Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий




ТЕМА 1. Понятие и система правоохранительных органов Российской Федерации.

 

Вопросы к теме

 

1. Понятие, задачи и основные направления правоохранительной деятельности.

2. Понятие правоохранительных органов в Российской Федерации, их система и общая характеристика. Классификация правоохранительных органов.

3. Предмет, задачи и система учебной дисциплины “Правоохранительные органы”.

4. Соотношение учебной дисциплины “Правоохранительные органы” с другими юридическими дисциплинами.

5. Общая характеристика нормативных правовых актов о правоохранительных органах Российской Федерации.

6. Классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах Российской Федерации.

 

Методические указания для преподавателя:

 

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить знанию понятия, задач и основных направлений правоохранительной деятельности. Необходимо изучить понятие правоохранительных органов в Российской Федерации, знать их систему и общая характеристику, уметь давать классификацию правоохранительных органов.

Студентам необходимо усвоить предмет, задачи и систему учебной дисциплины “Правоохранительные органы”, знать соотношение учебной дисциплины “Правоохранительные органы” с другими юридическими дисциплинами, общую характеристику нормативных правовых актов о правоохранительных органах Российской Федерации, классификацию нормативных правовых актов о правоохранительных органах Российской Федерации. Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

 

ТЕМА 2. Судебная система Российской Федерации

 

Вопросы к теме

1. Понятие и основные признаки судебной власти. Функции судебной власти.

2. Понятие и признаки правосудия. Органы, осуществляющие правосудие в Российской Федерации.

3. Понятие и система принципов правосудия. Принцип законности. Принцип единства судебной системы. Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Принцип осуществления правосудия только судом. Принцип охраны прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.

4. Принцип охраны чести и достоинства личности при осуществлении правосудия. Принцип законности, компетентности и беспристрастности суда. Принцип самостоятельности судов и независимости судей. Принцип гласности в деятельности судов (открытого разбирательства дел во всех судах). Принцип презумпции невиновности. Принцип состязательности и равноправия сторон.

5. Принцип обеспечения права на получение квалифицированной юридической помощи. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Принцип языка судопроизводства (возможности пользоваться в суде родным языком). Принцип обеспечения судебной защиты прав и свобод (обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов). Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства при осуществлении правосудия.

6. Судебная система Российской Федерации. Виды судопроизводства.

7. Ветвь судебной власти. Звено судебной системы. Судебная инстанция.

 

Методические указания для преподавателя:

 

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить усвоению понятия и основных признаков судебной власти, функций судебной власти, изучению соотношения судебной власти с другими ветвями государственной власти.

Необходимо изучить понятие и признаки правосудия. Следует усвоить понятие и систему принципов правосудия (принцип законности, принцип единства судебной системы, принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принцип осуществления правосудия только судом, принцип охраны прав и свобод граждан при осуществлении правосудия, принцип охраны чести и достоинства личности при осуществлении правосудия, принцип законности, компетентности и беспристрастности суда, принцип самостоятельности судов и независимости судей, принцип гласности в деятельности судов (открытого разбирательства дел во всех судах), принцип презумпции невиновности, принцип состязательности и равноправия сторон, принцип обеспечения права на получение квалифицированной юридической помощи, принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, принцип языка судопроизводства (возможности пользоваться в суде родным языком), принцип обеспечения судебной защиты прав и свобод (обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов), принцип участия граждан в осуществлении правосудия, принцип непосредственности и устности судебного разбирательства при осуществлении правосудия). Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

 

ТЕМА 3. Конституционный суд Российской Федерации

Вопросы к теме

1. Понятие конституционного контроля и его функции. Понятие и место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе.

2. Полномочия, структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, их виды, содержание, форма и юридическое значение.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению понятия конституционного контроля и его функций. Необходимо уяснить понятие и место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе как судебного органа конституционного контроля, знать и понимать полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, изучить состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.

Необходимо знать структуру Конституционного Суда Российской Федерации, организационные формы конституционного производства, вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации и в заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации.

