Условия и предпосылки экспериментальной работы
Работа над проблемой обучения детей старшей группы изобразительному творчеству в целом и рисованию в частности осуществлялась нами в ряде детских садов Москвы и Московской области в течение 9 лет (с 1939-1948 гг.)1. Параллельно собирался массовый материал при прохождении педагогической практики студентами Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. Кроме того, изучались методические материалы Городского методического кабинета Москвы и Московской области, детских садов Тамбова и Ташкента. Основными методами нашей работы были: наблюдение практикантов и постановка педагогического эксперимента. Организуя педагогический процесс, максимально благоприятствующий полноценному проявлению творчества ребенка, мы стремились определить программу и методику обучения детей рисованию и лепке. Помимо предварительной теоретической работы, установления основных гипотез и предпосылок, разработки плана всего эксперимента, мы вели систематическую работу с коллективом указанных детских садов, что обеспечивало заинтересованность воспитателей в экспериментальной работе, повышало качество их работы. Работа по руководству и обучению рисованию и лепке детей старшей группы осуществлялась нами лично систематически в детском саду №4 Куйбышевского района и в детском саду.№2 Дзержинского района, а также частично в детских домах «Му-
1 Детский сад № 2 Дзержинского района г. Москвы (заведующая А. П. Дьякова). Детский сад № 4 Куйбышевекого района (заведующая Е. Т. Литвин, заведующая педагогической частью К. П. Кузнецова, воспитатель старшей группы А. В. Макеева).. Детский сад № 2 Ленинского района (заведующая А. д. Тереховская, воспитатель д. В. Бульчинская).
Детский дом № 4 объединения «Муравейник» на ст. Удельная М. Рязанской ж. д. (заведующая педагогической частью Л. Н. Головина). Ряд материалов по нашему заданию был собран А. А. Новиковой; ею проводились эксперименты и наблюдения в нескольких детских садах.
равейник» (ст. Удельная). Она осуществлялась почти на каждом занятии по рисованию и лепке с октября до летнего периода. Все задания планировались и обсуждались с работниками группы, заведующим детским садом и заведующим педагогической частью. Периодически проводились доклады для всего коллектива сада на темы: «Элементы обучения рисованию», «Специфика руководства в каждой возрастной группе и характеристика детского творчества», «Руководство рисованием на свободную тему», «Руководство рисованием по заданию», «Декоративное рисование детей», «Развитие наблюдательности» и др. Результаты каждого занятия с детьми обсуждались с воспитателем, заведующим педагогической частью и заведующим детским садом. Вся проделанная нами работа по обучению детей рисованию получила свое завершение в длительной экспериментальной работе детского сада № 4. Для эксперимента нами была намечена старшая группа, которая представляла собой для этой цели достаточно трудный объект: это были дети шести-семи лет, не получившие надлежащего руководства. Группа состояла из 15 мальчиков и 16 девочек: только часть детей перешла из средней группы (12 человек), остальные дети были новыми, из семьи (9 человек), 10 человек были переведены из других детских садов - это усложняло работу. Заинтересованности в рисовании у детей не отмечалось. Были случаи, когда отдельные дети, видя, что воспитатель подготовляет занятие по рисованию, старались ускользнуть из группы, задержаться в коридоре, забежать в соседнюю группу. От детей часто слышались реплики: «А можно не рисовать?»; «Я не знаю, что рисовать»; «Я не умею»; «Лучше я писать буду» и т. д. Дети рисовали неряшливо, нехотя, стремились быстрее кончить, чтобы скорее отделаться. Вместе с тем дети группы, за небольшим исключением (2-3 ребенка}, были хорошо развиты: многое знали, интересы их были разнообразны, речь достаточно развита, они с удовольствием беседовали, знали много детских книг, чрезвычайно любили слушать рассказы и особенно сказки. Игры детей были разнообразны, играли они много. В ручных же навыках и занятиях они безусловно отставали. Они весьма критично относились к работам друг друга: в группе часто слышались насмешливые замечания, что расхолаживало и снижало интерес рисующих.
Необходимо было преодолеть и разрыв между пониманием и навыком, и неверие в свои силы, и несерьёзное, незаинтересованное отношение к рисованию в целом. Мы много думали над тем, как добиться успеха, с чего начать, какие задачи выдвинуть на первый период работы. Первой предпосылкой к постановке экспериментальной работы было наше убеждение в том, что успех детской творческой работы может строиться лишь на заинтересованном отношении воспитателя к ней, его веры в силы ребенка, его внимании и
стремлении оказывать детям необходимую помощь, систематически руководить данной работой детей. С этой целью мы проводили с воспитателями систематические консультации, доклады, планировали и анализировали каждое занятие. Вторая предпосылка заключалась в убеждении, что дети шести-семи лет захотят учиться и с ними следовало действовать открыто. Перед детьми нужно прямо ставить этот вопрос, Но обучение этого возраста своеобразно, и оно должно базироваться на достижении ребенком каких-то близких целей. Недостаточная устойчивость детского внимания, слабая выдержка не позволяют ребенку длительно и упорно работать над далекой целью. Результаты должны быть приближены по времени; работа должна иметь небольшие, несложные задачи с видимым достижением. Из этого нужно исходить, постепенно усложняя задачи. Третьей предпосылкой было убеждение в том, что одним из основных элементов в работе по рисованию является наблюдение прекрасного в природе, в быту, в искусстве. Культура наблюдения обеспечит интерес и внимание к выразительной форме, к цвету, к доступным ребенку произведениям живописи, углубит интерес и к собственному рисованию, обеспечит улучшение его качества.
