Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционные основы и принципы финансовой деятельности




финансовая деятельность- деятельность государства и соответствующих и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для обеспечения, функционирования и развития государства или соответствующих публично-территориальных образований.

 

Принципы

Общеправовые:

1. Законности.

2. Гласность.

3. Плановость.

4. Федерализм

Специально-правовые:

1.единство финансовой политики и денежной системы РФ;

2.равноправие субъектов

3.социальная направленность

5.соблюдение финансовой дисциплины;

6.участие граждан

 

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. В настоящий период идет кардинальное обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами существенному изменению подвергается налоговое законодательство.

 

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово плановых

актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

 

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Единство финансовой политики и денежной системы. Со­гласно финансово-правовым норма самостоятельность субъек­тов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложе­ния и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же за­креплено единство бюджетной системы, единый порядок финан­сирования бюджетных расходов и т.д. Единство финансовой политики является необходимым усло­вием гарантированного Конституцией РФ единства экономичес­кого пространства в РФ, свободного перемещения*финансовых средств (ст. 8)Единство финансовой политики требует единой денежной сис­темы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключи­тельно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75)

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой дея­тельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федераль­ное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Россий­ской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Фе­дерации осуществляет собственное правовое регулирование фи­нансовых отношений и самостоятельную финансовую деятель­ность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает, как уже отмечалось, из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное госу­дарство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие челове­ка (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума опла­ты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, мате­ринства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пен­сий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Для реализа­ции всех этих мер в распоряжении государства требуется сосредо­точение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, то есть финансовая деятельность опре­деленной целенаправленности. Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисные яв­ления в экономике страны не позволяют реализовывать данный принцип в необходимой мере.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государст­ва и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в уп­равлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Принцип взаимной ответственности государственных Органов и граждан в области финансовой деятельности. В правовом государстве государство в лице уполномоченных государственных (муниципальных) органов власти и граждане взаимно ответственны в области финансовой деятельности, т.е. равны перед законом и одинаково несут юридическую ответственность за действия, не согласованные с законом. Данный принцип предполагает, что органы государственной (муниципальной) власти и их должностные лица за совершенные. правонарушения или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей в области финансовой деятельности несут соответствующую юридическую ответственность: дисциплинарную, финансовую, административную и уголовную. Вместе с тем принцип ответственности применительно к финансовой деятельности государства означает привлечение к ответственности (административной, финансовой, уголовной) граждан за нарушение финансового законодательства, в основном за налоговые правонарушения (непредставление налоговой декларации, неуплата или неполная уплата сумм налогов и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...