Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема обязательных принципов ПМСП

Понятие о первичной медико-санитарной помощи (ПМСП)

 

В 1977 г. тридцатая сессия Всемирной ассамблеи здра­воохранения постановила, что основной социальной целью правительства и ВОЗ на предстоящий период должно стать достижение всеми людьми в мире такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Эта цель — процесс, ведущий к постоянному улучшению состояния здоровья людей. Решение всех вопросов, связанных с укреплением здоровья, необходимо находить дома, в школе, на пред­приятиях — там, где живут и трудятся люди.

ПМСП — первый уровень контакта человека, семьи, общества с национальной системой здравоохранения, ко­торый максимально приближает медицинскую помощь к месту жительства и представляет собой первый элемент длительного процесса здравоохранения. Она адресована к основным проблемам здравоохранения и предусматривает службы укрепления, реабилитации и лечения. Она также предполагает участие населения в планировании, органи­зации, функционировании и контроле ПМСП. Участие на­селения означает, что отдельные граждане и семьи прини­мают на себя ответственность за собственное здоровье и благосостояние.

Средний медицинский персонал — огромная сила, спо­собная мотивировать общественное мнение и организовы­вать его в нужном направлении.

Средний медперсонал близок к населению. Люди дове­ряют ему. У фельдшера есть большая возможность выяв­лять нужды населения и помогать преодолевать их.

Система здравоохранения обычно организована на раз­личных уровнях, начиная с самого периферийного, извест­ного под названием «коммунального уровня» или первич­ного уровня медико-санитарной помощи.

Промежуточный (районный, областной) и централь­ный уровни связаны с теми звеньями здравоохранения, которые регулируются национальной администрацией. На этих уровнях представляется более сложная и специали­зированная помощь и поддержка. Медико-санитарные службы, институты и учреждения, организации, их сотруд­ники, осуществляющие разнообразные программы в области здравоохранения, оказывают гражданам, их семьям медико-санитарную помощь, которая представляет собою совокупность оздоровительных, охранных, профилактичес­ких, диагностических, лечебных и реабилитационных ме­роприятий.

ПМСП — ядро всей системы здравоохранения. Вокруг нее группируются все остальные звенья системы, деятель­ность которых ориентирована на поддержку ПМСП и обес­печение ее бесперебойного функционирования.

Рис. 1.

Схема обязательных принципов ПМСП

 

Участие населения

Соответствующая Межсекторальное

технология сотрудничество

 

В зависимости от страны и района, функции, реализу­емые этой системой, могут быть различными, но в их чис­ло обязательно должны входить следующие.

1. Просвещение по наиболее важным проблемам здра­воохранения.

2. Содействие снабжению пищевыми продуктами и ра­циональному питанию.

3. Содействие доброкачественному водоснабжению и проведению основных санитарных мер.

4. Охрана здоровья матери и ребенка, в том числе — планирование семьи.

5. Иммунизация против основных инфекционных за­болеваний.

6. Профилактика эндемических в данном районе бо­лезней и борьба с ними.

7. Соответствующее лечение распространенных заболе­ваний и травм.

8. Обеспечение основными лекарственными средст­вами.

Идеи ПМСП должны всегда присутствовать в деятель­ности среднего медицинского персонала независимо от места его работы. Средний медицинский персонал должен быть в первых рядах движения за ПСМП.

Указанные выше восемь элементов ПМСП находятся в зависимости от особенностей проблем, стоящих перед здра­воохранением.

На рисунке 2 показано примерное распределение эле­ментов ПМСП по приоритету.

 

Рис. 2

 

 

Реализация стратегии по достижению здоровья для всех в большей степени зависит от деятельности других секто­ров, помимо сектора здравоохранения (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Межсекторное сотрудничество системы здравоохранения и других служб

 

Система здравоохранения совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в физичесом и психосоциальном окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах.

Фельдшер должен быть компетентен не только в вопросах оказания первой медицинской помощи, но и в вопросах гигиены и организации питания, водоснабжения, профилактики инфекционных, наиболее распространенных заболеваний и травм. Он должен активно участвовать в санитарном просвещении населения.

Итак, воплощение глобальной стратегии ВОЗ «Здравоохранение для всех» базируется на межсекторальном сотрудничестве и участии населения.