Первый этап работы - это завоевание детского внимания и интереса к рисованию, изменение отношения детей к рисованию. Работа шла в двух направлениях: 1) выдвижение перед детьми небольших задач по рисованию и 2) развитие детской наблюдательности. Мы нашли целесообразным дать такие задания, которые окажутся не очень затруднительными, результативными, но которые заставят детей ответственно их выполнить. Большую услугу нам оказало декоративное рисование и ряд тем по изображению близких, любимых детьми предметов. Мы предвидели, что дети не сразу откликнутся на наши задания. И действительно, дети с удивлением слушали воспитателя о том, что теперь мы начнем понемногу учиться рисовать, что, конечно, поучившись, мы перестанем говорить «не умею», что рисовать можно научиться всё, что захочешь, и, конечно, у всех рисунки постепенно станут всё лучше и лучше; важно серьезно рисовать и т. п. Прослушав довольно внимательно необычное для них вступление воспитателя, дети приступили к рисованию красками на цветных листах бумаги. Задача была такая: взять краски, какие нравятся, и смело, ярко разукрасить лист, кто как хочет - яркими пятнами, полосами, цветами, клетками, точками, лишь бы смело, ярко его разрисовать, Нам тили мы именно это занятие, так как оно не требовало от детей рисования каких-либо предметов, оно привлекало своей красочностью и вместе с тем ставило перед детьми определённую задачу. Мы считали, что выполнение этой задачи даст детям некоторое удовлетворение. Как мы и предвидели, несмотря на простоту задания, нерешительность детей сейчас же обнаружилась. Для детей была не-
привычна и довольно богатая палитра красок (гуашь, разведённая в чистых стаканчиках), и цветные, довольно большие листы бумаги, и заинтересованность воспитателя. Рука не привыкла к смелым движениям. Дети боязливо брали на кисть краску: «Ой, Я испорчу бумагу!»; «Я не умею»; «Покажите, как красить»; «Не знаю, какую мне краску взять» И т. п. В процессе работы воспитатель давал указания, подбадривал детей, советовал; его тон был уверенный. Постепенно дети входили во вкус, умолкали, рисовали, но потом нерешительно взглядывали на воспитателя: многие стеснительно закрывали свой рисунок от товарищей. Картина была необычная: почти все дети рисовали в продолжение 30 минут, а затем с удивлением стали поглядывать на рисунки товарищей.
Мы сочли опыт удавшимся и решили его периодически повторять. Данные рисунки по окончанию занятия просматривали с детьми. Многие рисунки оказались яркими, привлекательными. Сами дети были приятно удивлены. Они оживлённо разговаривали, отмечали по предложению воспитателя, что удачно, какой рисунок хорошо бы ещё подправить, какой цвет подобрать и т. д. Некоторые дети охотно стали «дорисовывать» свои рисунки. Параллельно с декоративными заданиями детям стали предлагаться задания тематические двух типов: а) отдельный образ и б) широкие темы. Задания первого типа выдвигали перед детьми определенное, новое для них требование. Это не были широкие темы с богатым сюжетным содержанием, это был отдельный образ; задания носили по преимуществу предметный характер («транспорт», «человек», «пароход», «дом», «деревья» и т. д.). Эти задания подготавливались и проводились иначе. Они предварялись специально организованным наблюдением, рассматриванием этих предметов. Кроме того, воспитатель подбирал фото, картинки, игрушки и давал их детям для рассматривания. Это целенаправленное накопление впечатлений, наблюдений оказывало большое влияние на рисование детей. При тематическом рисовании отдельного образа первое время детям предлагалось выполнить ту или иную несложную задачу. Например: рисовать предмет в достаточно крупном размере, двигать рукой смело, быстро, раскрашивать тщательно. Как правило, такие рисунки коллективно обсуждались с детьми. Положительным результатам в работе детей значительно содействовало отношение воспитателя к работе, его требовательность и чёткость задания. Подлинная заинтересованность воспитателя, его внимание к затруднениям ребёнка и радость успеха ободряли, вдохновляли детей. Доверие к силам ребёнка содействовало значительному успеху, особенно у более слабых детей. В продолжение месяца отношение детей к рисованию резко изменилось в положительную сторону. Они не только не избегали занятия, но сами спрашивали: «Когда рисовать?»; «Что будем рисовать?»; охотно участвовали в подготовке материала для за-
нятия. Во время рисования воспитатель учил детей технике использования бумаги, красок, указывал, в каких случаях какой кистью следует рисовать (при мелкой работе, при рисовании деталей - тонкой кистью; при окраске крупных плоскостей - более толстой кистью; как тщательно промывать и вытирать кисть и т.п. Дети использовали эти указания, следили за собой и за товарищами, часто сами напоминали друг другу, как нужно поступать в том или другом случае. Так Инна говорит Мансуру: «Целый час провозишься с маленькой кисточкой. Вот ведь учили – возьми большую». Другая девочка, Валя, при вырезывании делает указание соседу: «Вырезай здесь, с краю, испортишь ведь лист, потом самому бумаги не хватит».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|