Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностные качества Емельяна Пугачева




 

        Пугачев своей натурой был очень похож на Екатерину II. Его натура тоже двойственна, но его двойственность, в отличие от Екатерины, полностью сформирована властью, также взятой сомнительно - вследствие восстания.

        Когда он только начинал поднимать яицких казаков на борьбу с тяжкой долей, он преследовал простые человеческие цели: он хотел помочь людям добиться свободы, лучших условий жизни и равноправия.

        Но только Пугачев ощутил всю мощь власти, сосредоточенной в его руках, как сразу проявляется двойственность его натуры. Он по-прежнему подпитывает восставших обещаниями о восстановлении всех утерянных вольностей (также, как Екатерина подпитывает доверие дворян постоянными подачками и послаблениями), но в его душе назревает желание завладеть властью большей, чем он владеет. Он хочет стать Петром III, а не только называться его именем. Он хочет стать вровень с Екатериной.

           

 

Две судьбы…

         Сравнивая этих двух невероятно сильных и значимых в истории России людей, я увидела очень много сходств, как личностных качествах, так и в решениях и делах. 

        Самое большое их сходство - это способ прихода к власти. Они пришли к власти незаконным путем. Екатерина вследствие заговора против Петра III, а Емельян – вследствие восстания и обмана (он выдал себя за Петра)

        Второе, не менее важное сходство, это способы формирования социальной базы. Как и Екатерина, которая для поддержания своей власти и веры в неё раздавала дворянству всяческие преимущества, почести и материальные блага (деньги, земли с крестьянами и т.д.), так и Емельян Пугачев раздавал людям, верившим в его власть, казенные деньги и продукты питания. Хотя Емельян Пугачев и называет себя “народным вождем”, но методы формирования социальной базы у него, как у политической элиты.

        Хотя и Екатерина, и Емельян Пугачев происходили из семей разного сословия и достатка, это были  люди своего времени, своего общества, воспитанные в феодальных ценностях. Они не смогли подняться над своим временем, над своим воспитанием и своими принципами, поэтому они не увидели исторической перспективы, открывающейся перед Россией.

        Но самое главное их сходство заключается в личностных качествах. Оба этих человека очень корыстны, властолюбивы, преследуют   и стараются всеми средствами достичь свои личные цели и удовлетворяют свои личные амбиции, и в этой буре чувств теряются нравственные и духовные ценности.  

        Но и без отличий не может быть, ведь это два разных человека. Единственное и главное их отличие - это вынашиваемые идеи. Если у Екатерины – идея просвещенного абсолютизма, то у Емельяна эта идея выражена не в политическом смысле, а в более материальном. Он хочет добиться освобождения народа от тяжкой участи, расширить права и улучшить всеобщее положение низшего слоя общества. Но в дальнейшем у Емельяна проявляется и другая цель: получение власти, равносильной Екатерининой. 

          Почему же Екатерина, слывшая просвещенной монархиней, не увидела возможностей, открывавшейся перед Россией с отменой крепостничества? Почему поспешила так жестоко расправиться с Емельяном Пугачевым?                                    

        Просто Екатерина была безгранично властолюбива и корыстна, ей было важнее удержать власть в своих руках, нежели последовать идеям просвещенчества и отменить крепостное право, рискуя потерять или ограничить свою власть.

        Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико, потому что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. У Екатерины II нельзя отнять той чести, что  будучи последовательницей Петра I, она поняла и счастливо закончила то, чего не успел закончить Петр I. И эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие перед ней ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей. Но Екатерина не смогла увидеть конечную цель Петра Великого (Петр I на подсознательном уровне своими реформами хотел в конечном итоге добиться отмены крепостного права, чтобы ускорить Россию в развитии, сделав её самой развитой страной в Европе), поэтому не достигла этой цели, решив лишь отдельные задачи, которые ставил Петр. Она усилила и расширила границы России. Во время её царствования Россия достигла такого могущества и влияния на европейские страны, что, по словам современника Екатерины II А.А. Безбородько, ни одна пушка в Европе не смела, выстрелить без позволения России. И это был страх и уважение.  

        В это время Россия так же, как другие страны в Европе, должна была становиться индустриальной страной. Но из-за столкновения двух ярких, сильных личностей этой эпохи, Екатерины II и Емельяна Пугачева, Россия не только не продвинулась в своем развитии, она была на сто лет “законсервирована” в нем, т.к. крепостное право было усиленно, что мешало стране полноценно развиваться. И поэтому неслучайно её правление называют золотым веком дворянства. Если в государствах Европы началось или уже прошло индустриальное становление, прошли буржуазные революции, отменялось крепостничество и падал феодализм, то в России об этом не было даже речи. Величие Екатерины в том, что она сохранила Россию, при этом расширив границы страны, улучшив её геополитическое положение. Но как лидер, не владеющий устойчивым характером, она принимала неверные решения. Испугавшись восстания она прекратила свою реформаторскую деятельность.

         

 

Заключение

        Историки неоднозначно оценивают екатерининскую эпоху: в то время просвещение и деспотизм оказались неразрывно, неразделимо связанными между собой. 

        Во время её царствования повсеместно развивалось образование, было введено и развито женское образование, развивалась наука и культура, создавались учреждения для сохранения культурных ценностей. Укреплялось территориальное положение России, процветала внешняя политика и дипломатия, развивались торговые отношения.

         Но не обошлось и без мощных социальных взрывов и всплесков недовольства  со стороны простых людей. Во время её царствования, как и в любую другую эпоху, народ терпел множественные лишения и притеснения, что вызвало мощное недовольство и повлекло за собой очередное народное восстание.

        Вообще любой социальный взрыв это трагедия для государства, но не умение правителя предотвратить этот социальный взрыв - это двойная трагедия. В результате слишком прямой, бескомпромиссной тактике правления Екатерина II не смогла предотвратить Четвертую крестьянскую войну, которая повлекла за собой усиление крепостного права. Так в результате столкновения Екатерины и Емельяна Пугачева, которое должно было повлечь за собой продвижение страны в своем развитии, она наоборот была остановлена в движении.

        Выполнив свою работу, я стала глубже разбираться в вопросе о роли сильных личностей в истории развития страны. Рассмотрев этот вопрос на примере Екатерины II и Емельяна Пугачева, я увидела влияние, оказанное ими на ход истории. Теперь, зная алгоритм оценки, я могу оценить любого лидера и события, произошедшие во время его лидерства.

 

Список литературы

1. Авадяева Е., Зданович А. “ 100 великих казней ” Москва, 1999 г.

 

2. Буганов В. И. “ Емельян Пугачев ” Москва, 1989 г.

 

3. Горский А. Д. “ Материалы по истории СССР” Москва, 1989 г.

 

        4. Ключевский В. О. “Сочинения в девяти томах. Курс русской истории”

Москва, 1989г.

 

       5. Муратов Х.И. “Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева”    Москва, 1970 г.

 

       6. Орлов А.С., Георгиев В.А. “Пособие по истории для подготовительных отделений вузов”

Москва, 1984 г.

 

   7. Платонов С. Ф. “Лекции по русской истории”,                                                 журнал Родина № 1 за 1993 г.

 

  8. Потемкин В. П. “ История дипломатии ” Москва, 1941 г.

 

  9. Тихомиров М. Н. “ Крестьянские и городские восстания на Руси 17-18 в.в.”

Москва, 1974 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...