как писала еще Б.Фри-дан, домашняя работа имеет тенденцию заполнять все свободное время. Это связано с ее специфической структурой: она не имеет никаких единых стандартов и критериев оценки. В результате, когда у женщин высвобождается какое-то время (например, уменьшается трудовая загрузка вне дома), они сразу же значительно повышают критерии качества своей домашней работы - например, чаще меняют и стирают постельное белье, делают большую уборку не раз в неделю, а каждые два дня и т.п. Эта тенденция имеет психологическую подоплеку: спасаясь от монотонности и постоянной повторяемости одних и тех же операций, женщины создают свои собственные "стандарты качества". Это позволяет им чувствовать удовлетворенность своей работой — вещь, совершенно необходимую для мотивации любого труда. Однако психологический механизм выстраивания подобной защиты таков, что эти критерии, созданные самими женщинами, объективизируются в их сознании и принимают характер внешних требований, от которых они чувствуют зависимость. Это значительно уменьшает ту самую "автономию", которая называется домохозяйками как преимущество их положения по сравнению с работой "вне дома".
При этом те женщины, которые имеют более высокие стандарты домашней работы, как правило, более ей удовлетворены. В то же время, если по каким-то причинам эти стандарты перестают выдерживаться, эта категория женщин испытывает серьезный стресс. В этом смысле показательно исследование психиатра Дж.Ку-пера207, который сравнивал между собой три лабораторные группы: особенно усердных домохозяек, придерживающихся высоких 207 Cooper J. The Leyton Obsessional Inventory' Psychological Medicine, 1970, 1. P.48-64. И. Н. Тартаковская. Гендерная социология стандартов выполнения домашней работы; людей, страдающих клинически выявленными психиатрическими заболеваниями, и "нормальных" женщин. Купер предложил им всем набор тестов, призванных выявлять наличие навязчивых идей. В результате усердные домохозяйки показали результаты, промежуточные между нормальными женщинами - контрольной группой и психически больными людьми.
Оукли в своем классическом исследовании выделила следующие особенности домашней работы как вида трудовой нагрузки208: - во-первых, сам характер работы. Даже если она и содержит некоторые элементы творчества, основные ее элементы рутинные, монотонные, повторяющиеся изо дня в день - словом, неинтересные и нетворческие; - во-вторых, почти не происходит аккумуляции результатов: выстиранное белье быстро пачкается, приготовленная еда съедается, все приходится начинать сначала; - помимо этого, она не имеет и каких-либо хронологических ограничений. Проинтервьюированные ей домохозяйки назвали самым отрицательным качеством домашней работы по сравнению с оплачиваемой работой то, что она не ограничена рамками рабочего дня - "женской работе нет конца"; - как правило, она осуществляется в изоляции от других взрослых людей - отсутствует "трудовой коллектив"; - однако ведение домашнего хозяйства как род деятельности имеет и свое преимущество в глазах тех, кому приходится этим заниматься. Это преимущество — относительная автономность, возможность самостоятельно принимать решения в сфере своей компетенции; - но эта деятельность имеет низкий статус, и это служит источником дополнительного дискомфорта для многих женщин. Особенно высокий уровень неудовлетворенности был отмечен у тех женщин, которые до того, как стать домохозяйками, имели достаточно высокий профессиональный статус или просто любимую работу. В работе Р.Блада и Д.Вольфа "Мужья и жены"209 говорится, что на уровень участия мужчин в домашней работе воздействуют 208 Oakley A. The Sociology of Housewoik. London: Martin Robertson, 1974. 209 Blood R., Wolf D. Husbands and Wives: the Dynamics of Married Living. New York: Free Press, 1960 Курс лекций две группы факторов: тип занятости и представления о тендерных ролях. Данные многих исследований показывают, что высокооплачиваемые мужья меньше участвуют в работе по дому. Очень часто работа занимает у них столько времени, что это участие для них физически невозможно, даже при наличии доброй воли с их стороны (хотя можно поставить вопрос иначе: почему они выбирают такие виды работы, если понимают важность участия в воспитании детей и разделения с женами их домашних обязанностей?). Исследования показывает также, что мужчины, если вообще как-то участвуют в домашней работе, чаще склонны заниматься с детьми, чем выполнять какую-либо другую работу - стирку, мытье посуды, глажку и т.п210. Однако здесь тоже проходит довольно четкая демаркационная линия: если мужчины занимаются с детьми, то они в основном гуляют с ними, играют, короче говоря - "общаются". Физическое же обслуживание - кормление, смена грязных пеленок - остается "женской работой".