Особое внимание следует уделить изучению решений Конституционного Суда Российской Федерации: требования, предъявляемые к решениям Конституционного Суда Российской Федерации, юридическая сила решения Конституционного Суда Российской Федерации, особое мнение судьи. Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

ТЕМА 4. Система федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации

 

Вопросы к теме

1. Общая характеристика федеральных судов общей юрисдикции.

2. Районный суд: структура и полномочия.

3. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: структура и полномочия.

4. Верховный Суд Российской Федерации: структура и полномочия.

5. Общая характеристика и полномочия военных судов.

6. Правовой статус присяжных заседателей.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению общей характеристики федеральных судов общей юрисдикции и их компетенция по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел, системы федеральных судов общей юрисдикции и принципов создания и упразднения федеральных судов общей юрисдикции.

Следует сформировать понятие о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации, изучить их правовой статус, объяснить роль и значение присяжных заседателей в осуществлении правосудия, требования, предъявляемые к присяжным заседателям. Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

 

ТЕМА 5. Система федеральных арбитражных судов Российской Федерации

Вопросы к теме

1. Общая характеристика федеральных арбитражных судов.

2. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации: структура и полномочия.

3. Арбитражный апелляционный суд: структура и полномочия.

4. Федеральный арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд): структура и полномочия.

5. Правовой статус арбитражных заседателей.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению системы федеральных арбитражных судов, разъяснить порядок образования и деятельности федеральных арбитражных судов (арбитражный суд субъекта Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд, федеральный арбитражный суд округа).

Необходимо усвоить понятие арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации и их правовой статус, понимать роль и значение арбитражных заседателей в осуществлении правосудия, знать требования, предъявляемые к арбитражным заседателям. Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

ТЕМА 6. Суды субъектов Российской Федерации

Вопросы к теме

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации: понятие, порядок образования и компетенция.

2. Мировые судьи в судебной системе Российской Федерации: понятие и общая характеристика.

3. Компетенция мировых судей по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: разъяснить их понятие, порядок образования и компетенцию.

Необходимо объяснить место мировых судей в судебной системе Российской Федерации, уяснить их компетенцию по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел, изучить вопросы, касающиеся судебных участков и должности мировых судей, порядок назначения на должность мировых судей Ульяновской области. Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

ТЕМА 7. Статус судей в Российской Федерации

 

Вопросы к теме

1. Порядок отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями.

2. Требования, предъявляемые к судье в Российской Федерации.

3. Гарантии независимости судьи. Неприкосновенность судьи.

4. Кодекс судейской этики. Требования, предъявляемые к поведению судьи.

5. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи.

Отставка судьи.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению порядка отбора кандидатов на должность судьи и требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи. Следует разъяснить студентам ограничения, связанные с занятием должности судьи, требования, предъявляемые к судье в Российской Федерации. Необходимо объяснить права и обязанности судей, связанные с формированием судейского корпуса; права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий; права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении. Следует уяснить порядок наделения судей полномочиями; особенности назначения судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации; особенности наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

ТЕМА 8. Органы судейского сообщества в Российской Федерации

 

Вопросы к теме

1. Судейское сообщество в Российской Федерации. Понятие, задачи и общая характеристика органов судейского сообщества в Российской Федерации.

2. Всероссийский съезд судей. Конференции судей субъектов Российской Федерации. Общие собрания судей судов.

3. Совет судей Российской Федерации. Советы судей субъектов Российской Федерации.

4. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

5. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению понятия и общей характеристики судейского сообщества в Российской Федерации. Следует разъяснить основные задачи органов судейского сообщества, принципы организации и деятельности органов судейского сообщества.

Необходимо подробно рассмотреть со студентами органы судейского сообщества (Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов Российской Федерации, общие собрания судей судов, совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи). Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

ТЕМА 9. Организационное обеспечение деятельности судов Российской Федерации

 

Вопросы к теме

1. Понятие организационного обеспечения деятельности судов. Органы и должностные лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов в Российской Федерации.

2. Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

3. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества.

4. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов.

