Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Становление философии и формы её исторического развития.




Тема 2.1. – 2.2. Древневосточная философия.

1. Исторические условия и духовные источники возникновения философии.

2. Древнеиндийская культура и древнеиндийская философия. Джайнизм. Буддизм.

3. Особенности и черты древнекитайской философии. Конфуцианство. Даосизм.

Тема 2.3. Античная философия.

I. Особенности античной философии:

- становление собственно философии (формирование собственной проблематики и собственных категорий);

- связь с науками;

- развитие индивидуального начала.

II. Ранняя древнегреческая философия: особенность философствования и проблематика. Близость к предфилософии.

1 .Милетская школа. Характерные черты и представители

А) натурфилософское решение проблемы первоначала и устройства мира;

В) развитие идей диалектики.

2. Школа пифагорейцев:

А) количественный подход в понимании устройства мира;

Б) душа как бессмертная данность.

3. Элеаты. Направленность проблем и основные представители:

А) субстанция как бытие. Постановка вопроса о соотношении бытия и мышления;

А) Ксенофан. Устройство мира. Физическая и собственно философская картина мира. Понимание истины. Отход от диалектики;

Б) Парменид. Чувственный мир и умопостигаемое бытие;

В) понимание истины.

4. Софисты:

А) философия как учение о мышлении;

Б) постановка проблем гносеологии;

В) релятивизм в обосновании Протагора. Основные аспекты.

III. Классика Античной философии.

1. Сократ:

А) проблема общего. Роль понятий в познании. Понятие истины;

Б) этический антропологизм;

В) понимание морали – мораль как знание.

2. Демокрит как представитель атомистического материализма:

А) мир - это атомы и пустота;

Б) картина мира;

В) идеи диалектики. Понимание движения;

Г) рассуждения о причинности;

Д) человек как часть природы;

Е) трактовка процесса познания.

3. Философская система Платона:

А) развитие проблемы общего;

Б) «мир идей» и «мир вещей». Бытие – небытие. Разрыв сущего и существования;

В) эйдосы и материя. Возникновение мира;

Г) учение о человеке. Понятие души;

Д) гносеология Платона: познание, роль разума, виды знания.

4. Философия Аристотеля:

А) особенности онтологии. Единство материи и формы. Критика Платона;

Б) понятия материи и формы. Иерархия форм. Идея бога;

В) категории как разряды бытия;

Г) причинность в понимании Аристотеля: виды причин и их иерархия;

Д) трактовка процесса познания. Идея внеопытного знания;

Е) разработка логики;

Ж) учение о человеке. Сущность человека;

З) понятие души. Высшая добродетель разумной души.

IV. Постклассический период античной философии.

1. Школа киников.

2. Скептицизм.

3. Учение стоиков.

4. Неоплатонизм.

Тема 2.4. Средневековая философия.

I. Философия в средневековой культуре.

1. Основные черты средневековой философии. Отличие от античной философии.

2. Средневековая картина мира и проблематика философии:

проблема общего, понимание Бога, «Бог – человек», проблема человека, Бог и сотворенный мир, «эссенция» и «экзистенция», иерархия бытия, проблема развития.

3. История средневековой философии:

А) апологетика, гностицизм;

Б) патристика. Общий характер и задачи патристики. Особенность теоцентрической картины мира (единое – мировой разум – мировая душа – тварный мир). Креационизм. Сущность человека и его место в мире. Понимание души: идеи индивидуальности. Проблема познания. Воля и разум. Иллюминизм. «Божественное откровение»;

В) схоластика. Характер и цели учения. Метод схоластической философии. Схоластика и патристика: сравнительный анализ. Онтология – своебразие развития учения Аристотеля. Знание и вера. Особенность гносеологии. Основные формы познания. Человек в схоластике. Понимание души. Решение проблемы общего. Реализм и номинализм. Основные представители.

II. Учение Августина Блаженного: онтология, учение о человеке, гносеология.

III. Фома Аквинский как представитель схоластики: особенность онтологии, гносеологии, учения о человеке.

 

Тема 2.5. Новоевропейская философия

I. Основные черты и направления новоевропейской философии.

Разрыв со схоластикой. Новый способ философствования. Наука и философия.

Картина мира в философии Нового времени. Деизм. Пантеизм. Метафизический материализм.

Гносеологичность философии.

Основные способы решения гносеологической проблематики: сенсуализм, эмпиризм, рационализм, агностицизм.