Даже в том случае, если муж принимает заметное участие в выполнении домашней работы, ответственность за состояние дел в доме все равно остается на жене. Несмотря на эволюцию тендерных ролей и тендерных иден-тичностей в семейной сфере, роста популярности представлений об эгалитарном, или «симметричном» браке, распределение домашних обязанностей остается наиболее консервативной областью семейных отношений. «Кризис семьи» и новые семейные практики Рост числа разводов, высокая доля внебрачных сожительств, неполных семей, уменьшение рождаемости в современной России, хотя и соответствуют в целом общеевропейским демографическим тенденциям, порождают в медиа и даже научной литературе «моральную панику»2" по поводу кризиса института семьи и того вреда, который этот кризис может нанести обществу. Надо отметить, что идея о «кризисе семьи» отнюдь не является достоя- 210 Напр., Gavron H. The Captive Wife: Conflicts of Housebound Wives. Har-mondsworth: Penguin Books, 1966. 211 Антонов А.И. Социологические проблемы кризиса российской семьи. Население и общество. 2001. № 15-16. Я. Н. Тартаковская. Гендерная социология нием рубежа второго и третьего тысячелетий: так, например, Т.Пар-сонс в своей статье 1955 г. спорил с авторами, писавшими о «дезорганизации семьи» и «потере ею функциональности»212. Однако к концу 1990-х - началу 2000-х гг. значительно возросло число обстоятельств, позволяющих судить, по крайней мере, о серьезных и массовых изменениях в функционировании этого института. К этим тенденциям, помимо уже отмеченных выше роста числа разводов, внебрачных и неполных семей, относятся также:
- новые репродуктивные технологии, нарушившие монолитную идею материнства (появление суррогатных матерей); - борьба геев и лесбиянок за возможность придания их союзам юридического семейного статуса; - трудовая и экономическая миграция в международном масштабе, которая часто приводит к вынужденному многолетнему проживанию мужей и жен в разных странах; - изменения характера отношений внутри самих семей: используя типологию С.И.Голода, на смену «детоцентристским семьям», главным смыслом существования которых было совместное выращивание детей, приходят семьи «супружеские», в центре которых находятся собственно отношения супругов213. Э.Гидденс пишет, что на смену дискурса романтической любви, на котором было основана идея современного конъюгаль-ного брака, приходит дискурс «собственно отношений»214. Последний фактор имеет весьма большое значение для изменения как формы, так и содержания семейной жизни: - такие отношения не обязательно моногамны. Эсклюзивность сексуальных отношений исключительно с супругом/партнером соблюдается лишь постольку, поскольку она кажется желательной или существенной для их участников (а не сама собой разумеется); - они не обязательно гетеросексуальны; - центральное значение для этих отношений имеет хорошее 212 Parsons T. The American Family: Its Relations to Personality and to the Social Structure // Parsons Т., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. Glencoe, IL: Free Press, 1955. 213 Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. 1996. № 3-4. С.99-108. 214 Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love & Eroticism in Modern Societies. Cambridge: Polity Press, 1992. Курс лекций знание особенностей и личных черт партнера. В отличие от традиционных конъюгальных семейных отношений, они не имеют готового сценария. Когда значительная область человеческой жизни не регулируется уже предыдущими образцами и традициями, человек вынужден все время считаться со стилем жизни своего партнера. Более того, особенности стиля жизни имеют уже не побочное, но первостепенное значение, определяя, с кем человек имеет дело: - это равноправные отношения, равенство имеет для них такое же принципиальное значение, как способность к коммуникации. В них существует реальный шанс преодоления как экономической бедности женщин, так и эмоциональной бедности мужчин. И особое значение эта новая форма отношений имеет для женщин: они протестуют и решительно разрывают со своей принадлежностью к "домашней сфере" и теми ограничениями, которые она накладывает на саморазвитие. Мужчина же оказывается в куда более невыгодной позиции: он все еще прикован к роли "кормильца семьи";