5. Организационное обеспечение деятельности мировых судей.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению понятия организационного обеспечения деятельности судов. Следует дать студентам представление об органах и должностных лицах, осуществляющих организационное обеспечение деятельности судов в Российской Федерации.

Студенты должны рассмотреть Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации как орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. Необходимо изучить полномочия, структуру и организацию деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Необходимо четко уяснить функции Федеральной службы судебных приставов России по обеспечению деятельности судов Российской Федерации, знать основы обеспечения судебными приставами установленного порядка деятельности судов. Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

ТЕМА 10. Прокуратура Российской Федерации

 

Вопросы к теме

1. Понятие прокуратуры Российской Федерации и направления её деятельности.

2. Понятие прокурорского надзора и его отрасли. Акты прокурорского реагирования.

3. Система и организация прокуратуры Российской Федерации.

4. Специализированные прокуратуры и их полномочия.

5. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры.

6. Служба в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению понятия Прокуратуры Российской Федерации как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Необходимо четко усвоить направления деятельности прокуратуры Российской Федерации. Студенты должны знать и понимать принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Студенты должны подробно изучить отрасли прокурорского надзора (надзор за исполнением законов (“общий надзор”), надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу).

Студентам необходимо уяснить систему и организацию прокуратуры Российской Федерации, знать особенности службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, ограничения и обязанности, связанные со службой в органах и учреждениях прокуратуры. Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

ТЕМА 11. Органы, обеспечивающие безопасность в Российской Федерации

 

Вопросы к теме

1. Общая характеристика безопасности в Российской Федерации.

2. Совет безопасности Российской Федерации.

3. Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

4. Федеральная служба охраны Российской Федерации.

5. Служба внешней разведки Российской Федерации.

6. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Полиция в Российской Федерации.

7. Федеральная миграционная служба России.

8. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

9. Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению понятия безопасности и системы безопасности Российской Федерации. Необходимо объяснить студентам основные элементы системы безопасности, основные функции системы безопасности, силы и средства обеспечения безопасности.

Студенты должны подробно изучить понятие, виды и компетенцию органов, обеспечивающих безопасность в Российской Федерации (Совет безопасности Российской Федерации. Статус Совета безопасности Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации и её задачи по обеспечению безопасности в Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и его основные задачи, Федеральная миграционная служба России, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в системе органов, обеспечивающих безопасность в Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации). Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

ТЕМА 12. Органы предварительного расследования в Российской Федерации.

 

Вопросы к теме

1. Понятие предварительного расследования. Подследственность уголовных дел.

2. Общая характеристика органов предварительного следствия.

3. Общая характеристика органов дознания.

4. Понятие оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскных мероприятий.

5. Общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению понятия и форм предварительного расследования. Необходимо рассмотреть со студентами органы, осуществляющие производство предварительного следствия и дознания, разъяснить понятие подследственности уголовных дел и её виды.

При изучении производства предварительного следствия следует рассмотреть такие органы как Следственный комитет Российской Федерации, органы предварительного следствия в системе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Следственное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальные следственные подразделения органов Федеральной службы безопасности), органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы предварительного следствия в системе Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (Следственный департамент Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и территориальные следственные подразделения органов по контролю за оборотом наркотиков).

При изучении производства дознания следует изучить органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, знать категории уголовных дел, по которым производится дознание. Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

ТЕМА 13. Органы юстиции в Российской Федерации

 

Вопросы к теме

1. Министерство юстиции Российской Федерации.

2. Федеральная служба исполнения наказаний России.

3. Федеральная служба судебных приставов России.

4. Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

5. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению понятия и системы органов юстиции в Российской Федерации.

Необходимо разъяснить студентам основы деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его основные задачи; знать полномочия Министерства юстиции Российской Федерации, организацию деятельности Министерства юстиции Российской Федерации. структуру Министерства юстиции Российской Федерации и систему территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации.

При изучении деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России следует усвоить полномочия Федеральной службы исполнения наказаний России, изучить организацию деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России, знать структуру Федеральной службы исполнения наказаний России и систему территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России.