II. Философское учение Ф. Бэкона.

Отказ от схоластики. Эмпиризм Бэкона. Разработка нового метода. «Освобождение разума от идолов». Учение об опыте. Классификация наук. Понятие истины. Цель познания.

Особенность онтологии Бэкона. Понятие материи. Образование вещей. Механицизм Бэкона.

Учение о человеке. Телесное и духовное в человеке. Понятие души.

 

III. Р. Декарт.

Рационалистическая гносеология Декарта. Признаки достоверного знания. Формы познания и роль интеллектуальной интуиции. Разработка дедуктивного метода.

Учение о методе Декарта. Основание и правила метода.

Онтология. Дуализм. Основные атрибуты субстанций. Модусы субстанций. Понятие материи и движения. Черты метафизичности и механицизма. Идеи духовной субстанции.

Учение о человеке. Понятие человека.

 

IV. Учение Д. Локка.

Сенсуализм Д. Локка. Критика Декарта. Виды опыта и виды идей. Развитие метафизического метода. Познавательные способности души. Классы идей по значению для знания. Учение о языке. Понятие знания. Основные виды знания.

Онтология в философии Локка. Проявление метафизичности. Понятие материи и сознания.

Учение о государстве и праве.

 

V. Пантеизм Б. Спинозы.

Учение о субстанции. Природа творящая и природа сотворенная. Понятие модуса. Атрибуты субстанций. Разработка идей детерминизма. Обоснование всеобщей причинной связи. Метафизичность и механицизм.

Гносеология Спинозы. Рационализм. Основные формы познания и роль интуиции. Адекватные идеи. Виды познания.

Понятие человека. Человек как особый модус. Учение об аффектах. Понимание души. Психофизический параллелизм. Этика Спинозы и проблема свободы.

 

VI. Философия Д. Беркли.

Идеалистическая гносеология Беркли. Учение об идеях. Виды отвлечения. «Идеи» и «души». Их роль в познании. Агностицизм.

Онтология. Отрицание материи. Понятие духовной субстанции. Решение проблемы причинности. Субъективный идеализм Беркли.

 

VII. Д. Юм.

Гносеологическая проблематика в учении Юма. Сенсуализм Юма. Понятие опыта и основные виды восприятий: «впечатления» и «идеи». Ассоциация идей и основные типы. Опытное и внеопытное знание.

Онтология. Мир как «элементы опыта». Субъективный идеализм Юма. Понятие причинности.

Учение о человеке.

 

VIII. Французский материализм XVIII века.

Решение проблемы субстанции.

Разработка проблем гносеологии.

Учение о человеке.

 

Тема 2.6. Немецкая классическая философия.

I. Особенности немецкой классической философии.

II. Философская система И. Канта.

1. Учение о знании. Априорное и апостериорное знание.

2. Теория суждения. Аналитические и синтетические суждения.

3. Процесс познания в трактовке Канта. Активная роль субъекта познания. Основные формы познания. Цель познания. Агностицизм Канта.

4. Познавательные способности разума. Антиномии и их роль в познании.

5. Онтология. Картина мира. Субъективность Канта.

6. Учение о человеке. «Практическая философия» Канта. Знание и вера.

III. Диалектическая система Г. В. Ф. Гегеля.

1. Тождество бытия и мышления как исходный принцип философии Гегеля.

2. Процесс развития как самопознание абсолютной идеи.

3. Разделы философской системы Гегеля. Понятие как центральный пункт гегелевской философии.

4. Основные положения диалектического метода Гегеля. Противоречие между методом и системой

IV .Философия Л. Фейербаха.

1. Учение о человеке – основа философского материализма Фейербаха. Первичность бытия по отношению к мышлению. Сущность человека, с точки зрения Фейербаха. Механицизм в трактовке человека.

2. Онтологические взгляды Фейербаха. Проявление метафизичности.

3. Гносеология. Роль чувственного познания. Задача рационального познания. Критерий истины.

Тема 2.7. Философия марксизма.

I. Особенность исторических условий и теоретические источники философии марксизма:

1. Развитие экономической теории в новых экономических условиях Европы XIX в.

2. Утопический социализм - идеи переустройства общества.

3. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах) как источник марксистской философии.

II. Философское учение марксизма – диалектический материализм.

1. Учение о бытии. Решение проблемы субстанции. Обоснование принципа единства мира. Философское понятие материи, движения, пространства и времени. Преодоление механицизма и метефизичности. Диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса.

2. Гносеология марксизма. Разработка диалектики процесса познания. Социокультурная обусловленность познания. Единство духовного и материального. Роль практики в познании.

