Профессиональное, нравственное самовоспитание будущего фельдшера
Фельдшер станции скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерского пункта первым встречается с больным или пострадавшим. От правильной диагностики, выбора тактики фельдшера зависит здоровье и жизнь пациента. Поэтому фельдшер должен проникнуться желанием глубоко постигать теоретические знания дисциплин, практические навыки. Пациенты ждут визита грамотного, глубоко эрудированного фельдшера. Фельдшер обязан владеть не только специальными знаниями, но и профессиональными навыками общения и творческого подхода к своим должностным обязанностям. Он должен постоянно внедрять в комплексе работы с пациентами сестринский процесс. Сестринский процесс включает следующие этапы: обследование пациента, выявление его проблем (сестринский диагноз), разработку плана действий медицинской сестры, выполнение плана и оценку эффективности действий медсестры (рис. 4).
Рис. 4 Структура сестринского процесса.
Многие пациенты, заболев впервые, вынуждены обратиться за медицинской помощью и находятся в центре внимания медсестры и фельдшера вместе со своими проблемами. Необходимо помочь пациенту адаптироваться к условиям лечебного учреждения. Фельдшер и медицинская сестра оказывают психологическую поддержку пациенту, больному ребенку и его родителям, окружают их теплом и заботой. Для того чтобы реализовать эти задачи, фельдшер должен вырабатывать у себя особые нравственные качества. Заболевания внутренних органов, как и многие другие болезни, действуют на психику пациента, вызывая у него страхи, опасения. Фельдшер должен быть предельно чутким, внимательным, доброжелательным по отношению к пациенту. Он должен обладать особым терпением и чувством такта. Приветливость, спокойствие, выдержка уже сами по себе создают у пациента уверенность в выздоровлении. Фельдшер своим внешним видом должен успокаивающе действовать на пациентов, внушать им полное доверие.
Важным качеством является дисциплинированность, точное выполнение врачебных рекомендаций и творческое к ним отношение. Несмотря на капризы некоторых пациентов, нежелание принимать лекарства, фельдшер должен, не вступая в пререкания с пациентом, успокоить его, добиться четкого выполнения назначений. По отношению к пациентам, нарушающим режим, дисциплину, следует проявлять строгость (не грубость) и категоричность. Внимательное отношение фельдшера и всего медицинского персонала способствует созданию в лечебном учреждении нормального психологического климата, вызывает у пациента доверие к фельдшеру. Доверие возникает и в том случае, если фельдшер, медицинский персонал сохраняют тайны пациента, понимают его, проявляют к нему уважение. Не следует обращаться к пациенту на «ты», желательно обращаться к нему по имени и отчеству. Каждому пациенту нужен строго индивидуальный подход с учетом всех его личностных особенностей и обстоятельств. Неосторожное слово или неправильное поведение фельдшера могут вызвать у пациента ятрогенное заболевание. К ятрогенным заболеваниям склонны мнительные люди, которые проявляют чрезмерный интерес к своему здоровью. Развитию ятрогении в ряде случаев может способствовать фельдшер, который превышает свои полномочия, разъясняя пациенту сущность его заболевания, результаты исследований и критикуя действия врача. Лучшей профилактикой ятрогенных заболеваний является соблюдение медицинской этики и правил деонтологии. Деонтология — принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение качества лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской помощи. В центре внимания деонтологии — взаимоотношения между врачом (фельдшером) и пациентом, его родственниками и друзьями, между собою (фельдшер — фельдшер, фельдшер — врач, фельдшер — медсестра).
Общаясь с пациентом, фельдшер должен говорить правильным русским (или другим) языком, не использовать в своей речи непонятных слов, терминов, фривольных шуток, что может вызвать у пациента недоверие к нему. Допустив какую-то профессиональную ошибку, фельдшер должен немедленно принять меры к ее исправлению. Следует сразу же сообщить об этом врачу. Не надо в этом случае бояться отрицательной реакции руководителей. Сообщить о допущенной ошибке — долг каждого медицинского работника. Интересы пациента следует ставить на первое место. От любви к профессии и внимательности в значительной мере зависит успех лечения. Любовь к професии не приходит сама по себе. Ее следует развивать со школьной скамьи. Помогают в этом примеры великих людей. Примечательно, что высокогуманные принципы врачебной деятельности нередко с неудержимой силой привлекали к медицине людей, имевших поначалу совершенно другие устремления и планы. Прославленный терапевт С. П. Боткин в молодости мечтал о математическом факультете, но в год поступления на все факультеты, кроме медицинского, прием был закрыт Николаем I. Медицина полностью захватила Боткина благородством своих основных принципов. Будущий венский профессор Теодор Бильрот, обладавший выдающимся музыкальным талантом, по настоянию матери получил медицинское образование и стал одним из корифеев хирургии. Так же и создатель хирургической эндокринологии В. А. Оппель пренебрег ради медицины музыкальной карьерой. Прекрасными художниками были прославленный окулист В. П. Филатов, профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий и др. Личность медработника, метод и стиль его работы, умение обращаться с пациентом уже сами по себе оказывают лечебное воздействие. Однако все это достигается постоянным совершенствованием знаний и опытом. В настоящее время высоко оценивается компетентность специалиста (фельдшера). Это значит:
Ø выработать в себе коммуникативные качества, находить общий язык с пациентами, коллегами, администраторами; Ø умение найти работу, показывая свой объем знаний и умений; Ø при необходимости уметь постоять за себя, соблюдая этику общения и пользуясь аргументацией, основанной на знаниях закона и своих прав. Только такой фельдшер, знающий региональную патологию и профессионально добивающийся снижения заболеваемости, борясь за чистоту экологии, пропагандируя здоровый образ жизни населения и особенно молодежи, достоин признания, уважения и положительной оценки труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|