Следует рассмотреть основы деятельности Федеральной службы судебных приставов России и её основные задачи; знать полномочия Федеральной службы судебных приставов России, основы организации деятельности Федеральной службы судебных приставов России, структуру Федеральной службы судебных приставов России и систему территориальных органов Федеральной службы судебных приставов России. Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

ТЕМА 14. Нотариат в Российской Федерации

 

Вопросы к теме

1. Понятие, значение и задачи нотариата в Российской Федерации.

2. Статус нотариуса в Российской Федерации.

3. Порядок назначения на должность нотариуса и прекращения его полномочий.

Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса.

4. Профессиональная этика в деятельности нотариусов.

5. Органы самоуправления нотариусов в Российской Федерации.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению понятия, значения и задач института нотариата в Российской Федерации. Необходимо дать студентам представление о системе нотариата в России, включающей в себя государственные нотариальные конторы и нотариусов, занимающихся частной практикой.

Необходимо разъяснить статус нотариуса в Российской Федерации, права нотариуса, обязанности нотариуса, ответственность нотариуса, требования, предъявляемые к нотариусу в Российской Федерации, гарантии нотариальной деятельности, ограничения в деятельности нотариуса. Студенты должны ознакомиться с основами страхования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой.

Следует детально изучить порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, порядок назначения на должность нотариуса и прекращения его полномочий, порядок замещения временно отсутствующего нотариуса.

Студентам необходимо изучить нотариальные действия и их виды, уяснить порядок совершения нотариальных действий.

Необходимо знать назначение и компетенцию нотариальных палат (Федеральная нотариальная палата, нотариальные палаты субъектов Российской Федерации).

Особое внимание студенты должны уделить изучению вопросов контроля за деятельностью нотариусов и порядка обжалования нотариальных действий или отказа в их совершении. Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

 

ТЕМА 15. Адвокатура в Российской Федерации

Вопросы к теме

1. Понятие, значение и задачи института адвокатуры в Российской Федерации.

2. Статус адвоката в Российской Федерации.

3. Порядок приобретения лицом статуса адвоката. Основания и порядок приостановления и прекращения статуса адвоката.

4. Профессиональная этика в деятельности адвокатов.

5. Формы адвокатских образований и их полномочия.

6. Органы самоуправления адвокатов в Российской Федерации.

 

Методические указания для преподавателя:

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению понятия, значения и задач института адвокатуры в Российской Федерации.

Следует подробно рассмотреть со студентами организацию адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации. Студенты должны изучить статус адвоката в Российской Федерации, права и обязанности адвокатов, знать требования, предъявляемые к адвокату в Российской Федерации, гарантии независимости адвоката.

Необходимо разъяснить порядок приобретения лицом статуса адвоката, а также основания и порядок приостановления и прекращения статуса адвоката.

Студенты должны изучить формы адвокатских образований и их особенности (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация).

Необходимо подробно изучить формы объединения адвокатов в рамках Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы (Всероссийский съезд адвокатов, Совет Федеральной палаты адвокатов, ревизионная комиссия), адвокатские палаты субъектов Российской Федерации и их органы (собрание (конференция) адвокатов, совет адвокатской палаты, квалификационная комиссия, ревизионная комиссия). Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

ТЕМА 16. Третейские суды в Российской Федерации

 

Вопросы к теме

1. Понятие, правовой статус и виды третейских судов в Российской Федерации.

2. Состав третейского суда. Требования, предъявляемые к третейскому судье.

3. Виды, правовой статус и компетенция третейских судов образованных при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

 

Методические указания для преподавателя:

 

При работе со студентами по указанной теме особое внимание следует уделить изучению понятия и правового статуса третейских судов в Российской Федерации. Необходимо разъяснить студентам виды третейских судов, действующих на территории Российской Федерации, дать представление о третейском соглашении, компетенции третейских судов, принципах третейского разбирательства.

Следует подробно изучить со слушателями порядок образования третейского суда, состав третейского суда, разъяснить требования, предъявляемые к третейскому судье. Используются задачи из различных практикумов и задачников по дисциплине "Правоохранительные органы".

 

ТЕМА 17. Частная детективная и охранная

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...