- семьи, основанные на такого рода отношениях, могут быть по добровольному выбору бездетными; - нередко привязанность, существующая между партнерами, превращается в достаточно сильную эмоциональную зависимость, сходную по своим проявлениям с наркотической зависимостью или алкоголизмом. Тем не менее, семейные союзы, смысл которых состоит лишь в отношениях между супругами, значительно легче распадаются, так как не подкреплены никакими институциональными, традиционными и прочими установлениями. Стирается грань между «семьей» и «сожительством», «супругами» и «партнерами». Наличие общих детей далеко не всегда меняет эту ситуацию. Таким образом, постановка вопроса о современном кризисе института семьи не лишена оснований. Другое дело, что этот кризис в известной степени является органичным продолжением ее эволюции. Как показал Ф.Арьес, по своей генеалогии семейная жизнь получила распространение в ущерб традиционной социальности. Современная семья постепенно замещала собой пришедшие в упадок старые общественные отношения, чтобы позволить человеку избавиться от невыносимого нравственного одиночества. Она отвечает потребности человека в личном жизненном пространстве и независимости, членов семьи объединяют чувства и при- И. Н. Тартаковская. Гендерная социология вычка к определенному образу жизни215. Но насколько семья сейчас реально способна выполнять эти функции? Х.Арендт отмечала, что «массовое общество разрушает не только публичное пространство, но и приватную сферу, т.е. не только лишает людей их места в мире, но отнимает у них также защиту их собственных четырех стен, в которых они некогда чувствовали себя укрытыми от мира и где во всяком случае также и те, кого исключала публичность, могли найти эрзац действительности в теплоте своего домашнего очага внутри границ семьи»216. Этот кризис порожден глобальными модернизационными процессами и характерен не только для России, но в ней он принял особенно выпуклые формы. Справедливо замечено, что если европейская модернизация во многом опиралась на традиционный базис семьи, то в России наиболее развитыми были не столько семейные, сколько корпоративные, общинные традиции217. Эти традиции в известной мере поддерживались социальной политикой советского государства, широко вторгавшегося в приватный мир своих граждан, но в то же время обеспечивавшего семью определенной организационно-экономической поддержкой. Рыночные трансформации привели к видоизменению, а местами и разрушению институтов, осуществлявших эту поддержку, что привело, по мнению М.Малышевой, к санкционированной государством деградации приватной сферы218. В то же время нет оснований считать, что кризис семьи имеет катастрофический характер: потребность в приватности, в некой микрогруппе близких людей, способной противостоять разрушительному влиянию социетальных процессов, у большинства людей очень велика и является важным аспектом их идентичности. Поэтому скорее можно говорить об изменении семейных форм под влиянием развития тендерных отношений, чем о перспективе исчезновения семьи в обозримом будущем. 215 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 1999. С.406-410. 216 АрендтХ. Vita Activaили о деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. С.77. 217 Костюк К.Н. Архаика и модернизм в Российской культуре // Социологический журнал. 1999. № 3-4. С. 10. 218 Малышева М.М. Приватность и права человека: семейный аспект // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М: МЦГИ, 1998. Т.2. С.65. Курс лекций ЛЕКЦИЯ 11.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|