3. Учение о человеке и обществе. Преодоление ограниченности предшествующего материализма. Развитие общества как закономерный процесс. Соотношение общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки. Понятие общественно – экономической формации.

 

Тема 2.8. Русская философия.

1. Философские идеи древнерусской общественной мысли.

2. Философские взгляды М.Ломоносова, русских революционных демократов.

3. Традиции русской религиозной философии: славянофилы, Вл.Соловьев.

4. Традиции антропологизма в философии Н. Бердяева.

 

Тема 2.9. Основные тенденции и направления современной философии.

I. Особенности и черты современной философии.

II. Основные направления современной философии:

1. Сциентистская проблематика неопозитивизма, постпозитивизма.

2. Феноменология, прагматизм, структурализм, герменевтика как способы миропонимания.

3. Философия жизни, экзистенциализм, философия психоанализа о человеке и его месте в мире.

 

Раздел 3. Философские проблемы бытия.

Тема 3.1. Проблема бытия в философии.

I. Философская картина мира и понятие бытия.

1. Картина мира как основа мировоззрения человека.

Понятие картины мира и ее значение в жизнедеятельности человека. Мифологическая, религиозная, научная картина мира. Особенность философской картины мира.

2. Понятие бытия в философии.

Понятие бытия как основы философского осмысления мира. Основные проблемы бытия. Бытие как существование, бытие как действительность. Небытие. Действительность и реальность. Содержание понятия «бытие». Формы бытия. Модели мира. Материализм, идеализм, монизм, плюрализм, диалектическая и метафизическая картины мира, детерминизм, индетерминизм.

3. Историко – философские подходы к пониманию бытия.

Субстанциональное понятие бытия. Бытие как мышление. Проблема бытия и мышления.

I. Философское понятие движения.

1. Атрибутивность движения. Движение как изменение вообще.

2. Диалектическая и метафизическая концепции движения. Их противоположность. Исторические формы метафизики.

3. Основные характеристики движения.

Объективность, абсолютность, относительность. Формы движения: понятие, классификация. Типы связей между формами движения. Особенность социального движения.

4. Соотношения движения и покоя.

II. Диалектика бытия.

1. Понятие диалектики.

Исторические формы диалектики.

2.Основные принципы диалектики.

- Принцип связи (отношения). Понятие связи. Типы и виды связей. Понятие взаимодействия и его основные черты. Закон как вид взаимодействия. Классификация законов.

- Принцип развития и принцип историзма. Механизм развития. Развитие, прогресс, регресс.

- Принцип причинности. Понятие причинности.

- Принцип системности. Особенность системного подхода. Понятие системы, структуры.

3.Основные категории диалектики. Понятие категорий.

- Причина и следствие. Понятие причины и следствия. Диалектика причины и следствия. Детерминизм, индетерминизм.

- Необходимость и случайность. Понятие необходимости и случайности. Диалектическая взаимосвязь необходимости и случайности.

- Сущность и явление. Понятия сущности и явления и их взаимосвязь. - Возможность и действительность. Понятия возможности и действительности. Виды возможности. Условия перехода возможности в действительность.

IV. Философское понимание пространства и времени.

Понятие пространства и времени.

1. Историко – философские представления пространства и времени: субстанциональная, динамическая, статическая, реляционная трактовки. Метафизический и диалектический подход в понимании пространства и времени. Субъективный идеализм о пространственно – временных формах.

2. Основные черты пространства и времени: объективность, неразрывная связь со структурными уровнями бытия.

3. Специфические свойства пространства и времени.

Одномерность и необратимость времени. Трехмерность, однородность, изотропность пространства.

4. Особенность социального пространства и времени.

Протяженность, неразрывность и дискретность симметричность социального пространства.

Социальное время: роль субъективности человека. Синхронное и диахронное измерение социальных процессов.

 

Раздел 4. Проблема сознания в философии.

Тема 4.1. Понятие сознания в философии.

I. Материальное и идеальное. История развития проблемы в философии:

1. Учения Платона и Аристотеля.

2. Средневековая философия о месте идеального в мире.

3. Р. Декарт, Д.Юм, Дж.Локк, Г.Лейбниц - трактовка идеального.

4. Развитие проблемы идеального в немецкой классической философии.

5. Диалектический материализм о сознании.

6. Проблема идеального в феноменологии, прагматизме, экзистенциализме.

II. Понятие сознания, его структура и источники. Гносеологический и онтологический подходы к сознанию. Понятие отражения и его основные формы.