Фельдшер за годы обучения осваивает технологию выполнения большого количества манипуляций, постановки диагноза и лечения наиболее распространенных неотложных состояний, заболеваний. Он учится методам обслуживания пациентов, планировать и осуществлять профилактику местных эндемических заболеваний, организовывать основные санитарно-гигиенические мероприятия, осваивает навыки проведения санпросветработы по актуальным проблемам охраны здоровья и способов их решения.

Особое значение в работе фельдшера будет иметь практика активного участия в диспансеризации и реабилитации определенных групп населения и при необходимости использование права освобождения от работы. При обращении к фельдшеру в здравпункте в вечернее и ночное время, когда в поликлинике или амбулатории нет приема и в здравпункте нет врача, фельдшер имеет право выдать справку в произвольной форме, в которой приводится время освобождения от работы и запись о характере заболевания. Справка заверяется печатью. Справки, выданные при указанных выше обстоятельствах, являются официальным документом, оправдывающим неявку на работу, но не служат основанием для выплаты пособия. Справки выдаются по уходу за больными членами семьи и по уходу за здоровыми детьми при наличии карантина в организационных коллективах.

Значимое место в системе ПСМП в нашей стране занимает реабилитационная помощь инвалидам.

Реабилитация инвалидов – система медицинских, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма (статья 9 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов»). Основные задачи деятельности службы МСЭ определены Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», постановлением правительства РФ №965 от 13.08.96, утвердившим «Положение о признании лица инвалидом» и «Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы», и другими нормативными и инструктивными документами.

Цель реабилитации является восстановлением здоровья, трудоспособности, личностного и социального статуса инвалидов, интеграции и реинтеграции в обычные условия жизни общества.

Конкретные реабилитационные задачи определяются особенностями заболевания, характером и степенью нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности и со­циальной недостаточности инвалида.

Статус инвалида определяет МСЭ (медико-социальная экспертиза) по представлению документов врачами пунк­та МСЭ. Здесь же разрабатывается индивидуальная про­грамма реабилитации инвалида.

В соответствии с классификацией ВОЗ реабилитация инвалидов включает в себя:

Ø медицинскую реабилитацию, которая состоит из восста­новительной терапии, хирургии, протезирования и т. д.;

Ø профессиональную реабилитацию, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального об­разования, трудоустройства и профессионально-произ­водственной адаптации;

Ø социальную реабилитацию инвалидов, которая состо­ит из социально-средовой и социально-бытовой адап­тации.

В комплексе реабилитационных мероприятий важное место отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют исключительно важное значение при осу­ществлении программ всех трех видов реабилитации.

В процессе реабилитации выделяют три этапа.

1. Этап восстановительного лечения (восстановление биомедицинского статуса), направленный на восстановле­ние нарушенных функций и здоровья больных и инвали­дов. В результате этого этапа может произойти полное вос­становление здоровья и возвращение пациента к обычной деятельности.

2. Этап социализации и ресоциализации (восстановле­ния индивидуально-личностного статуса), направленный на развитие, формирование, восстановление или компен­сацию социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок инва­лида.

3. Этап социальной интеграции и реинтеграции (вос­становления социального статуса), направленный на ока­зание содействия и создание инвалидам условий для вклю­чения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества.

Каждый из этапов реабилитации имеет свои конкрет­ные цели и задачи, отличается мерами, средствами и мето­дами реабилитационного воздействия.

Индивидуальная программа инвалида составляется на один год, после чего анализируется выполнение програм­мы и составляется новая на следующий год с учетом с тех изменений в здоровье пациента, которые произошли за отчетный год. Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации (ИПР) выносит реабилитолог-эксперт при очередном переосвидетельствовании или при контрольной явке инвалида в порядке динамического на­блюдения в бюро МСЭ.

Выполнение медицинской программы реабилитации инвалидов в сельской местности организует и осуществля­ет фельдшер.

Осуществляется медицинская реабилитация в следую­щих формах:

Ø стационарное лечение;

Ø амбулаторное лечение;

Ø санаторное лечение;

Ø диспансерное наблюдение.

Для проведения реабилитационных мероприятий мо­гут бьгть использованы: центры здоровья, центры профес­сиональной реабилитации, специальные учебные заведе­ния для инвалидов, территориальные центры социальной защиты, дома-интернаты, пансионаты и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...