III. Проблема сознательного и бессознательного. Психоанализ о роли бессознательного в структуре сознания.

Раздел 5. Проблема человека в философии.

Тема 5.1. Человек и его место в мире.

 

I. Место проблемы человека в системе философского знания.

1.Особенности философского подхода к исследованию человека.

2. Человек в истории философии:

Учения античных философов о человеке (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит).

Средневековая философия о человеке (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

Новоевропейская философия – новое видение человека (Декарт, Спиноза, Французское просвещение XVIII в., Французский материализм XVIII в.).

Немецкая классическая философия (Гегель, Кант, Фейербах) о человеке.

Понимание человека в учении марксизма.

Русская религиозная философия (Вл. Соловьев) о человеке.

Подходы к решению проблемы человека представителями «Философии жизни», экзистенциализма, психоанализа.

3.Деятельностная сущность человека. Проблема мотивации человеческой деятельности.

II. Человек и природа.

1. Биологическая природа человека как философская проблема. Трактовки в исследовании природы человека. Биологизаторские концепции.

2. Человек как субъект.

III. Духовная обусловленность жизнедеятельности человека.

1. Духовность как состояние человека и ее роль в жизни человека. Душевное и духовное.

2. Понятие индивидуальности.

IV. Социальность как необходимое условие существования человека.

1. Социальная составляющая человека: ее содержание и значимость.

2. Самобытность человека, Проблема соотношения внутреннего и внешнего.

3. Понятие личности. Проблема социализации.

V. Проблема свободы человека.

1. Основные подходы в решении проблемы свободы.

2. Свобода как историческое явление.

3. Понятие внутренней свободы человека.

4. Свобода и ответственность.

VI. Смысл жизни и назначение человека.

 

Раздел 6. Познание и жизнедеятельность.

Тема 6.1. Познание как необходимая сторона жизнедеятельности человека.

1. Проблема познания в философии. Особенность философского подхода и способы решения.

Гносеология как особый раздел философии, ее задачи и проблематика.

Гносеологическая проблематика в истории философии: а) традиции античности (Платон, Аристотель, Демокрит, скептики, неоплатонизм); б) средневековая христианская философия; в) гносеологизм новоевропейской философии (многообразие подходов. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Беркли, Д. Юм, Д. Локк); немецкая классическая философия (Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах); диалектический материализм К. Маркса; русская религиозная философия (славянофилы, Вл. Соловьев - идея цельного знания); современная философия (неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм, герменевтика).

2.Основные способы решения проблем гносеологии.

Скептицизм, агностицизм. Конвенциализм.

Познавательно – реалистический подход. Сенсуализм, рационализм: гносеологические позиции и представители.

3. Процесс индивидуального познания.

Чувственное познание, особенность и формы.

Специфика рационального познания и его форм.

Роль интуиции в познании.

II.Познание как вид общественной духовной деятельности.

1. Понятие познания. Деятельностная концепция познания, основные положения:

коллективный характер познания, неразрывная связь с практикой, активная роль преобразующего мир субъекта.

2.Взаимодействие материального и идеального в процессе познавательной деятельности. Роль практики.

3.Диалектическое единство субъекта и объекта познания. Объективирование субъекта и субъективирование объекта.

III. Понятие знания в философии.

1. Отражательная и деятельностная концепции знания.

2. Проблема содержания знания.

3. Понятие знания. Знание как идеальная сторона взаимодействия субъекта и объекта.

IV.Проблема истины.

1. Гносеологические трактовки истины.

2. Основные характеристики истины. Объективность истины. Относительный характер истины. Проблема абсолютной истины.

3. Истина и заблуждение.

V.Научное познание как вид познавательной деятельности.

1. Особенности научного познания.

2. Эмпирический уровень научного познания, его характеристика, формы и методы. Наблюдение, эксперимент, научный факт, индукция, рассуждение по аналогии и др.

3. Теоретический уровень научного познания: понятие, формы и методы. Гипотеза, теория, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация и т.д.

 

Раздел 7. Общественная жизнь.

Тема 7.1. Проблемы социальной философии.

 

1.Общество как система. Строение общества. Основные подходы и социально – философские концепции общества.

2. Основные сферы общественной жизни, их состав и место в общественной системе.

3. Общественное сознание и его роль в жизнедеятельности общества.

4. Формы ценностного освоения бытия.

5. Особенности современного общества.

6. Проблемы человека постиндустриализма.

7. Будущее человечества: прогнозы и перспективы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...